Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава V. Возникновение прав на землю 2 глава




а) нормами самого ЗК (например, работникам организаций отдельных отраслей экономики земельные участки могут быть предоставлены в качестве служебного надела, см. коммент. к ст. 24 ЗК). См. также комментарий к ст. 36;

б) в нормах отдельных федеральных законов (см. например, ст. 3 федерального закона от 09.01.97 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда, и полным кавалерам Ордена Трудовой славы" ст. 10 Закона об ОСЗ; ст. 28 Закона о садоводах; ст. 3 Закона N 137 и др.) либо законов субъектов РФ.

3. До 01.09.07 ст. 30 содержала также п. 3 (он отменен Законом от 30.06.06). Специфика правил п. 3 ст. 28 ЗК состояла в следующем:

1) они подлежали применению лишь в случаях, если гражданин (до вступления в силу Земельного кодекса) обладал земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. Согласно ст. 20 ЗК в этом случае каждый гражданин имел право однократно бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании (см. коммент. к ст. 20 ЗК);

2) в соответствии с ними в указанных выше случаях:

а) не подлежали применению правила:

- ст. 30 ЗК о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- ст. 31 ЗК о порядке выбора земельных участков для строительства;

- ст. 32 ЗК о порядке принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства;

- ст. 33 ЗК о нормах предоставления земельных участков;

- ст. 34 ЗК о порядке предоставления гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. См. коммент. к ст. 30-34 ЗК;

б) решение о предоставлении земельного участка в собственность гражданина должно было быть принято:

- органами государственной власти и органами местного самоуправления указанными в ст. 29 ЗК (см. коммент. к ней);

- не позднее 14 календарных дней (т.е. и нерабочие дни нельзя исключать из подсчета). Отсчет начинается со следующего дня после дня подачи заявления в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Заявление должно иметь письменную форму.

О порядке предоставления указанным выше гражданам земельных участков (после 01.09.06) на праве постоянного (бессрочного) пользования см. также подробный коммент. к ст. 20, 34, 45 ЗК.

4. В п. 4 ст. 28 ЗК содержится ряд императивных правил:

1) по общему правилу не допускается отказ в предоставлении земельного участка в собственность граждан и юридических лиц (до 29.05.07 уточнялось, что речь идет о случаях предоставления участков для осуществления строительства на этом земельном участке; данное положение отменено Законом N 69 от 10.05.07). Тем не менее, такой отказ может иметь место вследствие:

а) изъятия земельных участков из оборота (например, если земельный участок занят под объекты использования атомной энергетики). См. о землях, изъятых из оборота, коммент. к п. 4 ст. 27 ЗК;

б) установленного федеральным законом (но не иным правовым актом (например, постановлением Правительства РФ) и не законом субъекта РФ) запрета на приватизацию данных земельных участков. См. об этом например, ст. 28 федерального закона от 21.12.01.N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). См. также комментарий к ст. 27, 85, 95 ЗК;

в) резервирования (оно осуществляется в порядке, установленном федеральными законами) земель для государственных или муниципальных нужд (например, для строительства в будущем на земельном участке здания поликлиники). См. также комментарий к ст. 70.1 ЗК;

2) также по общему правилу не допускается предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, ограниченных в обороте. При этом перечень таких земельных участков следует определять в соответствии с правилами подп. 1-14 п. 5 ст. 27 ЗК (см. коммент.). Тем не менее даже такие участки могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность при условии, что:

а) это предусмотрено отдельными федеральными законами. Субъекты РФ не наделены правом разрешать предоставление в собственность граждан и юридических лиц таких земельных участков;

б) учитываются (при определении целей использования предоставляемого участка) особенности земельного участка, указанные в подп. 1-14 п. 5 ст. 27 ЗК (ясно, например, что загрязненные радиоактивными отходами земельные участки не могут быть использованы для строительства на них детских оздоровительных комплексов).

