Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль в структуре обучения и проблемы его формирования

Глава 40. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 660 с.

Контроль в структуре обучения и проблемы его формирования

Управление образовательным процессом немыслимо без соот­ветствующего контроля, поэтому контрольные действия и деятель­ность являются одним из условий общей эффективности образова­ния. Контроль как проверка чего-либо, как воздействие — это часть любой управленческой деятельности, в том числе и преподаватель­ской. Грамотно организованный и эффективный контроль не суще­ствует самостоятельно, отдельно от целостной деятельности, а нахо­дится в общем ее потоке, структуре. Контролю как действию, как особой деятельности предшествуют своя мотивация, планирование, организация.

Контроль - это проверка, сличение образца и фактического исполнения учебного действия, сопоставление сформулированной цели и реального результата. Деятельность контроля психологи­чески специфична тем, что, периодически подключаясь ко всем дру­гим, она не имеет собственного продукта. Предметом контроля яв­ляется сравнение. Его конечный результат - продукт какой-либо конкретной деятельности (чтение, рисование, труд). Причем конт­роль может как повышать эффективность конкретной предметной деятельности, так и, напротив, мешать ей, действовать разрушающе. Понятие и действие квалифицированного контроля не равносильно чрезмерной опеке, повсеместному вмешательству в реализуемый процесс, постоянному исправлению, понуканию или одергиванию. Приведем некоторые достаточно распространенные, преимуществен­но психологические ошибки контрольной деятельности:

- отсутствие систематичности, т.е. плановости, упорядоченнос­ти, организованной целостности;

- неоправданная обобщенность, тотальность, контролирование «всего и вся» без выделения четких целей и образцов;

- отсутствие должной гласности, т.е. неоправданная скрытность, подобная тайной слежке и подглядыванию за людьми;

- чрезмерные педантичность, формализм, проявляющиеся, на­пример, в ориентации не на суть дела, а на его бумажное или другое формально отчетное исполнение;

- подчеркнутое недоверие к субъекту контроля, подозрения в обмане, проявление общего неуважения к человеку и его деятель­ности;

- отсутствие обратной связи с контролируемым, т.е. невнима­ние к его отношению к проводимому контролю, его оценке получен­ных результатов;

- поверхностность как контролирование второстепенных ком­понентов дела, как недопустимое для контроля проявление собствен­ной некомпетентности;

- нестандартность контрольных мероприятий, проявляющаяся, в частности, в произвольном установлении сроков, завышенных тре­бованиях, неадекватных просьбах, советах или требованиях;

- недопустимое вмешательство в ход контролируемой деятель­ности, ее организацию и установленный ритм;

- недопустимый (не всегда осознаваемый) субъективизм, выра­жающийся в выборе объектов или субъектов контроля, в излишней придирчивости или, напротив, терпимости к реальным расхождени­ям цели и результата контролируемой деятельности.

Психологически главным для исполнителя внешней контрольной деятельности является правильное понимание цели контроля. Она заключается не в порицании или поощрении, а в посильном способ­ствовании повышению эффективности контролируемой деятельно­сти, в том числе и за счет активизации известных «человеческих факторов».

Основное направление развития контроля и усиления его по­зитивного влияния на процессы обучения и воспитания — это сме­щение контроля с результата (с конца) на сам образовательный процесс, его течение, этапы планирования и организации (к нача­лу). Чем раньше начинается квалифицированный контроль, тем он эффективнее. В этой связи принято выделять три условных вида контроля: предварительный, текущий, заключительный, каждый из которых требует своей психологической организации и специфики исполнения.

По отношению к реально действующему человеку контроль мо­жет быть внешним или внутренним. Внешний контроль осуществ­ляется другой личностью, учителем и в организации учебного про­цесса является первичным. В младшей школе вся учебная деятель­ность школьника формируется исключительно под контролем преподавателя. Но при грамотной организации образовательного процесса необходимо целенаправленное формирование самостоя­тельного, внутреннего контроля. Сформированная деятельность учения характеризуется наличием самоконтроля, когда все этапы и составляющие учения планируются, реализуются и контролиру­ются самим учащимся. Для достижения этого в учебном процессе требуются постановка специальных учебных задач, особая психоло­го-педагогическая отработка, формирование контрольных действий учащихся. Самоконтроль должен быть осознанным, принятым личностью как объективная и субъективная необходимость. Формиро­вание самоконтроля подчиняется тем же закономерностям, что и развитие самосознания в целом.

