Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

№ 45. Байка «Прогоним ужасных друзей!»




№ 45. Байка «Прогоним ужасных друзей! »

 

Маргарита ходила в 10‑ й класс. Училась нормально, не перетруждалась. Любила после уроков поболтать с подружками, сходить к ним в гости, погулять. Коммуникабельную девочку смущало отношение мамы к ее знакомым и одноклассникам. При любой возможности она цинично комментировала внешность, интеллект и поведение подростков: «Твоя Светка не умеет одеваться. На ней вся одежда висит как на вешалке», «Такое впечатление, что Лизу воспитывали в конюшне», «Ирка приходит к нам поесть. У нее меркантильное отношение к нашей семье. Скоро твои джинсы попросит и начнет носить».

И так каждый раз. Маргарита всех своих подружек стала прятать. Услышат мамины слова – обидятся.

Мораль. Скажи, кто твой друг, и я скажу – кто ты.

Комментарий. Дружба спасает от отчуждения и одиночества. Мы поддерживаем отношения с людьми, зная об их недостатках. Никто не стремится находить себе идеальных друзей.

Слова мамы Маргариты можно интерпретировать, исходя из логики общеизвестной пословицы. Унижая других девочек, взрослая женщина показывает, что ее дочь может найти только очень плохие социальные контакты. Значит, ее собственный ребенок – неудачник!

Этой историей мог бы заинтересоваться психоаналитик. Мама оперирует проекцией. Это можно глубоко проанализировать. Не исключено, что больше психологических проблем окажется у взрослого члена семьи, а не у несовершеннолетней дочери.

Друзей объединяют совместные дела, а также развлечения, забавы, прогулки. Быть вместе – большая радость. Об этом в стихотворении «Друзья‑ товарищи» написал С. Маршак:

 

Куртки нараспашку,

Шапки набекрень,

Шли куда попало

В первый теплый день.

Шли куда попало –

Просто наугад,

Прямо и направо,

А потом назад.

А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

А потом бегом.

Весело бродили

Я да ты со мной,

Весело вернулись

К вечеру домой.

 

Без друзей не будет формироваться социальный опыт. Не нужно осуждать других людей. Лучше доверительно предсказывать и вместе анализировать ситуации, поступки, а не злословить по поводу друзей ребенка без видимой на то причины.

Диапазон применения байки: беседы психолога с матерями дочерей.

 

№ 46. Байка «Прошляпилась»

 

Бабушка занималась домашними делами, которые никогда не кончались. Внучек играл на ковре. Среди игрушек стоял пластмассовый горшок. Периодически мальчик крутил его в руках и пытался надеть на голову большого плюшевого медведя.

Такая игра вызвала у бабушки раздражение, и она посоветовала внуку:

– Ты лучше горшок себе на голову надень.

Мальчик был проворным и исполнительным. Он моментально выполнил просьбу бабушки.

– Вот так и ходи, – продолжала она.

Через некоторое время горшок захотелось снять, но не тут‑ то было. Он словно прирос к голове. Никакие усилия не помогали. «Придут родители, и как я объясню, что ребенок ходит с горшком. Нужно ехать в травмпункт», – разумно решила бабушка.

Она обвязала голову мальчика платками, и они поехали к врачу.

В автобусе все пассажиры поглядывали на странный размер и форму головы ребенка. Да, вид у него был явно аномальный.

Мораль. Раздраженное состояние взрослых не способствует продуцированию адекватных приемов воспитательного воздействия на детей.

Комментарий. Бабушка неожиданно подсказала ребенку еще один вариант игровых действий с интересным предметом. Дети с удовольствием проявляют фантазию, совершают поступки исследовательского характера. Только роль взрослых заключается не в провокационных подсказках, а полезных разъяснениях в целях формирования представлений об окружающей действительности.

В нашей истории бабушка «прошляпилась». Сначала она дала внуку странную рекомендацию, а потом еще будет оправдываться перед его родителями. Скажет, что внук сам виноват и заставил ее волноваться.

Диапазон применения байки: семейные консультации психолога в многопоколенной семье.

 

№ 47. Байка «Прощайте, дедушки и бабушки! »

 

 

Девочка деда любимого брила.

Не удержалась – чуть‑ чуть пошалила.

Стало лицо у него вроде груши…

Дедушка старый, зачем ему уши?

 

 

* * *

Маленький мальчик компьютер купил

И в двести двадцать его подключил.

Бабушка сильно тянулась к науке:

Пепел из чепчика вымели внуки…

 

(Детские стишки‑ страшилки )

Мораль. Внуки начинают агрессивно относиться к дедушкам и бабушкам с неосознанного разрешения родителей.

Комментарий. Семейный вечер на кухне. Жена говорит мужу:

– Твоя мама ведет себя неправильно. Я высказала ей конкретную просьбу, а она опять все сделала по‑ своему.

– Да, я за ней тоже это часто замечаю. Стареет…

Рядом сидит внук или внучка, внимательно выслушивая комментарии родителей. Как вы думаете, после таких бесед за спиной у бабушки у детей сохранится к ней уважительное отношение? Сомнительно.

Вывод достаточно прост. Родители, которые просят бабушек и дедушек о помощи в бытовых вопросах и воспитании детей, не имеют морального права давать отрицательные отзывы о действиях своих же родителей, дискредитируя их в глазах внуков. Кто не умеет правильно выражать благодарность и быть признательным, тот должен делать все сам. Возможно, в таком случае он всегда будет прав.

Принижение заслуг бабушек и дедушек в воспитании внуков – залог разрушения психологических и моральных принципов семейного и личного благополучия нескольких поколений родственников.

Диапазон применения байки: консультации психолога для родителей, системная семейная психотерапия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...