5. Особенности правил п. 5 ст. 28 ЗК состоят в том, что:

1) они регулируют порядок предоставления земельных участков в собственность:

а) иностранным гражданам (к числу последних следует относить и граждан стран, ранее входивших в состав СССР, и лиц, имеющих гражданство двух и более иностранных государств);

б) лицам без гражданства (в том числе и тем из них, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации);

в) иностранным юридическим лицам, а также международным организациям. Аналогично решается вопрос и при предоставлении земельного участка иностранным организациям, не обладающим статусом юридического лица (что допускается законодательством ряда зарубежных стран);

2) их следует применять с учетом правил ст. 3 Закона об ОСЗ о том, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%, могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Таким образом, такие земли в собственность упомянутых выше лиц не могут быть предоставлены даже за плату;

3) они устанавливают, что иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства земельный участок (речь, конечно, идет о земельных участках из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: иной вывод противоречил бы систематическому толкованию названия ст. 28 и п. 5 ст. 28 ЗК) предоставляется в собственность лишь за плату. При этом:

а) размер платы определяется исходя из норм самого ЗК (см. об этом подробный коммент. к ст. 65, 66 ЗК);

б) по общему правилу форма платы должна быть денежной, хотя в ряде случаев законом может быть предусмотрена и возможность использования натуральной формы оплаты;

в) в случаях, когда кадастровая стоимость земли не определена - должна применяться нормативная цена земли (п. 13 Закона N 137).

6. Для правильного применения ст. 28 ЗК нужно также учитывать:

1) положения ст. 8 Закона N 137 о том, что до введения в действие Закона об ОСЗ:

а) при переходе прав на земельный участок от одного собственника земельного участка (землепользователя, землевладельца, арендатора) к другому лицу - категория и целевое назначение такого земельного участка не подлежит изменению;

б) иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды;

2) ст. 38 ЗК (о порядке приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на торгах (конкурсах, аукционах) см. коммент. к ст. 38 ЗК).

О сохранении права на земельный участок при разрушении здания, строения, сооружения, расположенного на этом участке, см. коммент. к ст. 39 ЗК.

3) см. также коммент. к ст. 15-19 ЗК.

 

Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков

1. Анализ правил ст. 29 ЗК позволяет сделать ряд выводов:

1) гражданам и юридическим лицам земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются:

- либо в собственность (см. об этом коммент. к ст. 15, 28 ЗК);

- либо в постоянное (бессрочное) пользование (см. об этом коммент. к ст. 20 ЗК);

- либо в пожизненное наследуемое владение (см. об этом коммент. к ст. 21 ЗК);

- либо на правах аренды (см. об этом коммент. к ст. 22 ЗК);

- либо на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (см. об этом коммент. к ст. 23 ЗК);

- либо в безвозмездное срочное пользование земельными участками (см. об этом коммент. к ст. 24 ЗК);

2) указанное предоставление осуществляется на основании решения, принятого в установленном порядке:

а) либо федеральными органами исполнительной власти (начиная от Правительства РФ, федеральных министерств, агентств, служб и кончая территориальными подразделениями этих органов);

б) либо органами исполнительной власти субъектов РФ, всякого рода апартаментами, комитетами, управлениями и т.п. органами);

в) либо органами местного самоуправления (например, районной администрацией, подразделениями районной администрации и т.п.);

3) все указанные выше органы предоставляют земельные участки лишь постольку, поскольку:

а) это входит в круг полномочий данных органов;

б) учитываются положения:

- ст. 9 ЗК о полномочиях Российской Федерации и ее органов в области земельных отношений (см. коммент. к ст. 9 ЗК);

- ст. 10 ЗК о полномочиях субъектов РФ и органов субъектов РФ в области земельных отношений (см. коммент. к ней);

- ст. 11 ЗК о полномочиях органов местного самоуправления в области земельных отношений (см. коммент. к ней).

