Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Требования СФГОС НОО и Примерной АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.




 

федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598), будет применяться к отношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г

Приложение N 5

 

Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО.
Выделяются дополнительные задачи реализации содержания:
Предметная область: Филология.
Дополнительные задачи реализации содержания:
Овладение грамотой. Профилактика специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Развитие способности пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося. Обучение правилам коммуникации и умениям использовать их в актуальных для обучающихся бытовых ситуациях. Расширение и обогащение опыта коммуникации обучающегося в ближнем и дальнем окружении. Развитие потребности и умений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Коррекция нарушений психического и речевого развития обучающихся. Формирование "чувства" языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных. Формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических). Развитие навыков семантического программирования и языкового оформления как предложений, так и текста. Формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом (умение выделять части текста, составлять план текста и т.д.). Формирование умения выражать свои мысли. Формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими (пишущими) на иностранном языке. Расширение лингвистического кругозора; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных обучающимся и необходимых для овладения устной и письменной речью. Формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей обучающихся в устной и письменной формах. Формирование условий для коммуникативно-психологической адаптации обучающихся к новому языковому миру с целью преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения. Приобщение обучающихся к новому социальному опыту с использованием иностранного языка.

 

Цели, задачи и структура уроков обучения грамоте. Составить конспект урока «Звук и буква И» (ознакомление с новой буквой).

 

Цель курса обучения грамоте - заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Основные задачи:

Научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе; расширить кругозор детей; активизировать внутреннюю и внешнюю речь; развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению; развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму.

Обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом.

Программа курса обучения грамоте и развития речи (208 ч)

Добуквенный период (36 ч).

Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить звуко-слоговой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.
В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Букварный период (171 ч).
В букварный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.
Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учетом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ.
В процессе работы большая роль отводится слогозвуковому и звукобуквенному анализу слов, который дает возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием. В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

 

Тема: формулируется следующим образом: Изучение звука (звуков) [ ], буквы

Цели:

обучающие: здесь следует дать ответ на вопросы: с какими звуками и буквой необходимо познакомить детей, какие умения при проведении звукового анализа будут у детей формироваться или совершенствоваться; какие особенности чтения изучаемой буквы должны быть усвоены на уроке; чему научатся дети при работе со столбиками слов и текстом; каковы конкретные задачи урока в области развития речи и грамматико-орфографической пропедевтики.
Развивающие: Что мы будем развивать у детей во время урока
Воспитательные: Что мы будем воспитывать у детей во время урока

Задачи периода обучения грамоте:

· научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке, литературе;

· расширить кругозор детей;

· активизировать внутреннюю и внешнюю (устную и письменную)речь;

· развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учению;

· развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму.

Оборудование: чем пользуется учитель при фронтальной работе с классом? чем пользуются на уроке учащиеся?

Ход урока:

1. Орг. момент. Каким образом начинается урок?

2. Повторение изученного ранее. Что из изученного ранее важно при изучении новой темы? Каким образом будет организовано повторение? Проверка домашнего задания не входит в структуру урока, так как не является обязательным этапом урока в период обучения грамоте.

3. Работа по развитию речи по сюжетной иллюстрации учебника (если эту работу логично провести после изучения новой темы, она проводится позднее). Это – обогащение и уточнение словаря учащихся, активизация словаря (включение редко употребляемых детьми слов в их речь посредством ответов на вопросы, составление предложений, рассказов и др.), формирование умений грамматически правильно строить синтаксические конструкции, работа над логичностью и выразительностью речи и др.

Здесь же вычленяется ключевое слово для звукового анализа (к которому составляется на уроке или составлена ранее звуковая схема). Этих слов может быть 1 или 2 (в зависимости от темы урока). Ключевые слова четко отмечены в учебнике.

4. Работа со звуком.

- Вычленение звука из слова в процессе звукового анализа (сколько в слове слогов, какой ударный, выделение и характеристика по очереди каждого звука, акцент на изучаемый звук).

- Наблюдение над артикуляцией звука. Где можно услышать этот звук? Характеристика звука.

Если изучаются два звука, последовательная работа над каждым из них.

- Закрепление: вычленение изученного звука (изученных звуков) из звучащей речи (например, слов, подобранных учителем или самими учащимися).

5. Работа с буквой.

- демонстрация новой буквы.

- формирование образных ассоциаций, связанных и изучением новой буквы. Прием «на что похожа буква»?

- знакомство с вариантами новой буквы (большая, малая).

- Закрепление: выкладывание буквы их счетных палочек; поиск буквы в разрезной азбуке, на наборном полотне, среди других букв (буква «заблудилась», «потерялась»и т. д.); поиск и подчеркивание изучаемой буквы в текстах для читающих детей (Внизу страницы учебника или на индивидуальных карточках. Текст должен быть представлен в печатном варианте!) и др.

6. Обучение чтению буквы. Работа со слогами. Чтение столбиков слогов.

7. Работа над отдельными словами. Чтение слов или столбиков слов. Работа по развитию речи и (или) грамматико-орфографическая пропедевтика.

