Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В медицинской практике в качестве противодиарейного средства при острых и хронических заболеваниях используют лоперамид.

ИТОГОВОЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ по ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Ситуационная задача № 1

В медицинской практике в комплексной терапии язвенной болезни желудка используется лекарственное средство «Викаир», в состав которого входят фармацевтические субстанции, формулы которых приведены ниже:

;

1. Назовите и охарактеризуйте физические и химические свойства фармацевтических субстанций.

2. Предложите реакции идентификации этих субстанций.

3. Обоснуйте возможность количественного определения этих субстанций при совместном присутствии. Напишите уравнения реакций количественного определения солей висмута и объясните, в чем отличие этого определения от определения солей магния.

Ситуационная задача № 2

 

В испытательный центр для оценки качества поступила фармацевтическая субстанция следующей химической структуры:

1. Назовите эту субстанцию, охарактеризуйте ее физические свойства и химическое строение. К какой группе лекарственных веществ по химической классификации относится данная субстанция?

2. Предложите химические способы идентификации субстанции исходя из наличия функциональных групп.

3. Поясните возможность использования спектрофотометрии для качественного и количественного анализа данной субстанции.

4. При каких заболеваниях и в виде каких лекарственных форм применяется эта субстанция?

 

Ситуационная задача № 3

 

В детской терапии применяется микстура следующего состава:

Настоя травы термопсиса 0,1 100 мл

Капли нашатырно-анисовые 1мл

Натрия бензоата 0,6

Сиропа алтея 20 мл

Дайте характеристику одному компоненту данной прописи, а именно:

1. Напишите химическую формулу натрия бензоата, охарактеризуйте его физические свойства.

2. Приведите уравнения химических реакций, используемых для подтверждения подлинности натрия бензоата.

3. Обоснуйте способ количественного определения натрия бензоата методом ацидиметрии. Для какой цели при выполнении данного метода добавляют органический растворитель?

4. Укажите применение и формы выпуска натрия бензоата.

 

Ситуационная задача № 4

 

Для лечения и предупреждения заболеваний и токсических поражений печени широко используются лекарственное средство «Метионин, таблетки, покрытые оболочкой»:

1. Приведите структурную формулу и охарактеризуйте особенности химического строения метионина.

2. Какие функциональные группы можно использовать для идентификации метионина? Приведите уравнение реакции с нингидрином.

3. Приведите реакции количественного определения метионина методом иодиметрии.

4. Укажите какие еще методы количественного определения можно использовать для анализа метионина и условия его хранения.

 

Ситуационная задача № 5

 

В ОКК фармацевтического предприятия для контроля качества поступила фармацевтическая субстанция «Винпоцетин»:

1. Приведите структурную формулу, охарактеризуйте физические свойства и особенности химического строения фармацевтической субстанции.

2. В соответствии с химическим строением предложите методы установления подлинности, чистоты и количественного определения.

3. Для определения показателя «Остаточные растворители» по ФС используется метод ГЖХ с применением внутреннего стандарта. Дайте пояснение данному определению. Что называется внутренним стандартом?

 

Ситуационная задача № 6

 

В Испытательный центр для оценки качества поступила фармацевтическая субстанция следующей химической структуры:

1. Приведите МНН и синонимы данной фармацевтической субстанции.

2. Укажите и назовите структурные фрагменты и функциональные группы.

3. Напишите реакции, приемлемые для определения фтора в данной субстанции, и укажите их аналитический эффект.

4. Обоснуйте возможность использования поляриметрии для идентификации данной субстанции.

5. Дайте определение понятию «Удельное вращение» и приведите формулу для его расчета.

6. Укажите правила техники безопасности, которые нужно соблюдать при работе с данной субстанцией.

Ситуационная задача № 7

 

На фармацевтическое предприятие для получения таблеток поступила фармацевтическая субстанция фуросемида:

1. Охарактеризуйте ее химическое строение и укажите функциональные группы.

2. Объясните, может ли данная субстанция растворяться в воде и растворах щелочей?