2. Для правильного применения ст. 29 ЗК нужно учитывать такие положения:

1) ст. 2 Закона N 137 о том, что до 01.01.12 при продаже земельный участков в соответствии с правилами ст. 36 ЗК субъекты РФ устанавливают цену земель (см. об этом подробнее коммент. к ст. 36 ЗК);

2) ст. 9 Закона N 137 о том, что впредь до введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (т.е. до 28 января 2003 г.) субъектов РФ, оборот земель в которых до введения в действие Земельного кодекса РФ регулировался законами указанных субъектов РФ - оборот земель сельскохозяйственного назначения продолжает осуществляться в соответствии с законами указанных субъектов РФ. См. об этом также коммент. к ст. 8 Закона об ОСЗ;

4) п. 10 ст. 3 Закона N 137 о том, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю, для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Однако после разграничения государственной собственности на землю - распоряжение земельными участками допускается только после государственной регистрации права собственности на них.

Распоряжение участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов;

- в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов РФ, - органами местного самоуправления этих поселений (если иное не установлено законами субъектов РФ);

- в городах Москва и Санкт-Петербург - органами исполнительной власти указанных двух субъектов РФ (если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством РФ (согласно его постановлению от 07.08.2002 N 576, в ред. от 21.11.2003).

3. Во исполнение ст. 29 ЗК и п. 10 ст. 3 Закона N 137 Правительство РФ утвердило (постановлением от 30.06.06 N 404) "Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю". "Перечень" включает:

а) заявление о государственной регистрации права собственности (оно должно содержать указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок);

б) правоустанавливающие документы на земельный участок (в т.ч. копию акта с соответствующего госоргана или органа местного самоуправления, кадастровый план земельного участка и иные документы) Однако предоставление таких документов не требуется, если право собственности РФ (субъекта РФ, муниципального образования) на участок уже было зарегистрировано в ЕГРНП;

в) правоустанавливающие документы НА объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение недвижимого имущества на данном земельном участке (если право собственности на участок еще не было зарегистрировано в ЕГРНП);

г) иные документы, прямо предусмотренные федеральными законами.

Однако для правильного применения ст. 29 ЗК по отношениям возникшим 2001-2006 г. (в т.ч. и при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов) нужно иметь в виду, что постановлением от 02.08.2002 N 576 Правительство РФ утвердило "Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" (далее - Правила). Упомянутые Правила подлежали применению до 21.07.06 и предусматривали, в частности, следующее:

1) граждане и юридические лица при предоставлении им в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участков представляют (помимо документов, предусмотренных Земельным кодексом РФ) документы, удостоверяющие личность гражданина или подтверждающие государственную регистрацию юридического лица.

Граждане и юридические лица при предоставлении им земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения и сооружения, представляют также документы, подтверждающие размер площади здания, строения и сооружения, и государственную регистрацию прав на них (либо на помещения в них), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - иные документы, подтверждающие возникновение прав на эти объекты недвижимого имущества.

Органы местного самоуправления или органы государственной власти, уполномоченные на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю (далее именуются - уполномоченные на распоряжение земельными участками органы), при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков не вправе требовать представления документов, не указанных выше, если иное не установлено федеральными законами.

Орган государственной власти, государственное учреждение и государственное унитарное предприятие обращаются в орган местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - в орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ) в течение 3 месяцев со дня поступления заявления обеспечивает выбор земельного участка и направляет заявителю, в Росимущество (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ оформленный в установленном порядке перечень свободных от прав третьих лиц земельных участков, на которых возможно размещение объекта.

Росимущество (его территориальные органы) или уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ с учетом мнения заявителя принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка соответственно федеральному органу исполнительной власти, федеральному учреждению и федеральному унитарному предприятию или органу государственной власти субъекта РФ, государственному учреждению и государственному унитарному предприятию. Указанное решение, направляемое в уполномоченные на распоряжение земельными участками органы, является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка для размещения объекта.

В случае отсутствия на территории муниципального образования свободных от прав третьих лиц земельных участков орган местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ) представляет в Росимущество (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ оформленный в установленном порядке перечень земельных участков, предлагаемых для изъятия в установленном порядке для государственных нужд (п. 2-4 Правил);

2) при прекращении прав органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками уполномоченные на распоряжение земельными участками органы уведомляют о таких случаях:

Росимущество (его территориальные органы) - в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти Российской Федерации (территориальному органу федерального органа исполнительной власти), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации;

уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ - в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти субъекта РФ, а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти субъектов РФ.

