Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Психология личности




Вопросы для обсуждения:

1. Личность и структура ее психических свойств.

2. Темперамент.

3. Направленность личности.

4. Способности.

5. Характер.

6. Диагностика психических свойств личности.

Ключевые понятия:

Личность, темперамент, тип высшей нервной деятельности, сила нервных процессов, подвижность нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, экстраверсия, интроверсия, сензитивность, реактивность, пластичность, ригидность, резистентность, способности, структура способностей, общие способности, специальные способности, задатки, одаренность, талант, гениальность, характер, структура характера, типы характера, акцентуация, черты характера, направленность, ценность, потребность, мотив, мотивация, ценностные ориентации, интерес, желание, стремление, намерения, влечения, страсти, установки.

 

Темы рефератов:

1. Личность и субъект как уровни личностного роста.

2. Индивидуальные качества и их роль в создании индивидуального стиля жизни.

3. Темперамент и его влияние на поведение человека.

4. Акцентуации характера и проблемы поведения.

5. Способности, талант и гениальность.

6. Детство, юность и зрелость как этапы развития личности, их специфика и взаимосвязь.

7. Жизненные сценарии человека (по Э. Берну).

8. Самоактуализация личности.

9. Направленность личности.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое «личность»?

2. Как понимается в психологии феномен социализации?

3. Каково соотношение социализации и индивидуализации?

4. Что такое автономность личности и в каких условиях она формируется?

5. Что такое характер?

6. Что такое акцентуации характера?

7. Насколько распространены акцентуации?

8. В чем состоят особенности различных типов акцентуаций характера?

9. Что такое способности человека? Каким образом способности связаны с де­ятельностью?

10. Дайте характеристику общих способностей человека.

11. Раскройте суть классификации уровней развития способностей (способности, одаренность, талант, гениальность).

12. Что вы знаете о проблеме соотношения врожденных и социально обусловлен­ных качеств человека и их роли в формировании способностей?

13. В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?

14. Какие теории и концепции способностей вы знаете?

15. Назовите основные этапы развития способностей.

16. Расскажите об основных формах направленности — влечениях, желании, стремлении, интересах, идеалах, убеждениях.

17. Объясните суть понятия «мотив».

18. Что вы знаете о мотивации деятельности человека?

19. Объясните суть понятия «потребность».

20. Раскройте основные характеристики мотивационной сферы человека.

21. Расскажите о классификации иерархии человеческих потребностей А. Маслоу.

22. Охарактеризуйте темперамент как свойство личности.

23. Расскажите об основных типах темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический).

24. В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа?

25. Что вы знаете о типологии темперамента Э. Кречмера?

 

Основная литература:

1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.

2. Гиппенрейтер И.О. Введение в общую психологию. – М.,2003. – 336с.

3. Либин А.В. «Дифференциальная психология». М.: Смысл, PerSe, 2000. — 549с.

4. Психологическая типология: хрестоматия / сост.К. В. Сельченок. - Минск; М.: Харвест: АСТ, 2000. - 591 с.

5. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. Изд. 3-е, перераб. и дополненное. М.: Астрель, 2008. - 716с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002 - 720 с. (Серия "Мастера психологии").

 

Дополнительная литература:

1. Голубева Э.А. Способности, личность, индивидуальность. – М., «Феникс», 2005. – 511с.

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. – 368с.

3. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии / Левитов Н.Д. // Психология индивидуальных различий. - М., 2000. - С.210-214.

4. Милевич А.С. Направленность личности // "Международный журнал экспериментального образования", № 4, 2009.

 

Часть 2. Социальная психология

Тема 8. Вопросы социальной психологии. Психология межличностных отношений и малых групп

 

Вопросы для обсуждения:

1.Личность и группа: Личность в группе. Виды групп. Структура группы. Групповая деятельность.

2. Полисубъектные отношения в малой группе: Взаимодействие субъектов в группе. Статус субъекта в группе. Интеграция и дифференциация субъектов в группе. Социальные роли субъекта. Лидерство в малых группах. Социально-психологический подход к исследованию конфликтов.

3. Межличностное общение: Общение и его функции. Взаимное познание субъектов в процессе общения. Взаимодействие субъектов в процессе общения. Развитие межличностного общения.

Ключевые понятия:

Социальная роль, социально-психологический климат, коммуникативная сторона общения, интерактивная сторона общения, перцептивная сторона общения, речь, социальная перцепция, каузальная атрибуция, аттитюды, имидж, внешний облик, аттракция, социальная рефлексия, групповая динамика, конфликт, малые группы, большие группы, реальные группы, формальные группы, коллективы, ассоциации, корпорации, статус, стратификация, лидер, лидерство.

Темы рефератов:

1. Индивидуальные особенности и их влияние на восприятие и понимание людьми друг друга.

2. Роль игры в развитии личности и общения человека.

3. Конформизм, его достоинства и недостатки.

4. Проблемы каузальной атрибуции и формирования личной привлекательности.

5. Психологический портрет в межличностных отношениях.

6. Общение как основа межличностных отношений.

7. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

8. Основы профессионального общения. Социально-ролевое общение.

9. Средства коммуникации: невербальные средства общения.

10. Психология влияния: сущность, структура, способы.

11. Паника как психологическое явление.

12. Психологические предпосылки повышения сплоченности людей в малой группе (коллективе).

 

Контрольные вопросы:

1. Какова структура общения?