3. Раствор фуросемида характеризуется наличием УФ-спектра, укажите какие хромофоры обеспечивают поглощение в УФ области спектра.

4. Как провести испытания на присутствие в молекуле органически связанных серы и хлора. Приведите уравнение реакций.

5. Приведите методы количественного определения. Напишите уравнения реакций.

 

Ситуационная задача № 8

 

В медицинской практике в качестве транквилизирующего средства в форме таблеток применяют лекарственные препараты фармацевтической субстанции, формула которой приведена ниже:

1. Приведите МНН и некоторые синонимы торговых названий данной субстанции.

2. Укажите и назовите структурные фрагменты и функциональные группы.

3. Приведите уравнения реакций идентификации хлора и аналитический эффект. В чем заключается особенность данного определения?

4. Поясните использование реакций с общеалкалоидными реактивами для идентификации указанной субстанции (приведите уравнение реакции и аналитический эффект).

5. Объясните сущность метода количественного определения указанной субстанции как слабого основания в среде неводных растворителей. Напишите уравнения реакций. Укажите индикатор. Поясните проведение контрольного опыта.

 

Ситуационная задача № 9

Для лечения диабета используют синтетические лекарственные средства, в том числе производные бензолсульфонилмочевины:

1. Приведите структурную формулу представителя этого класса соединений - глибенкламида. Охарактеризуйте его химическое строение, назовите основные структурные фрагменты. Укажите в формуле данного вещества фрагмент мочевины.

2. Для идентификации субстанции используют реакции разложения мочевины. Укажите какие продукты выделяются при действии растворов гидроксида калия и серной кислоты на данную субстанцию.

3. Чем обусловлены кислотные свойства данной субстанции? Укажите в молекуле субстанции подвижные атомы водорода.

4. Напишите реакцию идентификации образования комплексного соединения с ионом меди (II).

5. Назовите возможные методы количественного определения субстанции. Напишите реакцию количественного определения, основанную на кислотных свойствах сульфамидной группы.

 

Ситуационная задача № 10

 

В испытательный центр для оценки качества поступила фармацевтическая субстанция дексаметазон:

1. Приведите структурную формулу, укажите функциональные группы дексаметазона и назовите способы их обнаружения. Приведите уравнения реакции определения α-кетольной группы.

2. Перечислите физико-химические методы, используемые для количественного определения дексаметазона.

3. Дайте характеристику спектрофотометрического метода. Для каких целей данный метод можно использовать в анализе дексометазона.

4. Как используется дексаметазон в медицинской практике? В виде каких лекарственных препаратов он поступает в аптечную сеть?

 

Ситуационная задача № 11

Для лечения заболеваний полости рта используется в качестве полосканий раствор фармацевтической субстанции, структурная формула которой приведена ниже:

1. Назовите данную субстанцию, охарактеризуйте ее химическое строение и физические свойства.

2. Предложите реакции идентификации данной субстанции, с учетом ее химического строения.

3. На каких свойствах данной субстанции основано ее количественное определение? Напишите уравнения реакций йодометрического определения.

4. В виде каких лекарственных препаратов эта субстанция поступает в аптечную сеть?

Ситуационная задача № 12

 

В испытательный центр для оценки качества поступила фармацевтическая субстанция лиотиронин. Обоснуйте комплекс испытаний данной субстанции по ФС, для этого:

1. Приведите структурную формулу, охарактеризуйте ее физические свойства и химическое строение.

2. В соответствии с химическим строением обоснуйте реакции для установления подлинности. Напишите уравнения реакций определения органически связанного йода.

3. В связи с какими особенностями строения субстанции количественный анализ проводят с помощью метода сжигания в колбе с кислородом. Приведите уравнения реакций.

4. Укажите применение и формы выпуска лиотиронина.

 

Ситуационная задача № 13

В ОКК фармацевтического предприятия для приготовления мази «Эфкамон» поступило несколько серий камфоры. При определении показателя «удельное вращение» по методике ФС для образцов одной серии было получено заниженное его значение. Дайте обоснование полученному результату и предложите другие испытания для характеристики качества камфоры, для этого:

1. Приведите структурную формулу камфоры, охарактеризуйте ее строение и физические свойства.

