Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма советского государства

В период политики военного коммунизма форма правления- республика — оставалась неизменной. Несмотря на трудности военного времени, съезды Советов собирались регулярно и определяли основные направления деятельности советского государства. Однако другие компоненты формы — государственное устройство и политический режим — были существенным образом изменены. Особенно интенсивно шел процесс образования автономных республик в составе РСФСР, в ходе которого были выработаны общие принципы их вхождения в федерацию, а также определены предметы ведения и полномочия федеральных органов государственной власти и государственных органов автономных республик.

Из созданных в начале 1918 г. автономных республик в составе РСФСР сохранилась лишь Туркестанская республика. Центральные советские и партийные органы принимали неоднократные попытки преодолеть разногласия относительно предметов ведения и полномочий республики, выявившиеся в ходе переговоров с Чрезвычайной делегацией в июле 1918 г. 24 сентября 1920 г. IX съезд Советов Туркестана принял Конституцию Туркестанской АССР, которая в полной мере удовлетворяла и Центр, и Республику.

К компетенции федерации были отнесены вопросы внешних сношений: военное дело и внешняя торговля. Наркомы путей сообщения, почты и телеграфа, продовольствия, председатель Центрального совета народного хозяйства назначались ТУРКЦИКом и подлежали согласованию с соответствующими федеральными органами. Народный комиссар финансов Туркестана подлежал утверждению Наркоматом финансов РСФСР. Все остальные вопросы могли решаться непосредственно Туркестанской республикой, ее органами.

21 апреля 1921 г. ВЦИК специальным декретом объявил об образовании Туркестанской Советской Социалистической Республики в составе РСФСР, одобрив основные положения ее Конституции.

К моменту конституционного закрепления статуса Туркестанской республики в составе РСФСР были образованы другие автономные республики, и в частности Автономная Советская Башкирская Республика. Декрет о се государственном устройстве ВЦИК утвердил 19 мая 1920 г. Всебашкирский съезд Советов 25 июля 1920 г. одобрил декрет ВЦИК и избрал ЦИК и СНК Башкирии. Становление этой автономной республики проходило в острой борьбе между сторонниками образования Татаро-Башкирской Советской Республики и теми, кто настаивал на самостоятельном определении государственности башкирского народа.

Наркомат национальностей своим декретом от 22 марта 1918 г. предусматривал образование Татаро-Башкирской Советской Республики. Против декрета резко выступила определенная часть населения Башкирии, желавшая образовать самостоятельную автономную республику. Образованное летом 1918 г. башкирское правительство сформировало свои вооруженные силы и выступило на стороне белогвардейцев. Поражение колчаковских войск резко изменило курс правительства Башкирии. В начале марта 1919 г. оно признало советскую власть, перешло на ее сторону и объявило восточную часть Башкирии составной частью РСФСР под названием «Башкирской Советской Республики».

20 марта 1919 г. ВЦИК утвердил «Соглашение Центральной Советской власти с Башкирским Правительством о Советской Автономии Башкирии». Соглашением признавался факт образования Башкирии на правах автономной республики. Однако ВЦИК не отменил прежнего решения Наркомата национальностей о создании Татаро-Башкирской Советской Республики и тем самым дал повод для активных действий в защиту декрета Наркомата национальностей. II Всероссийский съезд коммунистических организаций народов Востока, проходивший 22 ноября —3 декабря 1919 г., большинством голосов высказался за создание Татаро-Башкирской республики. Одновременно в республике наблюдалось достаточно сильное движение за превращение Башкирии в самостоятельное, независимое от РСФСР государство.

С учетом этих различных мнений ВЦИК 19 мая 1920 г. все же признал необходимым образовать Автономную Советскую Башкирскую Республику с самостоятельным государственным аппаратом, состоящим из местных Советов, ЦИКа и СНК Башкирской Республики. Спустя неделю ВЦИК принял декрет об образовании Автономной Татарской Социалистической Советской Республики. Поскольку вновь образованная республика не имела соответствующих государственных органов, то ВЦИК образовал временный Революционный комитет, задачей которого ставилось проведение созыва I съезда Советов республики и управление до образования ее конституционных органов.

В течение 1920 г. были также образованы Дагестанская и Горская автономные советские республики, Автономная Киргизская Социалистическая Советская Республика, четыре автономные области и одна трудовая коммуна. 2 июня 1920 г. ВЦИК и СНК приняли декрет «Об автономной Чувашской области», 4 ноября 1920 г. — декреты «Образовании Автономной области Калмыцкого народа», «Об образовании Автономной области Марийского народа» и «Об образовании Автономной области Вотякского народа».

