Патологическое формирование личности
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Патологическое формирование личности также можно отнести к типу дисгармонического развития. Этиологией выступают неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация. Как известно, в формировании личности здорового ребенка ведущую роль играет воспитание. Биологические предпосылки в виде темперамента, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов, тенденцию к преобладанию того или иного типа элементарных эмоций, составляют ту генетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой личность формируется именно Под влиянием социальных условий. В детском возрасте основным социальным фактором, формирующим личность ребенка, является его воспитание и обучение. Ввиду незрелости эмоциональной сферы и личности ребенка в целом, его повышенной внушаемости неблагоприятные условия внешней среды, действующие длительно и достаточно массивно выраженные, могут привести к искажению в развитии не только его интересов, направленности, но, через воздействие на вегетативную нервную систему, к стойкому изменению свойств его темперамента. В.В. Ковалев, исходя из постепенности формирования как нормальной, так и аномальной личности, предлагает по отношению к данным аномалиям развития в детском возрасте термин «психогенные патохарактерологические формирования личности». Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев и др. отмечают в качестве фактора, пред располагающего к патологическому формированию личности под влиянием неблагоприятной среды, органическую церебральную недостаточность, большей частью негрубого, остаточного характера, акцентуацию характерологических свойств, а также дисгармоническое протекание периода полового созревания с явлениями его ретардации либо акселерации.
В патогенезе патологических формирований личности основная роль принадлежит двум факторам: 1) закреплению патологических реакций (имитация, протест, пассивный и активный отказ и др.), представляющих собой форму ответа на психотравмирующую ситуацию; фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности, особенно в детском возрасте; 2) непосредственному «воспитанию» таких патологических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность, в результате прямой стимуляции отрицательным примером. В систематике патохарактерологического формирования личности (В.В. Ковалев) различаются следующие основные варианты: аффективно возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый. Каждый из них связан с определенными особенностями неблагоприятной среды. Аффективно возбудимый вариант чаще обусловлен неблагоприятной средой, в которой имеются длительная конфликтная ситуация, алкоголизм родителей, ссоры, агрессия членов, семьи друг к другу, нередко жестокость. В таких семьях у ребенка часто развиваются черты аффективной взрывчатости, склонность к разрядам раздражения, гнева, неадекватным вызвавшему их раздражителю, повышенная готовность к конфликтам. Эти черты формируются или как имитация аналогичного поведения взрослых, или, наоборот, как закрепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется стойким сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности. Истероидный вариант патологического развития личности, как и истерическая психопатия, чаще наблюдается у девочек. Он может формироваться в среде, аналогичной вышеописанной, при аффективно возбудимом варианте (в этом случае истерические реакции возникают как реакции протеста), но может возникнуть и в изнеживающей обстановке, в условиях гиперопеки, когда жажда признания культивируется в ребенке обстановкой избалованности, обожания, неправомерно завышенной оценкой его внешности, способностей и т. д. и в то же время отсутствием трудового воспитания. В этих случаях речь идет о воспитании по типу «кумира семьи».
Патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости напоминает аналогичный тип психопатии, но происхождение его чаще всего обусловлено условиями гипоопеки - безнадзорности, при которой у ребенка не воспитываются чувство долга и ответственности, волевые задержки, способность преодолевать трудности, а поведение его зависит от желаний данного момента. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы проявляются в виде лабильности аффекта, импульсивности, повышенной внушаемости. По существу, патологическое развитие личности по неустойчивому типу является вариантом психогенного психического инфантилизма — одного из компонентов задержки психического развития, описанного выше. Тормозимый вариант патологического развития личности чаще формируется в условиях такого типа гиперопеки, при котором авторитарность, деспотичность воспитания подавляют в ребенке самостоятельность, инициативу, делают его робким, тормозимым, обидчивым, а впоследствии - пассивным, неуверенным в своих силах. К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-психологической структуре близко невротическое формирование личности, возникающее в тех случаях, когда психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и формированию таких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к страхам. Невротическое развитие личности легко возникает у соматически ослабленных детей при неблагоприятных средовых условиях. К дисгармоническому развитию можно отнести и так называемую невропатию - особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций. Эта аномалия может иметь конституциональный характер - «конституциональная детская нервность», связанная с генетическим фактором, а может быть вызвана ранними экзогенными вредностями.