Психологически своеобразный и перспективный ход в направ­лении целенаправленного формирования самоконтроля личности намечен и реализован в работах П.Я. Гальперина, посвященных категории внимания. Внимание как особое психическое состояние представляет результат поэтапной интериоризации внешней, пред­метной деятельности контроля. Внутренний контроль является од­ной из функций внимания. Но эта функция «включается» и, соот­ветственно, осознается, когда в нормальном течении процесса воз­никают какие-либо трудности, когда обнаруживается расхождение между результатом и намерением. В противном случае контроль вреден и может помешать ходу деятельности, если подключается к тем процессам, которые ранее были автоматизированы.

Попробуйте, например, сделать предметом своего внимания, осоз­навать, постоянно контролировать процесс дыхания. От этого он, конечно, изменится, нарушится, да и сознание окажется неадекват­но «перегруженным». Внимание, сознание и контроль существуют в неразрывной психологической связке и непрерывно «кочуют» по человеческой психике (и деятельности), переходя из одного в дру­гое. Осознанный контроль идентичен вниманию, поскольку то, что связано со вниманием, по определению осознается человеком. Не­осознаваемый, автоматизированный контроль является «вторичным», производным психологическим образованием. Это результат фор­мирования и внимания, и соответствующей деятельности (действий, навыков, умений). Для целенаправленного и надежного формирова­ния внимания, а значит, и самоконтроля необходимо вначале орга­низовать четко управляемую внешнюю контрольную деятельность учащихся. Далее путем известной поэтапной и управляемой отра­ботки она преобразуется во внутренний контроль, психологически превращается во внимание, ведь быть внимательным — значит, в частности, контролировать процесс.

Такой подход к формированию внимания и контроля не исклю­чает, конечно, традиционных воспитательных путей и средств, адре­сованных к личности учащегося, его характеру, воле. Становлению самоконтроля способствует формирование множества характеро­логических особенностей личности. К ним можно отнести такие черты, как ответственность, дисциплинированность, исполнительность, самокритичность. В человеческой психике все связано, объединено живой, целостной и динамичной психологической структурой про­цессов, свойств и состояний личности.

40.2. Психологические вопросы педагогической отметки и оценки

Процесс оценивания результатов обучения не отделим как от контроля, так и от всех других компонентов образовательного про­цесса, поэтому оценка знаний учащихся — это не разовая процеду­ра, а комплексный, длительный, систематический процесс. Его ос­новное предназначение заключается в определении степени, меры соответствия имеющихся знаний (или умений) тем, что предвари­тельно планируются, требуются «на выходе» учебного процесса. Оценка выступает как некий универсальный показатель уровня знаний, общей образованности учащихся, отчего на практике возни­кает немало педагогических и психологических проблем. С точки зрения педагогики оценка выполняет следующие функции: контро­лирующую, обучающую, воспитывающую. Не умаляя важного зна­чения первых двух функций, психология делает акцент на необхо­димости реализации именно воспитывающей мотивирующей функции оценки.

Оценивание как систематический, организованный процесс вклю­чает в себя следующие компоненты.

1. Установление и четкая формулировка целей конкретного эта­па обучения или образовательного процесса в целом. Поставлен­ная цель должна обладать свойством проверяемости, т.е. иметь по­нятные, четкие, объективно воспроизводимые и желательно измеряемые показатели и особенности. Самым распространенным на практике вариантом описания целей обучения является перечисление качеств знаний, предполагаемых в результате. Здесь можно перечислить множество параметров, каждый из которых способен стать ре­шающим в процессе оценивания. Это, например, понятийность, концептуальность, направленность, обобщенность, осознанность, прочность, гибкость, действенность, обновляемость, полнота. Проблема в. том, что за каждым таким качеством знания должны стоять объективные, проверяемые критерии. Но они существуют далеко не всегда. В та­ком случае процесс оценивания изначально обречен на неудачу.

При оценке знаний необходимо осознанно учитывать заложен­ный или ожидаемый уровень обученности. Так, дословное воспро­изведение учебного материала заслуживает высшей оценки лишь в том случае, если предполагаемая (или сформулированная) цель обу­чения сведена к полному и прочному запоминанию. Если же целью учебного процесса выступает понимание учебного материала, оцен­ка того же знания должна быть иной.

