– сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания
Исторические формы мировоззрения
Мифологическое
Синкретическое (синкретизм – нерасчлененность) эмоционально-образное представление о явлениях природы и общества, выраженное в символической форме
Религиозное
Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. Специфика религиозного мировоззрения заключается в том, что основным элементом является наличие культовой системы, т.е. системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным
Философское
Рационально-теоретическое освоение мира
Научное
Рационально-теоретическое и эмпирическое освоение мира
Художественное
Творческое освоение действительности посредством художественных образов, в создании которых значительную роль играют эмоции, интуиции, символы, индивидуальные переживания.
Компоненты мировоззрения
1) Познавательный –обобщенные знания (повседневные, профессиональные, научные и т.д.)
3) Эмоционально-волевой –превращение в личные взгляды знаний, убеждений, ценностей, установок и т.д.
2) Ценностно-нормативный –ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д.
4) Практический –реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.
Основной вопрос философии – онтологические и гносеологические отношения материи и сознания
Идеализм –направление философии, которое исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического
Материализм -направление философии, признающее первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания и наших ощущений (объективно)
Объективный идеализм –первоосновой мира признается «мировой разум», существующий независимо от человека и его сознания
Субъективный идеализм –исходит из примата субъективного сознания (сознания человека) по отношению к внешней реальности и отрицает ее независимость от воли и сознания субъекта.
Основной вопрос гносеологии:
познаваем ли мир?
АГНОСТИЦИЗМ – мир в принципе не познаваем
РЕЛЯТИВИЗМ– мир познаваем только частично и всегда субъективно
мир в принципе познаваем
Функции философии
Мировоззренческие –информация о мире в целом и отношение человека к этому миру
Методологические –комплекс принципов и всеобщих методов познания
гуманистическая – помогает осмыслить окружающую действительность
культурно-воспитательная –способствует формированию у человека важных качеств культурной личности
эвристическая –содействие приросту научных знаний и создание предпосылок для научных открытий
интегрирующая –отражает объединяющую роль философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему
социально-аксиологическая –разработка представлений о ценностях, нормах, идеалах
объяснительно-информационная –разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека
координирующая –согласовывает целесообразность методов в процессе научного исследования
логико-гносеологическая –разработка самого философского метода, его нормативных принципов, логико-гносеологическое обоснование понятийных и теоретических структур научного знания
Этапы формирования философии
Основные периоды философии
Философия Древнего Китая
Школа
Основная проблематика
Школа Инь-Ян
Философия природы (натурфилософия), проявление в природе Инь и Ян и их взаимодействие
Конфуцианство
Этико-политическая проблематика
Моизм
Социально-политическая проблематика
Школа имен
Проблемы семантики: связь между именами и обозначаемыми объектами и явлениями
Легизм
Законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми
Даосизм
Природа и сущность Дао и Дэ и их проявления в природе и обществе
Философия Древней Индии
ВЕДЫ
РИГВЕДА
Собрание гимнов, обращенных к ведическим богам
САМАВЕДА
Описание правильного произнесения гимнов Ригведы
ЯДЖУРВЕДА
Описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы
АТХАРВАВЕДА
Собрание заклинаний
Система священных текстов
ВЕДЫ
Гимны и заклинания
БРАХМАНЫ
Комментарии к Ведам
АРАНЬЯКИ
Комментарии к ведам, предназначенные для отшельников
УПАНИШАДЫ
Религиозно-философские тексты
Основные школы
Ортодоксальные(признают авторитет Вед)
Неортодоксальные(не признают авторитет Вед)
Признаю только Веды:
Миманса и Веданта
Признают Веды и другие источники:
Санкхья, Вайшешика, Ньяя, Йога