2. На основании химического строения камфоры предложите реакции идентификации и методы количественного определения. Напишите уравнения реакций.

 

Ситуационная задача № 14

 

В испытательный центр для оценки качества поступила фармацевтическая субстанция тамоксифен. Обоснуйте комплекс испытаний данной субстанции по ФС, для этого:

1. Приведите структурную формулу, охарактеризуйте химическую структуру тамоксифена и его физические свойства.

2. Приведите реактивы для обнаружения третичной аминогруппы.

3. Какие характеристики используют для подтверждения подлинности тамоксифена методом ТСХ? Как определить эти характеристики?

4. Приведите уравнения реакций количественного определения тамоксифена методом неводного титрования.

 

Ситуационная задача № 15

На фармацевтическое предприятие для получения лекарственных препаратов поступила фармацевтическая субстанция магния сульфат:

1. Приведите формулу, охарактеризуйте внешний вид, растворимость магния сульфата. Как изменяются внешний вид, растворимость и потеря в массе при прокаливании при его неправильном хранении?

2. Приведите реакции идентификации магния сульфата.

3. Обоснуйте комплексонометрический метод количественного определения магния сульфата. Напишите уравнения реакций. Какие индикаторы используются при количественном определении магния сульфата?

4. Укажите применение и формы выпуска магния сульфата.

 

Ситуационная задача № 16

 

В аналитическую лабораторию химико-фармацевтического предприятия поступила фармацевтическая субстанция кофеин-бензоат натрия:

1. Приведите структурные формулы компонентов этой субстанции и охарактеризуйте их структурные фрагменты.

2. В соответствии с химической структурой приведите качественные реакции на эти компоненты.

3. Назовите методы количественного определения кофеина и бензоата натрия в данной субстанции.

4. В чем сущность йодометрического определения кофеина. Приведите формулу расчета содержания и объясните необходимость контрольного опыта.

5. В виде каких лекарственных препаратов эта субстанция поступает в аптечную сеть?

 

Ситуационная задача № 17

В Испытательный центр для оценки качества поступила фармацевтическая субстанция следующей химической структуры:

1. Назовите данную фармацевтическую субстанцию, охарактеризуйте ее химическое строение и физические свойства.

2. В соответствии с химическим строением предложите реакции идентификации и методы количественного определения. Напишите уравнения реакции Витали – Морена. В чем заключается особенность титрования данной субстанции методом неводного титрования?

3. При измерении угла вращения раствора данной субстанции показания превысили норму, указанную в ФС. Объясните, почему нормируется данный показатель.

Ситуационная задача № 18

В медицинской практике в качестве противодиарейного средства при острых и хронических заболеваниях используют лоперамид.

1. Приведите некоторые синонимы данного лекарственного средства и его структурную формулу.

2. Укажите и назовите структурные фрагменты и функциональные группы молекулы лоперамида.

3. Приведите уравнения химических реакций идентификации с помощью общеалкалоидных реактивов (реактив Драгендорфа), реакции на хлорид ион, органически связанный галоген. Укажите аналитический эффект реакций.

4. Поясните использование методов УФ-спектрофотометрии и ТСХ для идентификации и оценки чистоты субстанции и лекарственных препаратов лоперамида.

 

Ситуационная задача № 19

Очищенным препаратом, получаемым из листьев ландыша, является Ландыша листьев гликозид (Коргликон). Для обоснования комплекса испытаний, подтверждающего качество этого препарата по ФС:

1. Приведите общую структурную формулу карденолидов и охарактеризуйте химическое строение.

2. Укажите основные структурные фрагменты сердечных гликозидов и способы их обнаружения.

3. Перечислите возможные методы количественного определения сердечных гликозидов. Охарактеризуйте биологический метод определения активности сердечных гликозидов.

4. Назовите лекарственные препараты, содержащие сердечные гликозиды. Как правильно хранить препараты данной группы?