Декретом ВЦИК от 8 июня 1920 г. в местностях, населенных Карелами, образовалось областное объединение — Карельская Трудовая Коммуна. Собравшийся в Петрозаводске I съезд карельских трудящихся одобрил создание автономии и ее вхождение в состав РСФСР. Аналогичное автономное образование было создано 19 октября 1918 г. Декретом СНК «О немецких колониях Поволжья». Декретом предусматривалось создание «областного объединения с характером трудовой коммуны». II съезд Советов немецких колоний, состоявшийся в конце ноября 1918 г., провозгласил образование Трудовой коммуны немцев-колонистов.

Таким образом, к концу 1920 г. в состав РСФСР входили шесть автономных республик, четыре автономных области и две трудовые коммуны. При этом все автономии создавались в целях обеспечения самоопределения государственности конкретной национальности. В отдельное автономное образование объединялись районы с преобладанием определенной национальности.

Автономная республика признавалась высшей формой автономии. Ее правой статус определялся специальными декретами ВЦИК. Конституцию имела только Туркестанская республика. Государственный аппарат автономных республик повторял структуры центральных органов государственной власти и управления. Высшим органом автономии признавался съезд Советов, который избирал ЦИК и Совнарком. В Туркестанской республике действовал также и Президиум ЦИК. Ряд наркоматов, автономных республик находился в двойном подчинении — органам власти республики и соответствующему наркомату РСФСР. Это наркоматы финансов, рабкрины республик, управления почт и телеграфов и др. Ряд республиканских наркоматов - наркоматы просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и др. не зависели от соответствующих наркоматов РСФСР и действовали самостоятельно в пределах, устанавливаемых республиканскими органами власти. Правовое положение автономных областей и трудовых коммун в период политики военного коммунизма не было определено. Декретами ВЦИК и СНК закреплялся факт создания автономных областей и трудовых коммун как у автономных частей РСФСР и определялись их границы. Однако не были приняты Положения, закреплявшие статус автономных областей и трудовых коммун, что во многом объясняется отсутствием четких представлений по этому вопросу у центральных органов РСФСР, в том числе и у Наркомата национальностей. Таким образом, процесс становления государственного устройства не был завершен в этот период и продолжался в последующем, в условиях нэпа.

Советскому государству не удалось стабилизировать и политический режим. В условиях политики военного коммунизма полнота прав, которую могло давать советское государство населению, принадлежала рабочим, красноармейцам и служащим государственных органов и учреждений. Эти категории населения обладали пассивным и активным избирательным нравом, привлекались к проверкам деятельности государственных предприятий, учреждений, проводимым Рабкрином, имели значительные льготы в экономической сфере.

Благодаря централизованной системе распределения промышленных товаров и продовольствия, они получали от государства бесплатно необходимые продукты питания и предметы первой необходимости. Другое дело, что государственное пайковое снабжение не в полной мере удовлетворяло потребности рабочих и государственных служащих, вынужнных докупать необходимые товары на частном рынке. Эти категории населения освобождались от платы за жилье и другие коммунальные услуги, беспрепятственно получали медицинские средства в аптеках.

Экономические «привилегии» рабочих и государственных служащих обеспечивались за счет ограбления остальных слоев населения. Бесправное положение буржуазии и иных имущих слоев еще больше ухудшилось. Декретом СНК от 5 октября 1918 г. была введена обязательная трудовая повинность для всех лиц начиная с 14-летнего возраста, живущих на нетрудовые доходы, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, для членов советов и правлений акционерных обществ и других категорий населения, не занятых общественно полезным трудом. Каждый обязывался отработать определенное количество времени по указанию местных Советов, как правило, на тяжелых работах или в антисанитарных условиях.

В соответствии с Декретом СНК от 29 января 1920 г. трудовая повинность стала всеобщей, а для лиц, не занимающихся общественно полезным трудом, и постоянной. В порядке трудовой повинности предусматривалось выполнение работ по обеспечению городов топливом, выполнение сельскохозяйственных работ, ремонт дорог, расчистка улиц и дорог от снега и др. За уклонение от трудовой повинности предусматриваюсь направление виновных лиц в штрафные трудовые части или арест на срок до одной недели.

В годы гражданской войны значительно расширилось применение института заложников. В этом качестве повсеместно стали брать не только известных лиц, но и членов семей офицеров, призванных на службу в Красную Армию, крестьян и другие слои населения. Например, в ходе ликвидации Тамбовского мятежа местная ЧК 1 сентября 1920 г. приказывала; «провести к семьям восставших беспощадный красный террор... арестовывать в таких семьях всех с 18-летнего возраста; не считаясь с полом и если бандиты выступления будут продолжать, расстреливать их. Села обложить чрезвычайными контрибуциями, за неисполнение которых будут конфисковываться все земли и все имущество». Заложников в тюрьмах ВЧК находилось настолько много, что ВЦИК, объявляя амнистию к третьей годовщине Октябрьской революции, специальным пунктом предписывал ВЧК и ее отделам пересмотреть списки всех заложников и «освобождать тех из них, содержание коих не вызывается крайней необходимостью».

