№ 105. Байка «Учителя убивают мотивацию учеников»
№ 105. Байка «Учителя убивают мотивацию учеников»
Родители часто жалуются на безразличие учителей к ученикам: – Нашей учительнице уже ничего не нужно. Просто отсиживает, пока не выгнали на пенсию. – А наша прячется, бегает от нас по коридорам. С ней ни о чем не удается поговорить. – На собрании у классной руководительницы случилась оговорка по Фрейду. Она сказала, что возможности детей «безразличны», а потом сразу поправилась: «То есть безграничны». Таких высказываний можно процитировать много. Мораль. От отношения учителя к детям, своему предмету зависит мотивация к получению знаний. Комментарий. Учитель и психолог совместными усилиями традиционно решают вопросы, которые связаны с развитием мотивации в ходе реализации задач учебного процесса. Вот некоторые из них. 1. Учебный материал подбирается с учетом развивающего воздействия на ученика, тем самым у него поддерживается интеллектуальная работоспособность. Обучение остается доступным, но требует определенных усилий. 2. Учебный материал является доступным для усвоения учащимися. С одной стороны, он не должен быть слишком сложным, так как будет снижать учебную мотивацию. С другой стороны, он не преподается слишком упрощенно с учетом возможной потери познавательного интереса. 3. Учебный материал содержит возможность устанавливать причинно‑ следственные зависимости, размышлять, думать. За счет этого обучение становится процессом активным, в который сознательно включаются учащиеся. 4. Обеспечивается постоянная новизна информации, которая дается в рамках учебного материала или дополнительно. 5. Демонстрируется связь учебного материала с личным жизненным опытом учащихся. Учитель убедительно старается доказать, что школьные знания необходимы в повседневной жизни. Подбираются универсальные примеры о том, как знания помогают понимать удивительные природные явления, отношения между людьми, свой личностный рост и пр.
6. Учебные задания тщательно продумываются с точки зрения методического содержания. Учебный материал, форма его подачи не должны быть перегружены лишними, второстепенными деталями. 7. Осуществляется подбор индивидуальных учебных заданий на уроках с учетом интересов, предпочтений ученика. Данный перечень можно дополнить. Соблюдение даже нескольких правил по формированию школьной мотивации способно изменить к лучшему успеваемость ребенка и развивать способность усвоения им знаний. Диапазон применения байки: помощь психолога в формировании мотивации к школьному обучению на уроках учителей начальной и средней школы.
№ 106. Байка «Физрук сказал: “Банзай! ”»
В Интернете прочитала такую байку. Школа, спортзал. В углу стоит стол для пинг‑ понга. На перемене четыре старшеклассницы просятся поиграть. Учитель физкультуры готовится к занятиям с второклашками и вежливо посылает девушек подальше. Те не уступают, уверенные в своей неотразимости: шпильки, короткие юбочки и по полкило макияжа. Тогда физрук просто отворачивается, строит второклашек и… звучит громкая команда: – Равняйсь! Смирно! Ну что, будем больших девочек щекотать? – Да! – обрадовались детишки. – Банзай! – скомандовал физрук. Осчастливленные детки накинулись на визжащих старшеклассниц. В этот день был установлен рекорд по бегу на шпильках в закрытом помещении. Мораль. Учитель физкультуры может укреплять физическое здоровье детей в разных школьных ситуациях. Комментарий. Специалисты часто говорят, что знания и навыки детей должны быть практикоориентированными. Даже был создан педагогический принцип – «связь с реальной жизнью». Зачем учить тому, что никогда не пригодится? Так рассуждают многие школьники.
В данном случае учитель физкультуры сумел наглядно показать, как важна общая физическая подготовка. Такой урок все дети запомнят надолго. Диапазон применения байки: уроки физической культуры, педагогические советы по обмену опытом среди учителей школ, методические объединения учителей‑ предметников.
№ 107. Байка «Школьная дружба»
В процессе взаимоотношений учащихся часто выясняется, что выдержать испытания дружбой могут не многие из них. Так произошло и с героями стихотворения Б. Заходера «Мы друзья».
Скоро в ход пошли портфели. Книжки в воздух полетели. Словом, скромничать не буду – Драка вышла хоть куда! Только смотрим – что за чудо? С нас ручьем бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра! С нас вода ручьями льется, А она еще смеется – Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя!
Мораль. Понятие дружбы является настолько сложным, что требует существенных усилий для его объяснения. Комментарий. С детства нам объясняли, что настоящие друзья всегда должны приходить на помощь. Например, у меня сложилось впечатление, что порядочный человек готов ради эмоционально значимых отношений бросить все свои дела и бескорыстно решать проблемы близких ему людей. Однако жизненный опыт показывает, что проверки на настоящую дружбу мало кто выдерживает. Да и это чувство означает не только постоянное стремление принимать полезное участие в чужой судьбе. Все намного сложнее. Повзрослев, мне пришлось пересмотреть свое детское понимание чувства дружбы, которое нельзя считать синонимом взаимопомощи. В ней необходимо выделить еще, как минимум, шесть характеристик: • доверие; • поддержка; • принятие (взаимопонимание); • взаимовыгода; • умение быть бескорыстным; • умение радоваться достижениям друг друга (друзья познаются не только в беде, но и в радости). Вот и получается, что у каждого из нас настоящих друзей мало. Проверку на наличие всех указанных условий для сохранения дружеских отношений выдерживают немногие дети и взрослые. Однако от радости переживания этого чувства отказываться не стоит. Нужно стараться находить и сохранять самые лучшие чувства по отношению к другим людям. Диапазон применения байки: беседы психолога о понятии «дружба».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|