Основные мировоззренческие системы
| Социально-исторические условия формирования
| Особенности
мировосприятия
| Форма
отражения действительности
|
Мифология
| Древнее общество:
зависимость от природы, коллективный труд, отсутствие социального неравенства.
| Синкретизм мировосприятия. Представление о единстве мира, неразрывной взаимосвязи человека и природы.
| Фантастические представления,
эмоционально-образная форма.
|
Религия
| Формирование общественного разделения труда и системы социального неравенства.
| Мир разделяется на 2 части: 1)естественный, воспринимаемый органами чувств, 2) сверхъестественный, недоступный чувственному восприятию
основа религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественное.
| Иллюзорные представления, эмоционально-образная форма.
|
Философия
| Классово организованное общество.
| Представление о единстве бытия, в котором выделяются два основных типа реальности: материальная и духовная.
| Рациональная,
логико-понятийная форма.
|
Онтологическая
(что первично?)
| Гносеологическая
(познаваем ли мир?)
| Основные
философские
направления
|
Первично
материальное начало
|
мир познаваем
(гносеологический оптимизм).
|
материализм
|
первично
духовное (идеальное) начало:
а) объективное, т.е. существующее независимо от человеческой воли и сознания;
б) субъективное – индивидуальное человеческое сознание
|
обычно: мир познаваем, но в определенных пределах;
обычно: достоверное знание об объективном мире получить нельзя (агностицизм)
|
идеализм:
объективный
субъективный
|
Материальное и духовное – равноправные, независимые друг от друга начала
|
обычно: мир познаваем
|
дуализм
|
Исторические формы материализма
| Условия формирования
| Особенности восприятия действительности
|
стихийный
материализм
(античная натурфилософия)
| Созерцательный тип осмысления действительности. влияние мифологии.
| субстанция бытия отождествляется с различными природными стихиями.
|
атомистический материализм
(возник в античности: учения Левкиппа, Демокрита, Эпикура;
просуществовал до конца xix вв.)
| Возник как разновидность стихийного материализма. в Новое время был положен в основу естественнонаучной картины мира.
| первоосновой мира признается атом как мельчайшая неделимая частица.
|
Механистический (метафизический) материализм
(философия
Нового времени).
| Рост промышленного производства. бурное развитие точных и естественных наук.
| материальный мир рассматривается как механическая система, развитие природы и общества объясняется законами механики.
|
Вульгарный
материализм
(середина xix в.: К.Фохт, Л.Бюхнер, Я.Молешотт)
| Развитие естествознания, стремление решить философские проблемы через естественнонаучные исследования.
| человеческое сознание трактуется как физиологическая функция мозга, отрицается его социальная сущность.
|
антропологический материализм
(XIX в.:
немецкая классическая философия – Л.Фейербах,
русская философия – Н.Чернышевский).
| Буржуазная трансформация общественных отношений. развитие естественных наук. критика религиозного понимания природы человека.
| Человек рассматривается как вершина эволюции природы, ее разумная часть. Недооценивается социальная сущность человека.
|
Диалектический материализм
(вторая половина ХIХ в. – марксизм).
| Социально-политические процессы в Западной Европе ХIХ в. Научные открытия: закон сохранения энергии, теория клеточной структуры живых организмов, теория эволюции. Влияние немецкой классической философии (диалектика Гегеля, материализм Фейербаха).
| Изучение общих закономерностей развития природы, общества и человеческого сознания основано на положении о материальном единстве и непрерывном развитии мира.
|