2. Вторым компонентом процесса оценивания является выбор адекватных контрольных заданий, проверяющих, устанавливающих меру достижения поставленных целей обучения. Такие задания могут быть общими и частными, теоретическими и практическими, подразумевать короткий ответ либо развернутое изложение, содержать проблемный вопрос или быть сугубо описательными. Вариации заданий и их сочетания неисчислимы, но проблема заключается в том, чтобы эти контрольные задания соответствовали как целям, так и содержанию конкретного учебного предмета. Что из пройденных знаний необходимо человеку для реальной жизни и работы по окончании учебы? Подобные вопросы тесно переплетаются с глобальными проблемами всей системы образования.

3. Третий, завершающий этап состоит в непосредственном выставлении, объявлении, оглашении традиционной для школы отметки или каким-либо другим способом выраженной оценки результатов проверки знаний. Проблема оценивания качества знаний содержит в себе вполне определенные и непростые количественные аспекты. Необходимо различать два близких, но не синонимичных понятия: «отметка» и «оценка». Педагогическая «отметка» — это некая универсальная «количественная» мера знания, принятая и узаконенная в современном массовом образовании. Оценка — это понятие более качественное, чем количественное, а потому предпо­лагающее значительную психологическую гибкость, вариативность по сравнению с ограниченным диапазоном набора существующих цифровых отметок.

Первое требование к любой оценке (или отметке) — это обеспе­чение ее объективности, под которой имеется в виду не известная философская категория, а обыкновенная проверяемость, доказатель­ность, обоснованность, соответствие реальности, нормам и стандар­там, максимальная защищенность от неустранимой субъективности любого человека, в том числе и преподавателя.

Современная система «отметочного» оценивания знаний содер­жит в себе целый ряд нерешенных, открытых, но редко обсужда­емых педагогами психометрических вопросов. Если принять, что существующая ныне «пятибалльная» система является действитель­ным измерением уровня знаний, то необходимо представлять объек­тивные и специфические ограничения подобного «измерения».

Во-первых, в этой измерительной шкале отсутствует «нуль» как условная точка отсчета. Ведь знание не может быть «нулевым», т.е. абсолютно у человека отсутствующим. Такой нуль никем не узако­нен, не расшифрован содержательно.

Во-вторых, при проведении любого измерения необходим учет особенностей и математических возможностей используемой из­мерительной шкалы. В психометрии выделяют четыре шкалы из­мерения: шкала наименований (номинативная), ранговая (или по­рядковая), шкала интервалов и шкала отношений. Каждая из них предполагает сугубо специфическую систему градаций измеряемых объектов, однозначно определяет допустимый (корректный) и адек­ватный математический аппарат. Например, шкала наименований представляет не столько измерение, сколько качественную класси­фикацию объектов максимум на три класса: больше, меньше, равно (по отношению к существующему эталону). В данной шкале фак­тически нет количественной меры объектов. При использовании ранговой шкалы сопоставляемые, измеряемые объекты располага­ются, ранжируются в порядке возрастания или убывания их вели­чины, причем разность между смежными объектами не имеет зна­чения. Измерение по шкале интервалов построено на равенстве разностей между всеми смежными парами величин. Эта разность выступает в качестве единицы измерения. Заметим, что в двух пред­шествующих шкалах такой единицы, эталона просто не существу­ет. Наконец, шкала отношений построена на равенстве математи­ческих отношений между всеми смежными величинами. В этой шкале существует и «нуль» как точка отсчета.

По какой из этих шкал в действительности происходит измере­ние школьных (да и вузовских) знаний? Расположим весь набор отметок в порядке их увеличения: 1, 2, 3, 4, 5 — и рассмотрим, что в овальности стоит за этими цифрами. В чисто арифметическом плане такую шкалу можно бы назвать шкалой интервалов. Но разве в содержательном плане есть «единица» измерения знаний? Разница между всеми смежными парами арифметически равна 1, но одина­кова ли разница в знаниях, оцененных, например, 2 и 3, или 4 и 5? Если такая разница равна, тогда ученик, получивший 4, знает ровно в два раза больше, чем получивший 2. С точки зрения педагогиче­ской, предметной, знаниевой получается полная нелепица проведенных сравнений.

