Роль СМИ в политической системе.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Вариант №28 Средства массовой информации: один из каналов политического давления или «четвертая власть»? I. ВВЕДЕНИЕ Наверное, каждый из нас может согласиться с тем, что средства массовой информации (или коротко – СМИ) оказывают определенное влияние на политику. Одни считают, что это влияние очень мало, «стремится к нулю», - как сказали бы математики, - что средства массовой информации есть лишь своеобразные зеркала политической и экономической жизни общества, отражающие всю действительность происходящих событий. Но гораздо больше тех, кто утверждает обратное: влияние СМИ на политическую жизнь общества весьма существенно. Чем шире распространяются эти средства (раньше это были журналы и газеты, затем радио и телевидение... теперь даже рассылки новостей на мобильный телефон), тем все сильнее и сильнее становится их влияние. А то, на сколько велико это влияние, и будет изложено в моем реферате... II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Что такое СМИ? С большой долей уверенности можно сказать, что средства массовой информации – это важнейший институт политической системы. В последнее время их все чаще именуют «четвертой властью». Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена. Если экономика может функционировать на основе рыночного саморегулирования, то политика невозможна без опосредованных форм общения (газет, радио, телевидения и др.). Коллективный характер реализуемых в политике целей требует их обязательного осознания разделенными в пространстве гражданами, координацию их поведения. Это практически недостижимо при непосредственном общении с людьми, здесь нужны специальные средства информации. Эти средства и называют средствами массовой информации (СМИ), средствами массовых коммуникаций (СМК) или масс-медиа.
СМИ представляют собой учреждения, создаваемые для сбора, обработки и открытой, публичной передачи с помощью специальных технических средств различной информации для широких слоев народа. Необходимо оговориться, что принято отличать средства массовой информации от средств массового воздействия (театра, эстрады, художественной литературы и др.). Средства массового воздействия, в отличие от средств массовой коммуникации, не имеют признака систематического, регулярного включения аудитории, обращение к ним носит эпизодический характер. Но их объединяет «социальная среда, в которой они функционируют, использование языка в качестве способа передачи информации, наличие технических средств тиражирования и распространения информации, возможность сознательного регулирования процесса коммуникации». К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, массовые справочники, кино-, звуко-, видеозаписи, а также и некоторые иные способы коммуникации. В последнее время в Интернете появилось много специальных сайтов, отображающих на своих страницах ленты последних новостей1. Многие из них даже предлагают бесплатно подписаться на рассылку новостей по электронной почте (E-mail). Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудио-визуальные СМИ, прежде всего телевидение (сегодня практически каждая семья располагает телевизором). Наиболее мощное воздействие телевидения объясняется рядом причин. Важнейшей из них является присущее телевидению свойство, называемое «визуальным давлением», то есть зрительным образом информации. Поскольку научная и другая серьезная информация плохо совместима с экранным изображением, то она остается для печатных коммуникационных средств и радио. Общая тенденция современного мира - растущее влияние ТВ и относительное ослабление воздействия на население печатной продукции и радиопередач. Так, например, в Германии граждане тратят в 5,3 раза больше времени на просмотр телевидения, чем на чтение газет. В Пермской области от 60 до 90% (!!!) свободного времени взрослые люди проводят у телевизора (обленились совсем!). Телевидение лидирует среди других СМИ и по силе убеждающего воздействия, доверия граждан, ибо люди склонны больше верить глазам своим, чем услышанному или прочитанному («Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать»). Другой причиной является огромное повышение цен на газеты, журналы, книги (особенно в России), существующая иллюзия «бесплатности»2телевидения.
Роль СМИ в политической системе. Какова же роль средств массовой информации в политической системе и в жизни общества? Функции СМИ весьма разнообразны. Но важнейшей из них является информационная. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку, то есть пропускание через призму своих идеологических мировоззрений. Одну и ту же новость (информацию) можно представить так, что она изменит свой первоначальный смысл. Конечно, не все сведения, распространяемые по средствам массовой информации, носят политический характер (например, прогноз погоды, развлекательные, спортивные и другие программы (но и тут без пива с прыгающей пробкой не обойтись!)1). К политической информации относится та, которая имеет общественную значимость и на основе которой у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и других сферах жизни общества. Существуют общепринятые нормы деятельности государственных средств массовой информации. Они не могут быть рупоромисключительно правительства. Проводится четкое разграничение между понятиями «политические новости» и «политическая программа». Если политические программы могут выражать позицию различных политических сил и групп населения, то для новостей действует правило строгого ограничения количества комментариев ведущего: в случаях, когда избежать их невозможно, они должны освещать позиции различных сторон. В тексте политической информации не должно быть логических и языковых конструкций оценочного характера, не говоря уже о приемах из арсенала психологической войны: подтасовки фактов, убеждающей риторики, целенаправленной интонации и мимики, особых приемов монтажа и т.д. Темы сообщения и состав действующих лиц должны отражать всю социальную структуру общества и волнующие его, а не какую-то отдельную группу проблемы.
Что касается политических программ на телевидении и радио, то в них должно предоставляться эфирное время всем различным силам, представленным в общественной жизни и выборных органах власти. Лишь в этом случае у оппозиции имеется полноценная возможность соревноваться с правительством в борьбе за умы и души граждан. В цивилизованном мире признается, что если эти требования не выполняются, то налицо - сознательная попытка СМИ навязать общественному сознанию исключительно свое видение событий. Такой тип освещения именуетсяинформационным тоталитаризмом. Монопольное право определять объем, содержание и характер информации, ежедневно входящей в каждый дом, дает руководству СМИ реальной власти больше,чем есть у правительства и оппозиции вместе взятых. Многообразие функции СМИ К другим функциям СМИ относятся: • образовательная, которая проявляется в сообщении людямзнаний,позволяющих оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно (или ложно) ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации; • социализация, связанная с усвоением людьми политических и социальных норм, ценностей, образов поведения, форм и методов разрешения конфликтов. Эта функция позволяет личности адаптироваться к социальной действительности; • критики и контроля, которые основываются на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен, так как они дают не только юридическую, но и моральную оценку событиям и лицам. Критика СМИ отличается широтой своего объекта. Если критика оппозиции чаще всего сосредотачивается на правительстве и поддерживающих его партиях, то объектом внимания масс-медиа являются и Президент, и правительство, и королевские особы, и сами средства массовой информации. Контрольная функция СМИ особо необходима при слабой оппозиции и несовершенстве системы государственного и общественного контроля;
• мобилизационная функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или к бездействию), в их вовлечении в политику СМИ обладают необъятными возможностями влияния на разум и чувства людей, образ их мыслей, критерии оценок, стиль и мотивацию политического поведения. К другим функциям СМИ относятся инновационная (приобщение населения к различным нововведениям), оперативная (сообщение экстренной информации к действию), формирования общественного мнения. Перечисленные выше функции не существуют изолированно, они постоянно реализуются во всем их комплексе, всесторонне влияя на все стороны жизни общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|