 

Ситуационная задача № 20

 

На фармацевтическое предприятие для получения таблетированных лекарственных форм поступила фармацевтическая субстанция следующей химической структуры:

1. Дайте название этой субстанции, охарактеризуйте ее структурные фрагменты и физические свойства. При определении температуры плавления данной субстанции ее значение оказалось ниже нормы, приведенной в ФС. Поясните, чем это вызвано.

2. В соответствии с химическим строением предложите реакции идентификации и методы количественного определения. Напишите уравнения реакций. Объясните сущность метода Кьельдаля.

3. Какое фармакотерапевтическое значение имеет данная субстанция и известны ли Вам ее другие лекарственные препараты?

 

Ситуационная задача № 21

 

В терапии заболеваний ЦНС назначаются антихолинэстеразные средства, в частности лекарственные препараты, содержащие неостигмина метилсульфат:

1. Приведите структурную формулу неостигмина метилсульфата и охарактеризуйте его химическое строение и физические свойства.

2. В соответствии с химическим строением предложите реакции идентификации.

3. Объясните сущность метода количественного определения данной субстанции. Приведите уравнения реакций.

4. Какие лекарственные препараты неостигмина метилсульфата Вам известны?

 

Ситуационная задача № 22

 

Обоснуйте комплекс испытаний для оценки качества фармацевтической субстанции, химическое строение которой приведено ниже:

1. Дайте название этой субстанции, охарактеризуйте ее структурные фрагменты (гетероцикл и функциональные группы) и физические свойства.

2. На основании химического строения приведите уравнения реакции подлинности субстанции. Поясните, чем обусловлены амфотерные свойства данной субстанции.

3. Предложите физико-химические методы анализа данной субстанции.

4. Как проводят биологическую стандартизацию антибиотиков?

5. При каких заболеваниях применяют данное химиотерапевтическое средство?

 

Ситуационная задача № 23

 

Обоснуйте комплекс испытаний для оценки качества фармацевтической субстанции натрия бромид. Для этого:

1. Охарактеризуйте его физические свойства.

2. Предложите реакции идентификации натрия бромида и его отличия от натрия хлорида.

3. Укажите возможные методы количественного определения. Приведите уравнения реакций аргентометрического титрования методом Фольгарда. Укажите особенности этого метода.

4. Как можно определить концентрацию раствора-концентрата натрия бромида 20% в условиях производственной аптеки? Поясните сущность используемого метода.

5. Обоснуйте условия хранения натрия бромида.

6. При каких заболеваниях и в каких лекарственных формах применяют натрия бромид?

Ситуационная задача № 24

 

Обоснуйте комплекс испытаний для оценки качества фармацевтической субстанции эргокальциферол. Для этого:

1. Приведите структурную формулу эргокальциферола, охарактеризуйте его строение и физические свойства.

2. Поясните возможность использования ИК- и УФ-спектрофотометрии для подтверждения подлинности эргокальциферола. Какие спектральные характеристики используют для этой цели? Чем отличается УФ-спектр поглощения от ИК-спектра?

3. Приведите способ расчета содержания эргокальциферола по стандартному образцу методом УФ-спектрофотометрии. Что называется стандартным образцом?

4. При каких заболеваниях и в каких лекарственных формах применяют эргокальциферол?

 

Ситуационная задача № 25

 

Обоснуйте комплекс испытаний для оценки качества фармацевтической субстанции диклофенак натрия. Для этого:

1. Приведите структурную формулу, охарактеризуйте химическое строение диклофенака натрия и его физические свойства.

2. Приведите способ и химические реакции обнаружения органически связанного хлора в молекуле диклофенака натрия.

3. Поясните применение метода неводного титрования для количественного определения диклофенака натрия. Приведите уравнения химических реакций.

4. Какие лекарственные препараты диклофенака натрия Вам известны?

 

Ситуационная задача № 26

 

Обоснуйте испытания для оценки качества фармацевтической субстанции менадиона натрия бисульфита. Для этого:

1. Приведите структурную формулу, охарактеризуйте химическое строение менадиона натрия бисульфита и его физические свойства.

