Задачи научной деятельности
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Часть1. ТЕСТ Задание 1 К фундаментальным институтам общества относят: А. семья; Б. здравоохранение; В. армия; Г. суд. Задание 2 Какое общество называется традиционным: А. индустриальное; Б. доиндустриальное; В. постиндустриальное; Г. информационное. Задание 3 Понятие «гражданское общество» возникло: А. в конце XVIII века; Б. в начале XX века; В. в середине XIX века; Г. в конце XIX века. Задание 4 Борьба за власть и ее защита – это основной вопрос: А. экономической сферы; Б. политической сферы; В. социальной сферы; Г. духовной сферы.
Задание 5 Переходом от какого общества (типа хозяйства) к какому служит социалистическая революция: А. от охоты и собирательства к земледелию; Б. от земледелия к индустриальному обществу; В. от капиталистического к социалистическому; Г. от традиционного к современному.
Задание 6 Центральным органом координации действий мирового сообщества выступает: А. Европейское Сообщество; Б. Мировой экономический банк; В. ЮНЕСКО; Г. Организация Объединенных Наций (ООН). Задание 7 Переходом от какого общества (типа хозяйства) к какому служит промышленная революция: А. от охоты и собирательства к земледелию; Б. от традиционного к современному; В. от доиндустриального к индустриальному; Г. от капиталистического к социалистическому.
Задание 8 Промышленность зародилась: А. 3-4 тыс. лет назад; Б. 800 лет назад; В. 100-150 лет назад; Г. 200-250 лет назад.
Задание 9 Переходом от какого общества (типа хозяйства) к какому служит процесс модернизации: А. от земледелия к индустриальному обществу; Б. от капиталистического к социалистическому; В. от традиционного к современному;
Г. от охоты и собирательства к земледелию.
Задание 10 Фундаментом социального прогресса выступает: А. духовный прогресс; Б. технический прогресс; В. интеллектуальный прогресс; Г. политический прогресс.
Задание 11 Завоевание одних народов другими в древности стало следствием: А. увеличения производительности труда; Б. появлением городов; В. разделения общественного труда; Г. ускоренного формирования военных союзов племен.
Задание 12 В каком обществе сословное деление уступает место классовому: А. индустриальное; Б. доиндустриальное; В. постиндустриальное; Г. информационное.
Задание 13 Переходом от какого общества (типа хозяйства) к какому является менеджерская революция: А. от капиталистического к социалистическому; Б. от традиционного к современному; В. от индустриального к постиндустриальному; Г. от земледелия к индустриальному обществу.
Задание 14 Современное понимание «общества» сформировалось в европейской культуре: А. не ранее XVII- XVIII веков; Б. в XIX веке; В. в XX веке; Г. в конце XX века.
Задание 15 Что не является признаком нации: А. язык Б. государство В. культура Г. религия
Задание 16 Под общественным прогрессом понимается: А. устойчивость общественного развития; Б. определенный этап цивилизационного развития; В. эпоха индустриализации; Г. переход от низшего к высшему, более совершенному
Задание 17 Общей чертой общества и природы является: А. действие в роли творца культуры; Б. проявление признаков системы; В. сознательная и волевая деятельность; Г. возможность существовать независимо друг от друга.
Задание 18 Процесс, благодаря которому человек узнает свое «я»: А. самореализация; Б. самопознание; В. самовыражение; Г. самообладание. Задание 19 Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, - это:
А. социальная роль; Б. социальный статус; В. семейное положение; Г. социальная стратификация.
Задание 20 Отдельный представитель человеческой общности, носитель неповторимых черт является: А. человеком; Б. индивидом; В. личностью; Г. субъектом.
Задание 21 И человеку, и животному свойственны потребности в: А. самореализации; Б. самосохранении; В. самопознании; Г. самообразовании.
Задание 22 К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в: А. трудовой деятельности; Б. нормальном теплообмене; В. сохранении здоровья; Г. физической активности.
Задание 23 Какое суждение верное? А. понятия «индивид» и «индивидуальность» по сути совпадают; Б. новорожденного ребенка можно назвать индивидом, но не личностью; В. общественные качества – главное в характеристики личности; Г. мы всегда имеет перед собой общественную природу человека и человеческую природу общества.
Задание 24 Человек в отличии от животного способен: А. совершать привычные действия; Б. предварительно обдумывать свое поведение; В. проявлять эмоции; Г. заботиться о потомстве.
