Информационные процессы в экономике.
Специфика современного информационного общества состоит в непрерывном обмене информацией. Этот сложный механизм предполагает производство, хранение, переработку, использование и тиражирование информации в форме знаний. Понятие, обозначаемое термином «информация», относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках: физике, биологии, информатике, экономике и др. Одна из важнейших разновидностей информации — экономическая информация. Она непосредственно связана с управлением коллективами людей, производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг. Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени. Информация приобретает черты экономического блага и существует в экономике и как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности, а также как товар (информационные товары, услуги). С наиболее общих позиций информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Информационные ресурсы характеризуются: • направленностью (научная, техническая, правовая, экономическая и т. п.); • доступностью (открытая, закрытая: секретная, ограниченного использования); • формой собственности (государственная, региональная, муниципальная; частная); • формой представления (текстовая, изобразительная, звуковая); • носителем (бумажный, электронный).
Информационные ресурсы занимают все более значимое положение вместе с другими ресурсами предприятия, отрасли и национальной экономики в целом. Управление информационными ресурсами, включающее организацию данных и управление процессами их обработки, все более выделяется в отдельную управленческую функцию. Это связано с таким процессом в обществе, который называют информатизацией. На базе информационных ресурсов возникла индустрия информатики, задачей которой является обеспечение информацией всех нуждающихся в ней. Создание глобальных сетей и использование электронных документов открыли возможность удаленного доступа к информационным ресурсам. Появились крупные информационные организации, собирающие и распространяющие информацию по всему миру. Для принятия правильных решений хозяйствующим субъектам необходим доступ к соответствующим информационным ресурсам. По источникам формирования и отношению к конкретной организации информационные ресурсы могут быть разделены на внутренние и внешние (рис. 1.1).
К внутренним ресурсам относится информация, которая создается в процессе функционирования организации и формируется специалистами различных ее подразделений (базовая финансовая информация, информация о производительности, о распределении ресурсов и т. д.). Особую роль в формировании информационных ресурсов играет отчетность, которая является совокупностью управленческой, статистической и бухгалтерской информации о деятельности организации за определенный период времени. Показатели, которые содержатся в отчетности, выступают информационной базой для решения задач анализа, текущего планирования, прогнозирования и контроля состояния организации, а также для решения других задач.
Для того чтобы дать комплексную оценку состояния организации и определить перспективы ее развития, необходимо иметь сведения о внешней среде — множестве существующих вне организации объектов и факторов, которые непосредственно связаны, влияют или могут повлиять на деятельность организации. Эта внешняя информация может быть получена из различных источников, в том числе и на информационном рынке. Информационный рынок можно разделить на несколько секторов: • деловой информации; • научной и профессиональной информации; • социально-политической и правовой информации; • массовой и потребительской информации. В условиях рыночной экономики большую роль играет деловая информация (табл. 1.1), поступающая из внешних для организации источников. Использование информационных ресурсов, сформированных на основе внешней и внутренней информации, поддерживает деятельность организации и направлено на то, чтобы обеспечить: • повышение конкурентоспособности на рынке товаров (услуг); • оперативный учет, входной контроль и долговременное хранение наиболее полных данных о деятельности организации, ее территориальных подразделениях; • формирование бухгалтерской и аналитической отчетности для представления во внешние организации (в налоговую инспекцию, учредителям, акционерам и т. п.), а также для управления деятельностью организации; • поддержание технологии единого информационного пространства (в том числе директивной, нормативной и справочной информации) и др.
В настоящее время в сфере управления экономическими объектами происходят значительные изменения, связанные с дальнейшим совершенствованием компьютерной техники, периферийного оборудования, программного обеспечения, телекоммуникаций, которые широко используются при формировании информационных ресурсов для планирования, подготовки и принятия управленческих решений.
Рассмотрим вопрос об общих принципах управления в организационно-экономических системах. Прежде всего, изучим само понятие системы, которое является фундаментальным звеном научного исследования. Под системой будем понимать множество взаимосвязанных объектов (ресурсов), организованных (объединенных) так, что они функционируют как единое целое и, благодаря этому, приобретают новые свойства, отсутствующие у объектов, если их брать отдельно. Существует различные виды систем. В качестве примеров можно рассмотреть технические, технологические, организационные и экономические системы. Техническая система представляет собой взаимосвязанный комплекс технических элементов, обеспечивающих решение некоторой задачи. К таким системам можно отнести станок, компьютер, и т. п.