2. Приведите реакции определения подлинности менадиона натрия бисульфита.

3. Укажите особенности и приведите уравнения реакций цериметрического определения менадиона натрия бисульфита.

4. Какие лекарственные препараты менадиона натрия бисульфита Вам известны?

 

Ситуационная задача № 27

 

Предложите комплекс испытаний для оценки качества фармацевтической субстанции эстрадиола дипропионат. Для этого:

1. Охарактеризуйте химическую структуру эстрадиола дипропионата.

2. С помощью какой реакции можно отличить эстрадиола дипропионат от эстрадиола? Приведите уравнение реакции.

3. Изложите сущность метода ВЭЖХ. Можно ли этот метод использовать для количественного определения указанного препарата? Какие характеристики данного метода Вам известны?

Ситуационная задача № 28

 

В аналитическую лабораторию фармацевтического предприятия поступили ампулы и флаконы с раствором фармацевтической субстанции, имеющей следующую химическую структуру и не отвечающей требованиям ФС по разделу «Описание» - наблюдалось пожелтение раствора:

1. Назовите данную субстанцию и охарактеризуйте химическое строение.

2. В соответствии с химическими свойствами дайте обоснование возможным изменениям субстанции при изготовлении лекарственной формы.

3. Предложите реакции идентификации и методы количественного определения субстанции. Напишите уравнения реакций.

4. Для количественного определения субстанции в растворе по ФС используется поляриметрический метод. В чем заключается особенность методики определения угла вращения растворов этой субстанции? Объясните явление мутаротации.

Ситуационная задача № 29

 

В технологии таблеток антиаритмического средства используется фармацевтическая субстанция, формула которой приведена ниже:

1. Приведите МНН указанной субстанции и ее торговые синонимы.

2. Укажите и назовите структурные фрагменты и функциональные группы.

3. Поясните использование методов УФ-спектрофотометрии и ТСХ для идентификации указанной субстанции. Какие способы определения посторонних примесей методом ТСХ Вам известны?

4. Приведите уравнения реакции идентификации, основанной на окислении указанного вещества, и аналитический эффект.

5. Объясните сущность кислотно-основного титрования указанного как основания в среде ледяной уксусной кислоты. Приведите уравнения реакций, индикатор. Поясните проведение контрольного опыта.

6. Поясните правила техники безопасности при работе с фармацевтическими субстанциями данной фармакологической группы.

Ситуационная задача № 30

 

В ОТК фармацевтического предприятия поступила на анализ фармацевтическая субстанция следующей химической структуры:

1. Назовите указанную субстанцию и приведите ее МНН.

2. Укажите и назовите структурные фрагменты и функциональные группы.

3. Как отличить соль хлористоводородной кислоты приведенного выше основания от его солей бромистоводородной кислоты?

4. Напишите реакцию образования тиохрома и укажите ее аналитический эффект.

5. Назовите возможные методы количественного определения этой субстанции.

6. Приведите уравнения реакций количественного определения данной субстанции методом прямой аргентометрии по Фаянсу.

Ситуационная задача № 31

 

В Испытательный центр поступила фармацевтическая субстанция, имеющая следующую химическую структуру:

1. Назовите эту субстанцию и охарактеризуйте ее химическое строение, назовите функциональные группы.

2. При определении примеси «метиловый эфир …» в образцах одной серии появилось голубое окрашивание. Дайте обоснование причинам изменения его качества по данному показателю в соответствии со способами получения и свойствами.

3. В соответствии с химическим строением предложите реакции идентификации и методы количественного определения. Напишите уравнения реакций.

4. Объясните, как химические свойства влияют на характер спектров этой в различных растворителях?

5. Какие лекарственные препараты этой субстанции Вам известны?

Ситуационная задача № 32

 

В ОКК фармацевтического предприятия, изготавливающего препарат «Антигриппокапс» поступила ацетилсалициловая кислота не отвечающая требованиям ФС по разделу «Описание» - ощущался резкий запах кислоты уксусной. Дайте обоснование причинам изменения качества субстанции по данному показателю в соответствии со свойствами и условиями хранения, для этого:

1. Приведите структурную формулу ацетилсалициловой кислоты, охарактеризуйте ее строение.