Задание 25 Эволюция человека – это теория, согласно которой: А. человек с момента своего появления находится в постоянном изменении и развитии; Б. описание жизни конкретного человека с момента его рождения до смерти; В. научный термин для названия биографии человека; Г. процесс развития индивидуального организма
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ «Выскажи свое мнение». «Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет ничего. Если мы говорим, что жизнь зло, то мы говорим это только в сравнении с другой, воображаемой, лучшей жизнью, но ведь мы никакой другой лучшей жизни не знаем и не можем знать, и потому жизнь, какая бы она ни была, есть высшее, доступное нам, благо» (Л. Н. Толстой). «Жизнь - странная вещь. Много я думал, долго размышлял о ней, но с каждым днем она кажется мне все более непонятной. Почему у нас такая жажда жизни? Ведь жизнь - это игра, из которой человек никогда не выходит победителем. Жить - это значит тяжко трудиться и страдать, пока не подкрадется к нам старость, и тогда мы опускаем руки на холодный пепел остывших костров. Жить трудно. В муках рождается человек, в муках старый человек испускает последний вздох, и все наши дни полны печали и забот. И все же человек идет в открытые объятия смерти неохотно, спотыкаясь, падая, оглядываясь назад, борясь до последнего. А ведь смерть добрая. Только жизнь причиняет страдания. Но мы любим жизнь и ненавидим смерть. Это очень странно!» (Дж. Лондон).
- Чем отличаются позиции авторов этих высказываний? Какую позицию они занимают? Согласны ли вы с какой-либо позицией и почему? Ответьте на вопросы. 1. Что такое смысл жизни? 2. В чем состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? 3. Какова сущность категорического императива? 4. Что такое мировоззрение, в чем его сущность? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности? 5. Что такое деятельность? Как связаны деятельность и потребности? 6. Кто такие агностики, в чем суть их взглядов на познание? 7. Охарактеризуйте основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке. Дайте определение понятий: общество, человек, идеал, ценности, свобода. Допишите предложение. 1)... - это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. 2) Цель - это осознанный образ предвосхищаемого... 3)... - это то, ради чего действует человек;... - это то, почему действует человек. 4)... - присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах. 5) Факторы формирования личности -...,...,....
Часть2.
1.Духовная жизнь-… 2.Перечислить функции культуры 3.Что такое «диалог культур»? 4.Что такое массовая и элитарная культура? - Приведите примеры массовой культуры. - Может ли быть осуществлен переход от контркультуры к массовой культуре? 5.Наука-это…. Функции науки. Черты науки Образование- это…. Функции образования (см ниже) Характерные особенности образования (см ниже) 6. Что такое религия, мораль? Перечислить функции морали (см ниже)
Часть3.
Экономика
Словарь: инфраструктура – это отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, к-рые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества. 7.Что такое экономика, потребление, экономическая культура и интерес? Назвать признаки командного типа экономики и рыночного типа(см ниже). Признаки командного типа экономики (который еще называют командно-бюрократическим и командно-распределительным):
1. Полное государственное регулирование всей экономической жизни, централизованное планирование хозяйственной деятельности в масштабах страны, региона, населенного пункта, предприятия. 2. Государственная собственность на все ресурсы страны. 3. Частная собственность (под скромным названием «личная») только на предметы личного обихода, домашнего хозяйства, жилище. 4. Огромный удельный вес военно-промышленного комплекса в производстве. 5. Отсутствие реальной конкуренции между производителями. 6. Централизованное назначение цен (игнорирование при этом; закона спроса и предложения). 7. Дефицит большинства товаров повседневного спроса и длительного пользования.