2. Какие ведущие процессы или стороны общения выделяются в социальной

3. психологии?

4. В чем значение перцептивной стороны общения?

5. Какие механизмы формирования образа и понимания другого существуют в психологии?

6. В чем суть каузальной атрибуции?

7. Какие эффекты определяют восприятие человека человеком?

8. Каковы функции коммуникации в общении?

9. В чем причина возникновения коммуникативных барьеров?

10. Как влияет интеракция на развитие психики человека?

11. Какие виды групп выделены в социальной психологии?

12. Каковы характерные черты малой группы?

13. Что такое групповая дифференциация?

14. Каковы основные стили лидерства и в чем они выражаются?

15. Перечислите основные характеристики социометрической структуры малой группы.

16. Приведите примеры проявления феноменов группового давления и конформизма.

17. Назовите основные теории и классификации лидерства.

18. Расскажите об основных этапах, которые проходит группа в своем развитии.

 

Основная литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений - 5 изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.

2. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.

3. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. - 4-е междунар. изд. - СПб.; М.:Прайм-Еврознак; Олма-Пресс,2004. - 510 с.: ил. - (Мастера психологии).

4. Шибутани Э. Социальная психология СПб., 2002.- 544с.

Дополнительная литература:

1. Андреева Г. М. Психология социального изменения. Уч. пособ. М.: Аспект Пресс, 2004. - 288 с.

2. Багрецов С.А., Оганян К.М., Львов В.М., Наумов В.В. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. – СПб.: Изд-во ун-та МВД России, 2006. – 456с.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2005. - 464 с.

4. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб,: Питер, 2005. - 544 с. (Серия «Учебник нового века»).

5. Рудестам К. Групповая психотерапия / Пер. с англ. А. Голубева. — СПб: Питер, 2006. — 384 с. — (Масте­ра психологии).

6. Хасан Б. И., Сергоманов П. А Психология конфликта и переговоры: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192 с.

7. Хрестоматия. Социальная психология. - М.: 2005. – 328с.

 

Тема 9. Вопросы социальной психологии. Межгрупповые отношения и взаимодействия

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема межгрупповых отношений в рамках принципа деятельности.

2. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений.

3. Экспериментальные исследования психологии межгрупповых отношений.

4. Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции.

5. Факторы детерминации межгрупповых отношений.

6. Методологическое и практическое значение проблематики межгрупповых отношений.

 

Ключевые понятия:

Межгрупповое восприятие, стереотипы, предрассудки, этноцентризм, межгрупповая дифференциация, межгрупповая интеграция, социальная категоризация, социальная идентификация, социальное сравнение, этнические конфликты, групповая принадлежность, межгрупповая дискриминация, межрасовое общение.

 

Темы рефератов:

1. Общая характеристика коммуникативных проблем межгруппового общения.

2. Межэтнические отношения.

3. Межнациональное общение – проблема и пути ее разрешения.

4. Психологические особенности различных представителей религиозных групп.

5. Социально-психологический анализ факторов формирования общественного мнения у представителей различных социальных групп.

6. Социально-психологический анализ настроений людей в современном обществе.

7. Социально-психологические особенности возникновения и функционирования традиций в различных социальных группах.

8. Морально-психологический климат в обществе и его различных социальных группах.

9. Влияние межличностных отношений на характер формирования группового мнения.

10. Специфика межгрупповых и межконфессиональных отношений в современных условиях.

11. Стратегия и тактика изучения социально-психологических особенностей представителей различных классов и наций.

12. Влияние национально-психологических особенностей людей на их поведение и деятельность.

 

Контрольные вопросы:

1. Расскажите об основных феноменах межгруппового взаимодействия.

2. Какие Вам известны теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений?

3. Расскажите об экспериментальных исследованиях межгруппового взаимодействия.

4. Приведите примеры проявления этноцентризма в отношениях между представителями разных этнических групп.

5. Приведите примеры внутригруппового фаворитизма в отношениях между студенческими группами.

6. Каким образом можно снизить эффект межгрупповой дискриминации в отношениях между группами?

7. Как связаны между собой внутригрупповые и межгрупповые отношения?

 

Основная литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений - 5 изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.

2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.

3. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учеб. пособие / М.Р. Битянова. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.

4. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. - 4-е междунар. изд. - СПб.; М.:Прайм-Еврознак; Олма-Пресс,2004. - 510 с.: ил. - (Мастера психологии).

5. Социальная психология: Учеб. пособие / Отв. ред. А. Л. Журавлев. – М: ПЕРСЭ, 2002. – 351 с.

6. Шибутани Э. Социальная психология СПб., 2002.- 544с.

 

Дополнительная литература:

1. Крысько, В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: Курс лекций / В. Г. Крысько; Гос. ун-т упр.. - М.: Экзамен, 2002. - 447 c.

2. Райгородский Д.Я. Психология масс. – Самара: Бахрах, 2006. – 592с.

3. Рудестам К. Групповая психотерапия / Пер. с англ. А. Голубева. — СПб: Питер, 2006. — 384 с. — (Масте­ра психологии).

4. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения//Социальная психология: хрестоматия: Учебное пособие для студентов ВУЗов/Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М., изд-во «Аспект пресс», 2003. – 475с.

5. Хасан Б. И., Сергоманов П. А Психология конфликта и переговоры: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192 с.

ПЕДАГОГИКА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...