Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

№ 97. Байка «Страшный учитель»




№ 97. Байка «Страшный учитель»

 

На консультацию к психологу мама привела дочь, обучавшуюся в 4‑ м классе общеобразовательной школы.

– Как тебя зовут? – спросила психолог.

– Жанна, – робко, дрожащим голоском ответила ученица.

– Ты в какую школу ходишь?

– Я… в школу…

Девочка неожиданно заплакала. После аккуратных расспросов удалось выяснить, что Жанна ужасно боится свою учительницу.

Мама объяснила дочери, что в школе к ней постоянно, необоснованно придираются. Ей несправедливо ставят двойки. «Во всем происходящем виновата только учительница», – резюмировала расстроенная мать девочки.

Жанна стала ходить на индивидуальные занятия к психологу. Она не могла выполнять даже элементарные задания. Установить причину этих затруднений удалось не сразу. Девочка сама обрывочными фразами сообщила, что мама на нее постоянно кричит, упрекает в тупости, запугивает.

Дочка уверена, что является абсолютной неудачницей. Все ее поступки и результаты мама высмеивает или воспринимает агрессивно. Периодически, чтобы совсем не утратить контакта с дочерью, она старается оправдать свое поведение наличием «страшной учительницы». «Придешь в школу, и у тебя опять начнутся проблемы», – пророчески заявила заботливая мать.

Мораль. Запугивание ребенка плохим отношением к нему учителя способствует усилению невротизации и еще большему снижению школьной успеваемости.

Комментарий. Матери часто рассказывают, что им не хватает терпения заниматься дома с собственным ребенком. Все заканчивается раздражением, криками и даже оскорблениями. Без использования специальных коррекционных приемов результативность таких педагогических испытаний остается очень низкой. На их фоне возрастают признаки невротизации ученика:

• снижается сообразительность;

• повышается неуверенность;

• появляется плаксивость;

• нарастает усталость;

• нарушается сон;

• снижается аппетит.

 

Постепенно мама приходит к выводу, что ученице требуется регулярная помощь специалиста. В таких случаях простое репетиторство не помогает. Ребенок уже нуждается в психологической поддержке и коррекции. На улучшение школьной успеваемости уйдут месяцы, а иногда и годы. Все зависит от степени выраженности психолого‑ педагогических проблем и комплексного характера отклонений в развитии.

Так, в описанном случае Жанна даже отказывалась читать книги, считая себя полной неудачницей, которая не понимает смысла прочитанного.

Психологу предстоит снижать уровень невротизации не только ученицы, но и ее матери. Одновременно с этим понадобится несколько месяцев работы по улучшению учебной ситуации ребенка. К оказанию помощи обязательно будет привлечена и школьная учительница, которая окажется совсем не страшной.

Диапазон применения байки: беседы с матерями учениц, испытывающих затруднения в обучении и общении с учителем.

 

№ 98. Байка «Тетенька учительница, будьте моей мамой! »

 

К школьному психологу обратилась за помощью молодая учительница 3‑ го «А» класса.

«Я обеспокоена особой привязанностью к себе одного из учеников моего класса. Он попросил меня стать его мамой. Пока не понимаю, чем вызвано подобное обращение. Я ко всем детям отношусь ровно. Сам мальчик воспитывается в хорошей семье. У него есть мать. В их семье двое детей. Младшая – дочь. Посоветуйте, как правильно вести себя с учеником и следует ли поговорить с его матерью».

Мораль. Ученики начальных классов ищут со стороны учителя психологическую поддержку. Пренебрежение в семье переживаниями ребенка приводит к поискам компенсации эмоциональной привязанности к другому значимому взрослому – школьному педагогу.

Комментарий. Учитель совсем не обязан брать на себя роль матери, как это иногда бывает в отношениях с учениками. На практике такие проблемы встречаются не часто. Ясно одно, что социальные роли матери и учительницы различны, их не нужно смешивать. Проще говоря, у ребенка должно быть и то, и другое.

Надеюсь, что учителя согласятся с мнением о том, что школа – это не только место, где дети получают знания. Академик Ш. А. Амонашвили, выступая с лекциями, справедливо говорил студентам о том, что ребенок идет в школу учиться жить. Процесс передачи знаний теряет смысл, если мы не готовим детей самостоятельно чувствовать и мыслить, понимая важность последующей социализации и адаптации в современном обществе.

Некоторые родители в порыве аффекта обвиняют учителя в том, что он должен заниматься воспитанием их ребенка, потому что является специально подготовленным для этого профессионалом. В таких словах заключается не только родительское бессилие. Почему не расценить это как напоминание о высоком предназначении педагога? Среди нас есть учителя, на собственном примере помогающие детям увидеть смысл и ценность жизни. Педагог способен открыть перед каждым учеником много разных дверей в таинственный и влекущий мир юности и взросления. Ребенок будет готов шагнуть в одну из них или самостоятельно открыть новые. Для этого за годы обучения в начальной школе нужно много успеть сделать, придумать, изучить на уроках совместными усилиями, наладив друг с другом общение. Видя ежедневную заинтересованность первого учителя в своей судьбе, ребенок начнет осознавать трудность и важность быть ответственным, самостоятельным, думающим, независимым, постоянно ищущим знания и ценящим людей. Хочется верить, что педагог поможет научить детей любить, творить и быть добрыми. У него хватит для этого мужества, равно как и у родителей учеников.

Диапазон применения байки: психологические консультации для родителей учеников начальной школы, тематические семинары для учителей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...