2. Охарактеризуйте химические свойства и предложите реакции идентификации ацетилсалициловой кислоты. Напишите уравнения гидроксамовой реакции.

3. Как определяют продукты деструкции ацетилсалициловой кислоты по ФС?

4. Дайте пояснения методу количественного определения ацетилсалициловой кислоты.

5. Какие еще лекарственные препараты ацетилсалициловой кислоты Вам известны?

 

Ситуационная задача № 33

 

В комплексной терапии заболеваний верхних дыхательных путей используется сироп «Коделак-фито», в состав которого входят (на 5 мл):

Кодеина фосфата 4,5 мг

Сухого экстракта термопсиса 10 мг

Сухого экстракта корня солодки 200 мг

Жидкого экстракта чабреца 1000 мг

1. К какой группе лекарственных средств относится кодеина фосфат, входящий в состав данного сиропа? Приведите его структурную формулу и охарактеризуйте строение.

2. В соответствии с химической структурой предложите реакции идентификации.

3. Какая реакция лежит в основе определения специфической примеси морфина в кодеине?

4. Перечислите известные Вам методы количественного определения кодеина фосфата и напишите уравнение реакции титрования кодеина фосфата раствором щелочи.

5. Как хранят препараты кодеина?

Ситуационная задача № 34

 

На фармацевтическом предприятии, получавшем резорцинол, было отмечено, что в образцах одной серии внешний вид не отвечал требованиям ФС по разделу «Описание» - образцы были отсыревшими и грязно-розового цвета.

1. Приведите химическую формулу и охарактеризуйте внешний вид резорцинола.

2. Дайте обоснование причинам изменения качества по данному показателю в соответствии с их химическими свойствами.

3. Укажите химические свойства данной субстанции, предложите реакции идентификации. Приведите уравнения реакций образования флюоресцеина.

4. Назовите метод количественного определения, приведенный в ФС. Напишите уравнения реакций.

Ситуационная задача № 35

 

В Испытательный центр для оценки качества поступила фармацевтическая субстанция следующей химической структуры:

1. Дайте МНН и возможные торговые синонимы данной субстанции.

2. Охарактеризуйте химическое строения фармацевтической субстанции и физические свойства.

3. В соответствии с химическим строением предложите реакции идентификации. Раствор данной субстанции в диметилформамиде после добавления спиртового раствора гидроксида калия приобретает красное окрашивание. Наличие, какой функциональной группы подтверждает указанная реакция? Напишите уравнение химической реакции.

4. Какие методы количественного определения можно использовать для данной субстанции и ее лекарственных препаратов? Напишите уравнения реакций определения методом неводного титрования.

Ситуационная задача № 36

 

На анализ поступила фармацевтическая субстанция следующей структуры:

1. Назовите эту субстанцию и охарактеризуйте химическое строение.

2. В соответствии с химическим строением предложите реакции идентификации и методы количественного определения. Напишите уравнения реакций при определении субстанции методом кислотно-основного титрования в неводных растворителях и реакцию образования соли с нитратом кобальта.

3. Поясните, почему может изменяться значение рН среды водной суспензии данной субстанции.

4. Поясните, как можно отличить данную субстанцию от других производных этого класса соединений?

5. Как используются лекарственные препараты данной субстанции в медицинской практике?

Ситуационная задача № 37

 

В условиях промышленного производства получают лекарственный препарат (таблетки), содержащий фармацевтическую субстанцию следующей химической структуры:

1. Назовите эту субстанцию и охарактеризуйте химическое строение, физико-химические свойства (внешний вид, растворимость, спектральные и оптические характеристики) и их использование для оценки качества.

2. В соответствии с химическим строением предложите реакции идентификации и методы количественного определения. Напишите уравнения реакций образования талеохина и метода титрования в среде неводных растворителей.

3. Какие оптические изомеры этого соединения Вам известны, что является источником получения данной субстанции?