Технологическая система — система приемов, правил, норм, определяющих последовательность операций в процессе производства. Организационная система в общем виде представляет собой множество людей, связанных определенными отношениями в процессе некоторой деятельности. Например, как организационную систему можно рассматривать любое предприятие или организацию. Экономическая система — система производительных сил и производственных отношений, складывающихся в процессе производства, потребления и распределения материальных и нематериальных благ. Организационно-экономическая система расширяет понятие организационной системы посредством включения в него понятия экономической системы. Под данное определение попадают предприятия и организации промышленности, торговли, учебные организации и т. п. Далее для обозначения объектов организационно- экономических систем будем использовать общий термин «предприятие» или «организация». Отметим, что любое предприятие создается и функционирует для достижения определенных целей. Достижение этих целей представляет собой сложную и длительную процедуру и обеспечивается некоторыми воздействиями на процессы, происходящие при функционировании предприятия. Это воздействие представляет собой процесс управления деятельностью предприятия. В самом широком смысле под управлением понимается целенаправленное воздействие на систему с целью достижения желаемых изменений в ее состоянии или поведении. Всякое управление предполагает наличие цели, то есть определение желаемых изменений характеристик системы. Система, на которую оказываются целенаправленные воздействия с целью ее изменения, называется объектом управления. Носителем цели управления является субъект управления. Субъект управления принимает решения о выборе того или иного управляющего воздействия на основе имеющейся информации: сведений об окружающей среде, ресурсах, о существующих ограничениях (нормативных, технологических, законодательных, морально-этических) и информации, поступающей от объекта управления через обратную связь. Обратная связь — это информация о состоянии объекта управления и о том, как он реагирует на управляющие воздействия С помощью исполняющего органа субъект управления оказывает управляющее воздействие на объект управления. Объект управления изменяется под действием управляющего воздействия, и эти изменения отражаются в информационном потоке «обратная связь». В процессе управления можно выделить три основных этапа:
• сбор и анализ необходимой для управления информации; • принятие решения о выборе управляющего воздействия; • осуществление управляющего воздействия и контроль за изменением характеристик. В организационно-экономических системах управление может осуществляться на разных уровнях, соответствующих структуре самой системы (например, управление на уровне отдела, службы, всего предприятия). В целом, независимо от уровня, выделяют несколько специфичных по назначению фаз управления (рис.1.3), логически связанных между собой (в зависимости от уровня и объема задач в этих фазах, способы их решения будут, очевидно, различны). Перечислим эти фазы управления: • планирование — разработка долгосрочных и краткосрочных планов работы предприятия, составление календарных планов выполнения мероприятий, планов финансирования и производства, закупок, продаж и т. п.; • учет — сбор данных о деятельности предприятия, внешних систем и элементов среды; • анализ — обработка результатов учета; • регулирование — выработка и реализация решений по координации деятельности предприятия с целью достижения плановых показателей. Решения принимаются на основе различных видов анализа, сравнения фактических значений показателей с плановыми, изучения взаимного влияния показателей, сравнения с другими предприятиями, с работой предприятия в иной период и т. п. В результате анализа принимаются решения о регулировании деятельности подразделений предприятия и (или) корректировке принятых ранее планов.
Такие решения в общем случае называют управленческими решениями. Принятие решения — это процесс выбора среди множества возможных вариантов действий (альтернатив) того, который наиболее полно соответствует поставленной цели, удовлетворяет имеющимся требованиям и ограничениям. Известно, что задачи принятия решений занимают важное место в деятельности управленческого персонала предприятия. Несвоевременные, ошибочные решения могут повлечь за собой финансовые потери. И наоборот, обоснованные, грамотные и своевременные решения обычно являются основой для обеспечения экономической эффективности деятельности предприятия. Забегая вперед, отметим, что именно экономические информационные системы (ЭИС) являются тем инструментом, который позволяет оперативно обеспечить менеджера достоверной и полной информацией, необходимой для принятия решения. Среди управленческих решений, информационное и интеллектуальное обеспечение которых выполняется с помощью ЭИС, можно выделить следующие группы: • организационные решения, связанные с изменением структуры предприятия (например, реорганизацией отделов или служб). Такие решения принимаются относительно редко и реализуются в течение длительного периода времени. Для их обоснования и принятия можно использовать весь арсенал научных методов моделирования и количественного обоснования решений (см. библиографический список к главе). Важным является то, что эффективность принятых организационных решений во многом обусловливает эффективность последующих действий; • решения по планированию, которые связаны с принятием, корректировкой, регулированием планов хозяйственной деятельности предприятия (долгосрочных планов и стратегий развития предприятия, календарных планов, планов производства и т. п.). Принятие решений по планированию во многом связано с существующей структурой предприятия, в то же время сами планы на разных уровнях ставят задачи для дальнейших оперативных решений; • оперативные управленческие решения связаны с выработкой вариантов реализации тех или иных планов в рамках структуры предприятия, с оперативным регулированием деятельности подразделений с учетом влияния внешних и внутренних факторов. Рассмотренные выше фазы управления представляют собой хронологические и логически связанные этапы процесса управления предприятием. С функциональной точки зрения сам сложный объект управления «предприятие» также может быть разделен на несколько типичных составляющих: производство, сбыт, поставки, спрос (состояние внешней среды, в том числе, влияние на покупателя, на законодателя и т. п.), службы (бухгалтерия, кадры, склады, администрация и др.). В заключение краткого анализа процессов управления предприятием отметим следующие виды информации, которые используются и могут быть задействованы в ЭИС: • о планах работы (краткосрочных, среднесрочных, долговременных) как сведения о целевых характеристиках состояния и деятельности предприятия; • ресурсах — финансовых, материальных, кадровых, временных и др.; • функционировании объекта управления (отдела, предприятия в целом) — сведения о текущих значениях показателей работы и их сравнение с плановыми характеристиками; • внешней среде — налоговые условия, нормативно-законодательные акты; сведения о поставщиках, потребителях, конкурентах; • том, как принимать решения и как (с помощью чего) их реа- лизовывать, т. е. какие мероприятия выполнять для реализации решений и какие привлекать ресурсы; • управляющего характера — приказы, указания, распоряжения руководства и т. п.; • в динамике для возможности проведения анализа деятельности предприятия и эффективности управления. Таким образом, управление экономическими процессами осуществляется на основе информации, характеризующей производственные отношения в обществе — экономической информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|