Росимущество (его территориальные органы) на основании представленных федеральными органами исполнительной власти вариантов использования таких земельных участков формирует предложение о предоставлении указанных в абзаце втором настоящего пункта земельных участков для федеральных нужд, а уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ - о предоставлении указанных выше земельных участков для нужд субъекта РФ.

Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с решением Росимущества (его территориальных органов) или уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Указанное решение направляется в уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в 2-месячный срок со дня получения уведомления, указанного выше.

Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы направляют соответственно в Росимущество (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ копии принятых ими решений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование органу государственной власти, государственному учреждению и федеральному казенному предприятию.

Проекты договоров аренды земельных участков, которые предоставляются государственному унитарному предприятию или на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности или находившиеся в государственной собственности до приватизации, а также земельных участков, арендная плата за которые поступает в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ, подлежат обязательному согласованию с Росимуществом (его территориальными органами) или с уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.

Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в 3-дневный срок после государственной регистрации указанного договора аренды направляют в Росимущество (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ копию договора аренды с отметкой о его государственной регистрации.

Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) и уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ осуществляют учет договоров аренды (п. 5, 6 Правил);

3) если земельный участок подлежит приватизации (в случаях, предусмотренных законом), то решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается:

Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности;

уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности субъектов РФ, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти субъекта РФ;

органом местного самоуправления - в иных случаях.

В случае если решение о приватизации таких земельных участков принимается Министерством имущественных отношений Российской Федерации, договор купли-продажи заключается Российским фондом федерального имущества (п. 7 Правил).

4. В соответствии с ст. 29, 30.1 ЗК и ст. 3 Закона N 137 правовых актов Правительства РФ федеральные органы исполнительной власти приняли ряд актов. Так, Минимущество Российской Федерации издало распоряжение от 02.09.2002 N 3070-р "Об утверждении примерных форм решений о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду и договоров купли-продажи, безвозмездного срочного пользования и аренды земельных участков" (в ред. от 06.07.04). Этим распоряжением утверждены примерные формы:

1) решения о предоставлении в собственность находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположен(ы) объект(ы) недвижимого имущества, приобретенный(е) в собственность гражданами и юридическими лицами (см. об этом коммент. к ст. 15 ЗК);

2) решения о предоставлении находящегося в государственной собственности земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам (см. об этом коммент. к ст. 20 ЗК);

3) решения о предоставлении находящегося в государственной собственности земельного участка в безвозмездное срочное пользование гражданам и юридическим лицам (см. об этом коммент. к ст. 24 ЗК);

4) решения о предоставлении в аренду гражданам и юридическим лицам находящегося в государственной собственности земельного участка, а также договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка (см. об этом коммент. к ст. 22 ЗК);

5) договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположен(ы) объект(ы) недвижимого имущества, приобретенный(е) в собственность гражданами и юридическими лицами (см. об этом коммент. к ст. 37 ЗК);

6) договора безвозмездного срочного пользования находящимся в государственной собственности земельным участком (см. об этом коммент. к ст. 24 ЗК).

Распоряжением Росимущества от 06.07.04 N 104-р утверждена новая Примерная форма договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка (она применяется с 14.08.04).

 

Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Применяя правила п. 1-1.2 ст. 30 ЗК, необходимо обратить внимание на следующее:

1) они посвящены лишь случаям предоставления земельных участков:

а) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. О случаях предоставления из земель, находящихся в частной собственности, говорить не приходится;

б) для осуществления строительства. При этом не имеет значения характер строительства (подрядным способом, хозяйственным способом, капитальное и т.д.). Если земельный участок предоставляется в иных целях (например, для размещения выставки на открытом воздухе) - правила ст. 30 ЗК не применяются;

2) необходимым условием предоставления, упомянутого выше является проведение работ по формированию выделяемых земельных участков. При этом предоставление может иметь место как с предварительным согласованием мест размещения объектов строительства на земельных участках, так и без него;

3) п. 1.1 и 1.2 были введены в ст. 30 ЗК федеральным законом от 27.12.09 N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления" и вступили в силу с 01.01.10. Предусмотрено, что госорганы субъектов РФ и ОМСУ вправе (хотя и не обязаны!) устанавливать перечень случаев, когда земельными участками можно распоряжаться исключительно на торгах. Такое право им предоставлено лишь в отношении земельных участков:

- находящихся в государственной (субъектов РФ) или муниципальной собственности;

- государственная собственность на которые еще не разграничена.