В ранговой шкале знания всех учащихся располагаются учите­лем от минимума — 1 до максимума — 5, при этом не существует формальной единицы измерения и нет равенства различия между «соседними» отметками. Такова реальная практика выставления школьных отметок. Однако данная шкала не является фактически пятибалльной. Единица в дневнике ставится крайне редко, да и то не в качестве оценки знания, а как восклицательный знак, возмуще­ние учителя по поводу поступка школьника. Это относится практи­чески и к «двойке», несущей в себе не «величину» знания, а негативизм отношения учителя, его укор, наказание за нерадивость. Отметки по ранговой системе не количественны, а качественны. Это обыкновенная классификация учащихся по группам успевающих и неуспевающих, в основе которой всего три величины: 3, 4, 5. В таком случае, например, некорректно, просто недопустимо вычисление средних арифметических значений школьных отметок, что, как ни странно, производится. Тогда что же эти отметки отображают и для чего используются?

По мнению ряда психологов (Ш.А. Амонашвили), в школьных отметках заключена лишь повелительная (императивная), команд­ная власть традиционного обучения. Вместо показателя уровня зна­ний отметка становится стандартным олицетворением всей личнос­ти учащегося. Например, «отличник» — это замечательный, дисцип­линированный, способный школьник, гордость класса и родителей. «Пятерка» существует как поощрение и восхваление, «двойка» — как резкое осуждение. Портрет «двоечника» характерологически противоположен и социально негативен. Они противопоставляются, сталкиваются как два «сорта» личности школьника. «Повелитель­ную» роль отметки можно считать неким внешним стимулятором: человек учится, чтобы его не ругали, а везде хвалили. Но психологи­чески грамотная, выверенная оценка должна прежде всего внутрен­не мотивировать учащегося.

Психометрическая сложность «отметочного» измерения знаний заключается в отсутствии четкого, стандартизованного эталона, или нормы знания. Установлено, что при выставлении отметки каждый педагог (осознанно или интуитивно, в разных сочетаниях) исполь­зует три возможных эталона. Все они являются относительными, непременно сопоставляемыми со многими объективными и субъек­тивными обстоятельствами процесса обучения и оценивания. Аб­солютно объективного эталона, подобного метру или килограмму, для знаний просто не существует. Кроме того, сама процедура «из­мерения» знаний является видом взаимодействия, общения субъек­тов образовательного процесса. Потому на результатах оценива­ния в той или иной степени сказываются неустранимые и много­численные психологические и социально-психологические явления, закономерности и механизмы.

Известно, что учащийся во время экзамена так или иначе волну­ется, что необходимо учитывать при оценивании его знаний. Для большинства людей экзамен — это выражение эмоциогенная ситу­ация, и психологические следствия этого могут быть самыми раз­личными, а чаще всего негативными. Например, в психологии изве­стен феномен «оптимума мотивации» (закон Йеркса — Додсона). Его суть заключается в том, что чрезмерная мотивация к наилучше­му выполнению деятельности может психологически «преобразо­ваться» в сверхсильную и негативную эмоцию, которая оказывает на выполняемую деятельность разрушительное влияние. Возника­ет эмотивное поведение, эмоциональный шок, при котором человек временно забывает то, что знал, не справляется с делом, которое правильно исполняет в спокойной ситуации; при этом в его поведе­нии возможны проявления элементов обычно не свойственной аг­рессии или, напротив, ухода, бегства от ситуации, возвращения к упрощенным формам поведения (слезы, жалобы, оправдания). По­добные явления не редки в ситуации экзамена и требуют от препо­давателя не только терпения и сдержанности, но и адекватного, психологически грамотного разведения оценки уровня знаний и оценки наличного состояния учащегося.

Итак, при оценивании выделяются и используются три относи­тельных эталона.

1. Предметная норма, которая характеризует знание самого учебного материала: методология, теории, законы, понятия, феноме­ны. Все это представлено в соответствующих учебниках и пособи­ях, справочниках и научной литературе, конспектах и учебных про­граммах. Есть учебные дисциплины, в которых учебный материал однозначно четок, а потому знание оценить легче, чем в случае многоголосицы существующих подходов и взглядов. При всей ка­жущейся объективности предметной нормы знания в процессе ре­ального оценивания могут возникать дискуссионные вопросы. На пример, допустимы ли творчество учащегося на экзамене, наличие собственного мнения по предметным вопросам?