Такая экономика могла существовать только в условиях жесткого авторитарного (или тоталитарного) политического режима, отгороженного железным занавесом от стран с рыночной экономикой. Одна из главных причин слабости командной экономики заключается в отсутствии материальной заинтересованности граждан в производстве товаров хорошего качества и в достаточном количестве, невозможность проявления хозяйственной инициативы, предприимчивости. Произвести необходимое количество товаров командная экономика не в состоянии, поэтому включается механизм административного распределения сверху. Рыночная экономика - это прежде всего экономика свободного предпринимательства. Она призвана в максимальной степени способствовать предпринимательской деятельности, поощрять ее, стимулировать и защищать. Особенности (признаки) рыночной экономики: 1) свобода хозяйственной деятельности. Государство не мешает хозяйственным отношениям. Наоборот, создает для них благоприятные условия. Предприниматели вольны заниматься любыми делами, не запрещенными законом: торговать, производить товары и услуги, посредничать; 2 ) равноправие различных видов собственности (при доминировании частной). Если хозяйство страны развивается нормально, то все виды собственности находятся друг с другом в естественном взаимодействии и здоровой конкуренции, от которой выигрывает все общество. Частная собственность в условиях рыночной экономики преобладает потому, что она точно соответствует требованиям рынка;
3) учет спроса и предложения. В рыночной системе действуют законы спроса и предложения. В соответствии с законом спроса объем спроса на рыночный товар уменьшается с ростом цены товара при прочих равных условиях. В соответствии с законом предложения объем предложения товара увеличивается с ростом цены товара; 4) свободное образование цен (ценообразование). Цены диктуют соотношение спроса и предложения и необходимость получения прибыли. Никто не назначает цену себе в убыток, но и слишком высокие цены невыгодны, поскольку в результате товары залеживаются на полках магазинов; 5 ) конкуренция как механизм отбора и регулирования. Понятие «конкуренция» означает соперничество на каком-либо поприще -между производителями, торговцами и т. д. Благодаря конкуренции создаются новые, более совершенные.товары, снижаются цены. Если же конкуренции нет и на рынке господствуют монополисты (фирмы, предприятия, имеющие исключительное право на что-либо), то они легко загоняют потребителя в угол, диктуя ему какие угодно цены и условия; 6 ) четкое законодательство, обеспечивающее функционирование рынка, отсутствие дефицита, готовность к предпринимательству значительных слоев населения и др. Экономическая сфера
Задание 1 К основным ресурсам экономики относятся: А. земля; Б. деньги; В. сырье; Г. знания.
Задание 2 Фабрики, машины, и инструменты являются: А. материальными ресурсами; Б. капитальными ресурсами; В. информационными ресурсами; Г. трудовыми ресурсами.
Задание 3 Плата за использование капитала называется: А. авансом; Б. процентом; В. акцизом; Г. ссудой.
Задание 4 Производство, потребление, распределение и обмен называются основными экономическими: А. сферами общества; Б. функциями общества; В. элементами общества; Г. отраслями общества. Задание 5 Основными подразделениями сферы производства выступают: А. торговля; Б. фирмы; В. покупатели; Г. акционеры. Задание 6 Главными производителями товаров считаются: А. совхозы и фермы; Б. банки и биржи; В. промышленные предприятия; Г. монополии и синдикаты.
Задание 7 В роли потребителей выступают: А. продавцы и покупатели; Б. собственники и наемные работники; В. организации и население; Г. взрослые и дети. Задание 8 Основу материального производства составляют: А. транспорт; Б. промышленность; В. трудовые ресурсы; Г. природные ресурсы.
Задание 9 Какую функцию выполняют деньги? А. средство обращения Б. способ измерения; В. средство приобретения; Г. мера потребления.
Задание 10 Торговец включает в конечную стоимость товара: А. начальную цену товара; Б. издержки (налоги, транспорт, аренда помещения); В. свою прибыль; Г. все перечисленное.
Задание 11 Парной спросу категорией выступает: А. цена; Б. предложение; В. деньги; Г. инфляция.
Задание 12 Спрос потребителя определяется: А. размерами индивидуального дохода; Б. самыми необходимыми потребностями; В. ценами на товары-заменители; Г. всем перечисленным.
Задание 13 Высокая рыночная цена или курс акции означает, что предприятие, выпустившее акции: А. функционирует эффективно, приносит высокий доход; Б. получило крупный кредит; В. занимается спекулятивной деятельностью; Г. стало банкротом.
Задание 14 Наиболее распространенным видом ценных бумаг является X, предлагаемые к продаже для мобилизации финансовых ресурсов среди всех слоев населения. Что вы поставите вместо X? А. лотереи; Б. акции; В. деньги; Г. казначейские билеты. Задание 15 Индивидуальное частное предприятие отличается от акционерного тем, что А. является формой частной собственности; Б. обладает хозяйственной самостоятельностью; В. владелец предприятия единолично решает все вопросы управления им; Г. доходы каждого собственника непосредственно зависят от прибыли предприятия Задание 16 Процесс обесценивания денег в результате их выпуска в обращение в размерах значительно превышающих потребности товарооборота называется: А. девальвацией; Б. эмиссией; В. инфляцией; Г. дотацией.