Первичная дефектность вегетативной системы обусловливает склонность к нарушениям сна, аппетита, неустойчивости температурной регуляции, чувствительности к метеорологическим колебаниям; отклонения в нервно-психической сфере, в основном в эмоциональной, возникают вторично. Неустойчивость вегетатики и связанное с ней ощущение постоянного сомато-психического дискомфорта в одних случаях способствуют формированию личности тормозимой, малоактивной, повышенно чувствительной и легко истощающейся; в других - возбудимой, в третьих - раздражительной, двигательно расторможенной. Г.Е. Сухарева выделяет два варианта невропатии: астенический и возбудимый, наблюдающийся реже. Невропатия, как и задержанное развитие, — аномалия развития, наиболее типичная для детского возраста. По мере созревания вегетативной нервной системы в школьном возрасте она часто сглаживается, но иногда, в неблагоприятных условиях воспитания, выступает основой для формирования психопатии либо патологического развития личности тормозимого типа (В.В. Ковалев). Особый вид дисгармонического развития - аномалия психического развития, связанная с отклонением темпа полового созревания. Если при невропатии первичный дефект обусловлен вегетативной дистонией, то здесь речь идет о нарушении вегетативно-эндокринной регуляции, в одних случаях приводящей к замедлению темпа полового созревания (его ретардации), в других - к ускорению (акселерации). Эти аномалии развития могут быть объяснены как генетическими особенностями, так и экзогенно обусловленной органической недостаточностью нервной системы. Этот тип аномалии отличается от явлений ретардации и акселерации полового созревания, наблюдаемых и в рамках физиологических проявлений, не достигающих степени аномалий, более или менее выраженной дисгар-моничностью физического и нервно-психического развития. Так, при задержке полового развития церебрального генеза будут наблюдаться недоразвитие моторики (медлительность, неуклюжесть движений), эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, повышенная внушаемость, трусливость). Ускоренное половое созревание церебрально-органического генеза по наличию ряда признаков вегетативно-эндокринной дисфункции, энцефалопатических расстройств, как указывалось, отличается от акселерации полового созревания, наблюдаемого в рамках физиологических возрастных проявлений. "Ускоренное половое созревание церебрально-органического генеза часто формирует аномалию психического развития, по своим проявлениям в определенной мере обратную, чем та, которая наблюдается при задержке полового развития (К.С. Лебединская). К ее проявлениям относятся односторонняя взрослость интересов, связанная с ранним пробуждением сексуальности и других влечений, а также: аффективная возбудимость, взрывчатость, обусловленные дисгармоничной эндокринной перестройкой. Такие подростки часто тяготятся школой, стремятся к самостоятельному образу жизни, трудоустройству. Однако в этих намерениях они, как правило, оказываются несостоятельными, так как их интеллектуальный уровень не может обеспечить соответствующую неадекватным, односторонне «взрослым» установкам социальную адаптацию.
По мере нормализации эндокринной формулы уменьшаются напряженность влечений и аффективная возбудимость. В благоприятных средовых условиях девиация поведения претерпевает обратное развитие. Однако при наличии неблагоприятного окружения эти патологические черты служат предпосылками для патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенности влечений, асоциальным поведением.
Библиографический список 1. Аджималаев, Т.А. Системные механизмы роста и развития организма / Т.А. Аджималаев // Советская педиатрия. - М., 1989, - Вып. 7. - С. 26-44. 2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста/под ред. Л.С. Цветковой. -М., 2001. 3. Аксарина, Н.М. Основные этапы и особенности развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М., 1974. - 52 с. 4. Бадалян, Л.С, Невропатология / Л.С. Бадалян. —"'. М.: Просвещение, 1982.-С. 182-211. 5. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1966.-С. 138-153. 6. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990.-140 с. 7. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С, Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с. : 8. Гарбузов, В.И. Нервные дети / В.И. Гарбузов. -М.: Медицина, 1990. - 172 с.
9. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с. 10. Дефектология: словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996. - 76 с. 11. Журба, Л.Т. Ранние неврологические проявления минимальной церебральной дисфункции у детей / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1976. - № 10. - С. 1451-1454. 12. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведений ребенка. / А.И. Захаров. ~ СПб.: Союз, 1997. - 222 с. 13 .3еньковский, В.В. Психология детства / В.В, Зеньковский. - Екатеринбург, 1995. - 334 с. 14. Исаев, Д.И. Психическое недоразвитие у детей / Д.И. Исаев. - Л,: Медицина, 1982. - 224 с. 15. Исаев, Д.И, Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей / Д.И, Исаев. - СПб.: Питер, 2000. - 508 с. 16 .Карвасарский, Б.Д. Неврозы / Б.Д. Карвасарский. — М.: Медицина, 1980. -448 с. 17. Каукнайнен, А.Б. Часто болеющие дети / А.Б. Каукнайнен. -Л.: ГИ ДУВ, 1990. - 23 с. 18. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста (руководство для врачей) / В.В. Ковалев. - М.; Медицина, 1979.-607с. 19. Ковалев, В.В. Психический дизонтогенез как клинико -патогенетическая проблема психиатрии детского возраста / В.В. Ковалев // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1981. -№ 10. - С. 1505-1509. 20 .Ковалев, В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В.В. Ковалев. -М.: Медицина, 1985. -286 с. 21. Кулагина, Н.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. -М.: Сфера, 2001. -464с. 22. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. - М,: Просвещение, 1990. - 143 с. 23. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. - М., 1985. - 168 с. 24. Лудянский, Э.А. Руководство по заболеваниям нервной системы / Э.А.Лудянский. - Вологда, 1995. - 424 с. 25. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. - М., 1969. - 504 с. 26. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. - М,: Академия,2002.-384с. 27. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) / Е.М. Мастюкова. - М.: Владос, 1997.-303 с. 28. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. -М.: Просвещение, 1992. - 94 с. 29.Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / под ред. Е.Д. Ханской. — М.: Наука, 1986.-205 с. 30. Осипенко, Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников / Т.Н. Осипенко. - М.: Медицина, 1996. -289с. 31. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965. - 343 с. 32.Отбор детей во вспомогательные школы. - М.: Просвещение, 1971. - 96 с. 33.Принципы отбора детей во вспомогательные школы / под ред. Г.М. Дульнева и А.Р. Лурия. - М.: Просвещение, 1973.-224 с. 34. Психология аномального развития ребенка: хрестоматия / под ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской: в 2 т. Т. П. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 818 с. 35. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 379 с. 36. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с. 37. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2002.- 160с. 38. Ранний детский аутизм / под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.В. Лебединского. -М,, 1981. -99 с. 39. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986. -190 с. 40. Руководство по детской неврологии / под ред. В.И. Гузевой, - СПб.: Правда, 1998. - 494 с. 41. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г. Симерницкая. - М: Изд-во МГУ, 1985. -190 с. 42. Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева. - М.: Медицина, 1974 - 320 с. 43. Ульянова, У. В. Шестилетние дети с ЗПР / У. В. Ульянова. - М.: Педагогика, 1990. - 180 с. 44. Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) / под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. ~ М.: Педагогика, 1979. - 230 с. 45. Яссман, Л, В. Основы детской психопатологии / Л. В. Яссман, В.Н. Данюков. - М.: Олимп, 1999. -256 с.
Содержание
1. Клинические закономерности дизонтогенеза ………………………...…4 1.1. Понятие дизонтогенеза.........................................................................4 1.2. Биологический и социальный факторы дизонтогений......................5 1.3. Параметры дизонтогений.................................................................. 7 1.3.1. Патопсихологические параметры, определяющие характер психического дизонтогенеза............................................ 7
2. Классификация дизонтогенеза..................................................................12 2.1. Психическое недоразвитие................................................................12 2.2. Задержанное психическое развитие................................................ 17 2.3. Поврежденное психическое развитие............................................. 19 2.4. Дефицитарное психическое развитие............................................. 22 2.4.1. Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха................................................................................ 22 2.4.2. Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы...................................... 25 2.5. Искаженное психическое развитие................................................. 30 2.6. Дисгармоническое психическое развитие...................................... 31 2.6.1. Психопатия........................................................................... 31 2.6.2. Патологическое формирование личности..........................36
Библиографический список.............................................................................. 40
В.Ф. Белых, Н.Ю. Карманова
КЛАССИФИКАЦИИ АНОМАЛИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Справочник
Редактор С.Ю.Глазунова Корректор М.А. Исакова Верстка М.Н.Бргдановой
660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89. Редакционно - издательский отдел КГПУ, т.22-12-89
Подписано в печать 01.08.06. Формат 60x84 '/16. Усл. печ. л. 3,95. Заказ № 250. Тираж 300 экз. Цена свободная
Отпечатано ИПК КГПУ, т. 23-48-60
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|