2. Наличие социальной нормы проявляется в том, что при оце­нивании знаний нескольких учащихся вольно или невольно осу­ществляется их сопоставление, сравнение одного с другим. Градации уровней знания много богаче ограниченного набора возможных количественных оценок, поэтому требуется учет межиндивидуаль­ных, межгрупповых и других социальных различий. В оценке отдельного учащегося скрыто присутствует проекция представления педагога о распределении уровня знаний во всей учебной группе, классе или во всей школе, регионе. Определенной «социализации» оценки требует даже сам принцип «гласности» оценивания. Соци­альный эталон не нормирован никакими официальными документа­ми. Но реально он не устраним из оценки, хотя и не существует в полном отрыве от предметной нормы. Между ними устанавливает­ся определенное соотношение, которого, разумеется, нельзя увидеть в самой величине отметки.

3. Третья норма оценивания знаний именуется индивидуальной и заключается во взвешенном, разумном и вместе с тем обязатель­ном учете тех или иных индивидуальных особенностей каждого учащегося. Эта «норма» является самой психологичной, а потому особо сложной и многозначной, но совершенно необходимой в жи­вом учебно-воспитательном процессе, нормальном взаимодействии его субъектов. Предположим, учащийся в данной четверти добросо­вестно, самозабвенно работал, заметно «прибавил» в своих знаниях. И хотя по строго предметной норме он «не дотянул» до оценки «хорошо», учитель ставит именно такую оценку, потому что она будет мотивировать школьника на дальнейшую учебу. Грамотное использование индивидуальной нормы способствует развитию самооценки учащихся, содействует формированию. ее адекватности, а в этом заключается одна из важнейших задач не только обучения, но и воспитания, образования человека в целом. Самооценка личности (как и самоконтроль) формируется не внутри психики, а «первоначально» извне, в результате оценочной деятельности окружаю­щих людей, во взаимодействии с ними.

Установлено, что предпочтение педагогом той или иной нормы оценивания является не случайным. Оно обусловлено как педагогическими традициями, так и личностными особенностями педагога: направленность личности, черты характера, особенности само­сознания, опыт. Субъективные смыслы собственной преподавательской деятельности педагог проявляет и в особенностях «стиля» оценивания. Такие «стили» оценивания по-разному влияют на раз­витие мотивационно-смысловой сферы учащихся, а значит, на само формирование их личности, а не только на «отметочные» результа­ты обучения (К.В. Сапегин).

Еще в середине XX в. Б.Г. Ананьев выделял три качественных группы возможных педагогических оценок:

- исходные, т.е. не строго определенные, опосредствованные (че­рез оценку другого ученика), предварительные, почти отсутству­ющие;

- отрицательные, под которыми имеется в виду разнообразная палитра проявлений: замечание, порицание, отрицание, неудоволь­ствие;

- положительные, к богатому набору которых относятся, напри­мер, одобрение, согласие, ободрение. Влияние этих групп оценок на личность учащегося и на группу в целом является различным, а потому должно быть учитываемо и дозировано педагогом. Вместе с тем это не означает обязательно равномерного распределения по­ложительных и отрицательных оценок. Все определяют конкрет­ная учебная ситуация, реальные учащиеся, индивидуальность и про­фессионализм педагога.

(?) Контрольные вопросы

1.Каковы наиболее распространенные ошибки контрольной деятельности?

2. Как можно развивать самоконтроль учащихся?

3. Чем отличаются понятия отметки и оценки?

4. Какие основные виды оценок вам известны?

5. Какие психометрические вопросы включает процесс оценки знаний?

6. Что представляют собой «нормы» оценивания знаний?

(D Тестовые задания

1. Главной функцией контроля знаний является...

A.Наказание — поощрение.

Б. Мотивация.

B.Проверка.

Г. Вмешательство.

2. Какое психическое образование является следствием интериоризации деятельности контроля?

A. Знание

Б. Дисциплинированность.

B. Исполнительность.
Г. Внимание.

3. Что не входит в деятельность оценивания знаний?

A. Выбор контрольного задания.

Б. Проведение консультации.

B. Формулировка цели обучения.

Г. Выставление оценки.

4. Какая из перечисленных функций не относится к оценке?

A. Планирующая.
Б. Обучающая.

B. Контролирующая.
Г. Воспитывающая.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...