8. Работа с текстом. Чтение текста (в конспекте необходимо указать способ чтения). Смысловой и структурный анализ текста.

9. Использование игрового и занимательного материала. Обобщение и подведение итогов урока.

В урок включаются 1-2 физкультминутки.

Конспект урока

Тема: «Звук и буква И»
Цель: Обучение детей чтению и письму слов и предложений с буквой И.

Задачи:
1. Учить чётко произносить звук И.
2. Воспроизводить и анализировать звуковой ряд из трёх гласных.
3. Познакомить с печатным написанием буквы И.
4. Развивать слуховое и зрительное внимание.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: предметные картинки (ива, индюк, Инна, Иван, липа, лифт, бинт, лилия, малина, бант, калина, калитка, будильник, утюг, улитка, туфли, дуб), панно: звуковые дома — красного, синего и зеленого цветов, символ звука И, разрезная азбука, цветные карандаши, тетради, зеркала.

Ход занятия:

1. Орг. момент.
Припоминание картинок на А, У.

2. Повторение пройденного материала.
Повторение изученных ранее гласных А, У.

3. Знакомство с темой.
- Какой звук спрятался в начале слов: игры, иволга, ивушка, иглы, Инна.
Сегодня мы поговорим о звуке И

2 Характеристика звука И по акустическим и артикуляционным признакам.
- Послушайте, как кричит ослик: И-И-И. Какой звук у него получался?- Правильно, звук И. А как вы догадались, что это звук? (Звуки слышатся и произносятся.) Произнесите этот звук (хором, индивидуально). Давайте и мы произнесём звук И. Посмотрите в свои зеркала. Что происходит с нашим ротиком? Губы широко улыбаются. Зубки сближены, но не сомкнуты. Язычок выгнулся и упирается в нижние зубки. Воздух легко проходит через рот, воздуху ничего не мешает, горлышко дрожит (проверяем, прикладывая руку). Звук можно петь. Если во рту нет преграды воздуху, и звук можно петь, значит, он какой? (Гласный). Повторите. (На доску выставляется панно: Звуковые дома — красного, синего и зеленого цветов. В окошках домов квадратики такого же цвета). Ребята, вы помните, в каком доме живёт Звук И – в красном, синем или зелёном? (В красном.) Как мы обозначаем гласные звуки? (Красным квадратом.)

3. Выделение на слух звука И:
- Хлопните в ладошки, когда услышите звук И:

а) из ряда гласных: ау, ио, иу, аи, аои...;
б) из слогового ряда: an, их, им, ум, am, ит, ут, ан...;
в) из слов: ириска, апрель, избушка, инженер, абрикос, ананас, испугаться, уголок, удивляться...;
г) из имен: Аня, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья....

4. Звуковой анализ ряда из трёх гласных.
ауи, аиу, уиа, уаи, иуа, иау

(Определение первого звука, последнего, полный анализ, определение на слух количества звуков, воспроизведение звуковых рядов.)

5. Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.

6. Произношение слов со звуком И, определение позиции звука.
- Посмотрите на рисунки:

* Назовите рисунки (ива, лист, коньки).
* Назовите звук, который слышится в каждом из этих слов (.И).
* Назвать слова еще раз, и подольше тяните звук И (ива, лист, коньки).

- Как обозначаются схемы слов? – В виде белых прямоугольников. Как изображается звук И в этих словах? – Красным квадратом. Звук И в словах может находиться в начале, в середине, или в конце:

* Назовите слово, где звук И находится в начале (ива). Обозначим его место на схеме слова.
* Назовите слово, где звук И находится в конце (коньки). Обозначим его место на схеме слова.
* Назовите слово, где звук И находится в середине (лист). Обозначим его место на схеме слова.

(Логопед показывает схемы на доске указкой, а дети выполняют работу на индивидуальных схемах.)

7. Знакомство с буквой И.
- У звука И тоже есть своя буква. Букву видят и пишут, в отличие от звука, который слышат и произносят.

Посмотрите на букву И.
Три дощечки, посмотри,
Получилась буква И.

На что ещё похожа буква И? Выложите букву из палочек. Перед вами буква И. Посмотрите, как я рисую букву на доске. Обведите букву пальчиком по направлению стрелочек, а рядом соедините точки карандашом в таком же направлении. Какого цвета карандаш мы возьмём? Почему? (Буква И – письменный знак звука И.)

9. Место буквы в слове.
- Назовите изображённые предметы (ива, лист, коньки). Мы уже определили, что в этих словах звук И находится в начале, в середине и в конце слова. Поэтому буква И, как и звук находится в начале, в середине и в конце слова. (Логопед вызывает детей с тем, чтобы они показали схемы слов, которые подходят к названию каждой из картинок.).

10. Упражнения с разрезной азбукой.
Составление из букв по следам анализа звуковых рядов: ауи, аиу, уиа, уаи, иуа, иау.

10. Итог.
- Дайте характеристику звуку.
- Чем буква отличается от звука?
- Почему мы называем звук И гласным?
- Как мы его обозначаем?
- Как звук И обозначается на письме?
- Чем различается звук и буква?
- Чем они похожи?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...