Задание 17 Товаром называется: А. любое изделие или продукт питания; Б. вещь, обладающая высоким качеством; В. продукт труда, предлагаемый для обмена путем купли - продажи, удовлетворяющий общественные потребности; Г. услуга, удовлетворяющая нужды конкретного человека.
Задание 18 Рыночная экономика отличается от командной тем, что: А. важнейшим показателем эффективности производства является производительность труда; Б. преобладает государственная собственность; В. на потребление населения влияет импорт; Г. существует конкуренция товаропроизводителей.
Задание 19 Владелец акции принадлежит к числу собственников предприятия: А. государственного; Б. кооперативного; В. индивидуального частного; Г. корпоративного.
Задание 20 Экономика – это наука, изучающая: А. способы умелого использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей; Б. методы рационального хозяйствования; В. систему производственных отношений; Г. все перечисленное.
Задание 21 Наиболее вероятной причиной безработицы является: А. монополизация отдельных отраслей экономики; Б. спад производства; В. увеличение числа частных (негосударственных) предприятий; Г. усиление конкурентной борьбы между производителями.
Задание 22 В России законом разрешено печатать деньги: А. специальной группе коммерческих банков; Б. Центральному банку России; В. только Сберегательному банку; Г. всем банкам, зарегистрированным в стране и имеющим лицензии.
Задание 23 Самый дорогой товар на современном этапе: А. нефть; Б. информация; В. вооружение; Г. золото.
Задание 24 Цена предложения на рынке – это: А. цена, по которой приобретается товар; Б. максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар; В. цена, назначаемая производителем товара; Г. минимальная цена, по которой производитель готов продать свой товар.
Задание 25 Не относится к факторами производства: А. труд; Б. земля; В. торговля; Г. капитал.
Дополнительный материал в помощь: Культура - вся целесообразная человеческая деятельность в природной среде и ее результаты, доступные для восприятия другими людьми. Культуру иногда называют «вторая природа», рассматривая ее, в качестве ближайшего к обществу «слоя» природы, который люди видоизменяют и приспосабливают для удовлетворения своих разносторонних потребностей. Современное общество, как и мир, характеризуется культурным многообразием -это элитарная культура и массовая. Элитарная культура - культура высшего уровня знатоков и специалистов в какой-либо области. Элита (от фр. elite - лучшее, отборное, избранное) - группы, занимающие высшее положение в обществе. Как и в массовой культуре, в элитарной тоже есть свои вершины, бывают провалы и подделки под интеллектуальность и глубину. Жесткой грани между двумя культурами нет, они перетекают одна в другую, обогащая друг друга. В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» -авангард. Представители авангардной культуры создают «трудные» произведения. Смысл их деятельности - не получить признание у массовой или элитарной публики, а разработать новые пути отражения в культуре своего времени мыслей и чувств современного человека, его взаимоотношений с миром. Массовая культура - культура низкого уровня, рассчитанная на массу людей, не готовых или не желающих усваивать высшие образцы культуры в данной области. Культура стала коммерческим продуктом, товаром, предназначенным для массового распространения, точнее — массовой продажи. Своеобразными предшественниками массовой культуры были сказки. Массовая культура рассчитана на массовое восприятие. Массовая культура - закономерный этап развития человеческой культуры, она не плоха и не хороша, в ней есть свои вершины и свои падения. Нельзя бояться массовой культуры, но сидеть только на ее «скудном пайке» - значит лишить себя возможности творческого развития, способности постигать мир во всем его сложном многообразии. - Что такое контркультура? Контркультура направлена на создание принципиально новых образцов, моделей, жизненных стилей, противоположных господствующей на данный момент в обществе культуре. Контркультура создает альтернативные формы общественного бытия, а не разрушает уже имеющиеся. Примеры контркультуры: к ультура хиппи, рок-музыка. С понятием «контркультура» связано понятие «субкультура» -культура в рамках основной культурной магистрали, но присущая какой-то определенной социальной группе (молодежная культура, культура казаков, культура мегаполиса, культура среднего класса и т. д.). Ряд видов культуры определяется в соответствии с особенностями той или иной человеческой деятельности - политическая, экономическая, правовая, религиозная, научная и другая культура. Слово «культура» также используется для названия той или иной локальной (частной) культуры: а) национальная культура; б) культура отдельной социальной группы, слоя, сословия в обществе; в) профессиональная культура сельского хозяйства, производства, управления, торговли; г) этническая культура племени, народов, формируемая в процессе их исторического развития; д) культура семьи; е) культура личности. Главная функция культуры - сохранение и совершенствование опыта познания и действия людей во всех сферах жизни человека и общества в формах, доступных для потомков. Сохранение, простое воспроизводство культуры, а тем более ее развитие, совершенствование, требуют