Советское государство неуклонно и последовательно следует курсу лишения бывших имущих классов собственности. По Декрету СНК от 21 ноября 1918 г. в государственную собственность перешли все частноторговые предприятия. Постановлением ВСНХ от 29 ноября 1920 г. предписывалось осуществить национализацию средних и мелких промышленных предприятий, находящихся во владении частных лиц или обществ, с численностью рабочих свыше пяти человек при механическом двигателе или свыше 10 человек без механическою двигателя.

Жестокой эксплуатации было подвергнуто и все крестьянство. Помимо обязанности сдать все излишки хлеба за ничего не стоящие денежные знаки крестьяне должны были поставлять государству сельскохозяйственные продукты: масло, мясо, яйца, птицу, мед и др. Так, декретами СНК предусматривалась сдача 1 кг 200 г топленого масла с каждой коровы. При этом сдаваемое масло должно содержать определенный, весьма высокий процент жиров. Масло худшего качества признавалось фальсифицированным, подлежало конфискации, что не освобождало хозяина от обязанности поставить необходимое количество качественного масла. Подобная норма позволяла беззастенчиво отбирать у крестьян сколько угодно масла. Не имея соответствующих приборов, достаточно трудно было определить наличие в нем необходимой консистенции жиров.

Воспрещалась свободная продажа скота и мяса. Владельцы скота в порядке обязательной поставки должны были сдавать государству каждую двенадцатую взрослую корову, 70% молодняка в возрасте от года до трех лет, каждую четвертую овцу и каждую пятую свинью. За невыполнение обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов к виновным лицам предусматривались самые разные наказания: от увеличения повинности в два раза, изъятия скота и птицы до ареста виновного и привлечения к уголовной ответственности.

В условиях военного коммунизма личность перестала иметь какую-либо значимость. Каждый мог быть лишен свободы, а то и вовсе жизни по голому, ничем не основанному произволу государства. Например, подобно дочери Л.Н. Толстого быть приговоренным к лишению свободы за знакомство с лицами, причастным к антисоветскому заговору, за угощение их в своей квартире чаем. Либо просто быть расстрелянным зато, что, будучи задержанным, провел ночь в камере «с гидрой мировой революции купцом Кутепаткиным». ВЧК вообще действовала без законов и даже сколько-нибудь обстоятельного о пей положения. Но и органы правосудия: революционные трибуналы и народные суды -не гак уж далеко ушли от органов ЧК. При отсутствии уголовного законодательства и порядка осуществления правосудия по уголовным делам суд, осуществляемый бывшими революционерами и рабочими, не был ни правосудным, ни справедливым. Он был классовым и потому излишне предвзятым. По крайней мере, бывшие имущие классы в нем найти понимания и защиты не могли.

Таким образом, для большой части населения РСФСР режим военного коммунизма был тоталитарным, основанным на государственном принуждении, насилии и произволе. Для крестьян это был возврат к крепостному нраву, причем в его самой жестокой форме периода Средневековья. За право иметь и обрабатывать землю крестьяне попали в жестокую кабалу к государству Если крепостник-помещик требовал своей доли в виде оброка и не препятствовал крестьянам продавать оставшиеся продукты на рынке, то советское государство присваивало себе большую часть произведенных крестьянами продуктов и запрещало им торговать хлебом, мясом и другими продуктами питания. "Своеобразный военный коммунизм» состоял в том, что мы фактически брали от крестьян все излишки и даже иногда не излишки, — признавал В.И. Ленин, — а часть необходимого для крестьянина продовольствия брали для покрытия расходов на армию и на содержание рабочих. Брали большею частью в долг, за бумажные деньги. Иначе победить помещиков и капиталистов в разоренной мелкокрестьянской стране мы не могли».

Ясно, что политический режим, основанный на насилии и произволе, постоянно сокращал число сторонников советского государства и не мог продержаться продолжительный период. Крестьянское восстание в Тамбовской губернии и Кронштадтский мятеж явились первыми свидетельствами растущего народного возмущения политикой советского государства. И оно сделало для себя правильные выводы, решительно изменив свой курс, выбросив на свалку истории и политику военного коммунизма, и главное орудие пролетарской диктатуры — ВЧК. Новая экономическая политика была первой попыткой советского государства строить социализм путем согласования и примирения интересов различных классов, слоев общества.

И все же политика военного коммунизма не канула бесследно. Сохраняясь в сознании государственных и партийных деятелей СССР и РСФСР как эффективный способ решения сложных социально-экономических и политических проблем, значительная часть приемов, методов массового террора будет реанимирована в новых условиях, когда в этом не было никакой потребности. Но власть предержащие не видели иного пути для осуществления своих авантюрных планов ускорения темпов социалистического строительства и создания первого в мире социалистического государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...