2. Специфика правил п. 2 ст. 30 ЗК состоит в том, что:

1) они императивны: субъекты РФ не вправе устанавливать иные правила. Не могут предоставлять земельные участки по другим правилам и органы, упомянутые в ст. 29 ЗК (см. коммент. к ней);

2) они применяются лишь в той мере, в какой производится предоставление земель именно в собственность (для осуществления строительства). Другие формы предоставления (например, аренда, постоянное (бессрочное) пользование земельными участками и т.д.) - в данном случае не имеются в виду;

3) предоставление, упомянутое в п. 2 ст. 30 ЗК, осуществляется исключительно на торгах (формами которых являются конкурсы, аукционы). При этом необходимо учесть, что:

а) аукционы и конкурсы (т.е. разновидности торгов) могут быть открытыми либо закрытыми;

б) в открытом аукционе (конкурсе) может участвовать любое лицо (но с учетом правил п. 5 ст. 20 ЗК и ст. 3 Закона об ОСЗ об особых правилах участия в земельных отношениях иностранных граждан и юридических лиц, лиц без гражданства, см. коммент. к ним);

в) в закрытом аукционе или конкурсе могут участвовать лишь граждане и юридические лица, специально приглашенные на торги по данному земельному участку;

г) извещение о проведении торгов по земельному участку должно быть сделано организатором торгов не менее чем за 30 дней до их проведения. В извещении указываются данные о земельном участке (предмете торгов), о времени и месте проведения торгов, о том аукцион или конкурс проводится, о порядке оформления участников торгов. По общему правилу организатор открытых торгов вправе отказаться от проведения аукциона - в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса. При этом лицам, которые участвовали в открытых торгах по земельному участку, возмещается понесенный ими реальный ущерб. Организатор закрытого аукциона (конкурса) обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после извещения последовал отказ от торгов. Лица, участвующие на торгах по данному земельному участку, вносят задаток в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов;

д) лицо, выигравшее торги по земельному участку, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора (ст. 448 ГК);

е) продавцом земельного участка, по которому проводились торги, являются или органы государственной власти, или органы местного самоуправления (упомянутые в ст. 29 ЗК). В качестве организатора аукциона или конкурса выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), а также сумму задатка (см. об этом подробнее коммент. к ст. 38 ЗК);

4) положения п. 2 не распространяются на земельные участки, указанные в п. 2.1. ст. 30 ЗК (он введен Законом N 232 от 18.12.06 и вступил в силу с 01.01.07). Последний предусматривает, что земельный участок находящийся в муниципальной собственности (или участок, государственная собственность на который не разграничена) который не предоставлен во владение или пользование гражданам или ЮЛ предоставляется:

а) для строительства в границах застроенной территории (в отношении которой принято решение о развитии) без проведения торгов лицу (с которым заключен договор о развитии застроенной территории) бесплатно в собственность или по договору аренды (в этом случае размер арендной платы определяется в размере земельного налога, подлежащего уплате за данный участок);

б) на основании решения органа местного самоуправления (или соответственно - госоргана субъекта РФ). Оно принимается после утверждения документации по планировке застроенной территории (в отношении которой принято решение о развитии) после подачи заявления о предоставлении земельного участка. Условия принятия данного решения - перечислены в п. 2.1. ст. 30 ЗК исчерпывающим образом. Указанное решение служит основанием установления (по заявлению упомянутого выше лица и за его счет) границ земельного участка и его кадастрового учета. См. также письмо Минэкономразвития от 15.02.10 N Д23-490 "По вопросу разъяснения норм земельного законодательства";

5) п. 2.2 был введен в ст. 30 федеральным законом от 30.12.08 N 311-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и вступил в силу с 31.12.08. Он устанавливает случаи, когда пользователю недр ЗУ осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...