от общества не только постоянных усилий, но и мудрости. Ценности материальной культуры - постройки, произведения искусства, книги - уничтожает время, они страдают во время стихийных бедствий и войн. Высокоразвитая цивилизация, создавшая немало культурных ценностей, может быть завоевана народами с более низким культурным уровнем. Так не раз случалось в истории, например во времена крушения Древнего Рима. Разрушительное землетрясение может стереть с лица Земли современный город. Но богатства культуры гибнут и от деятельности самих людей. В периоды войн, смут, социальных конфликтов бывало так, что культуре наносился огромный урон. В III в. до н. э. китайский император Цзин Чи Ган приказал сжечь все книги в стране, кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и черной магии, а ученых отправил на строительство Великой Китайской стены. Пропало множество текстов, в том числе почти все труды философа Конфуция (551—479 гг. до н. э.). В Александрии Египетской, в городской библиотеке было собрано более полумиллиона древних свитков и манускриптов со всего мира. Когда в 641 г. город завоевал калиф Омар, ими полгода топили городские бани. Как гласит история, калиф сказал, что содержание этих книг либо находится в согласии с Кораном, либо противоречит ему. Если оно находится в согласии, Коран обойдется и без них, а если оно противоречит ему, они вредны. Поэтому, решил калиф, да будут они уничтожены. Наука и образование. Целью научной деятельности является познание явлений и процессов в окружающей действительности на основе научных методов. Задачи научной деятельности 1. Описание (происходит выделение отдельных областей природы, существенных признаков объектов, качеств и свойств различных явлений). 2. Систематизация накопленного материала (направлена на 'деление всех объектов и явлений на особые классы, разделы, типы f по тем или иным признакам описания. 3. Объяснение (происходит выдвижение гипотез и разработка ; научных теорий). 4. Предсказание (знание законов позволяет предсказывать поведение разных объектов, протекание различных процессов). 5. Применение полученных знаний в общественной жизни. На примере какого-нибудь открытия показать действие задач научной деятельности. Отрасли научного знания: 1) естественные науки (естествознание); 2) гуманитарные науки; 3) технические науки. - Что является объектом исследования в каждой отрасли научного знания? Научные исследования 1.Прикладные (Обращены к вопросам использования научных достижений для решения конкретных практических задач) 2.Фундаментальные (Направлены на решение крупных проблем, значимых для всей науки в целом) Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию. Если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других, то говорят о самообразовании. Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащимся накопленного предшествующими поколениями опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. Функции образования 1. Создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы. 2. Сохранение и распространение культурных достижений общества из поколения в поколение. Характерные особенности современного образования: а) интеграция - тесная связь разных областей знаний; б) информатизация - активное использование информационных технологий, компьютеров; в) развитие непрерывного образования без отрыва работника от основной работы; г) развитие дистанционного образования - без непосредственного контакта преподавателя и ученика. Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование. Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Принципы образовательной политики в РФ: 1) гуманистический характер образования; 2) приоритет общечеловеческих ценностей; 3) право личности на свободное развитие; 4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур; 5) общедоступность образования; 6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; 7) светский характер образования в государственных учреждениях; 8) свобода и плюрализм в образовании; 9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений. Религия. Мораль. Религия - лат. «связывание, повторное обращение к чему-либо». Религия - специфическая форма общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Религия - взаимоотношения между Богом и человеком. Религия - совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Религия - особый тип мировоззрения, определяемый верой в существование высшего разумного сверхчеловеческого начала или божества. Божество, как считают верующие люди, обладает особыми качествами и способностями: а) всемогущество; б) всезнание; в) постоянное невидимое присутствие повсюду; г) контроль за поведением личности или общества; д) воздаяние или возмездие; е) способность «устраивать» судьбу человека после смерти. Религиозная жизнь всегда опирается на религиозную веру. Религиозная вера - интуитивная умственная и эмоциональная убежденность в наличии божественных качеств и действий. Основное содержание той или иной религиозной веры фиксируется в вероучении. Религиозное вероучение - зафиксированное в культуре мировоззрение данной религии в виде священного текста или предания, свод догматических правил, веры, религиозной символики, канонов богослужения и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|