 

Ситуационная задача № 38

 

Химико-фармацевтическим предприятием изготовлено лекарственное средство – аэрозоль «Ингалипт». Приведите комплекс испытаний для характеристики качества сульфаниламида (стрептоцида), входящего в состав данного средства, для этого:

1. Приведите его структурную формулу, укажите функциональные группы.

2. Почему при неправильном хранении порошок сульфаниламида может приобретать желтоватый оттенок?

3. Предложите групповые и дифференцирующие реакции для его обнаружения в лекарственных средствах. Напишите уравнение реакции с солями кобальта.

4. Приведите методы количественного определения сульфаниламида. Напишите уравнение реакции одного их химических методов.

5. Как применяется сульфаниламид в медицинской практике?

Ситуационная задача № 39

 

На фармацевтическое предприятие для получения раствора для инъекций поступила фармацевтическая субстанция следующей структуры:

При приготовлении раствора для инъекций из субстанции данной серии технологи обнаружили неполное растворение субстанции в воде для инъекций. Дайте этому обоснование в соответствии со свойствами субстанции. Предложите другие испытания, характеризующие ее качество, для этого:

1. Приведите МНН и синонимы данной субстанции, назовите вещества, входящие в эту субстанцию.

2. В соответствии с химическим строением предложите реакции идентификации и методы количественного определения. Напишите уравнения реакций.

3. Укажите фармакологическое действие данной субстанции и формы выпуска.

Ситуационная задача № 40

В испытательный центр для оценки качества поступила фармацевтическая субстанция следующей химической структуры:

1. Назовите МНН и возможные торговые синонимы субстанции.

2. Приведите схему синтеза данной субстанции и назовите ее структурные фрагменты.

3. Охарактеризуйте спектрофотометрический метод и покажите возможность использования его в качественном анализе данной субстанции. Приведите уравнение реакции идентификации субстанции с кислотой серной концентрированной.

4. Приведите уравнения химических реакций при титровании субстанции хлорной кислотой в среде ледяной уксусной кислоты. Укажите индикатор.

5. Как используются препараты данной субстанции в медицинской практике?

Ситуационная задача № 41

 

На фармацевтическое предприятие для получения таблеток поступила фармацевтическая субстанция следующего химического строения:

Обоснуйте испытания, характеризующие ее качество, для этого:

1. Назовите субстанцию, охарактеризуйте ее химическое строение. К какому классу соединений относится данная субстанция?

2. Перечислите основные реакции на функциональные группы данной субстанции. Приведите одно из уравнений реакции идентификации субстанции.

3. Наличие каких фрагментов структуры обусловливает использование спектрофотометрии для качественного и количественного анализа этой субстанции?

4. Каким методом проверяют биологическую активность антибиотиков?

5. На чем основано определение биологической активности антибиотиков?

6. Какое действие оказывают химиотерапевтические средства?

Ситуационная задача № 42

 

Фармацевтическое предприятие производит таблетки аскорбиновой кислоты 0,1 г с глюкозой:

1. Приведите структурные формулы аскорбиновой кислоты и глюкозы, охарактеризуйте их строение.

2. Для определения этих субстанций в составе таблеток дайте сравнительную оценку их химических свойств.

3. Предложите реакции идентификации и методы количественного определения при их совместном присутствии. Напишите уравнения реакций.

4. Какие еще методы определения аскорбиновой кислоты Вам известны?

Ситуационная задача № 43

В медицинской практике используются суппозитории, содержащие фармацевтическую субстанцию, химическое строение которой приведено ниже:

1. Дайте название, охарактеризуйте химическое строение субстанции, физико-химические свойства (внешний вид, растворимость, значение рН раствора, спектральные характеристики) и их использование для оценки качества.

2. В соответствии с химическим строением предложите реакции идентификации.

3. Обоснуйте методы количественного определения этой субстанции. Напишите уравнения реакций нитритометрического метода, поясните его особенности.

4. При определении посторонних примесей методом ТСХ содержание этих примесей оказалось выше нормы. Поясните появление этих примесей и что будет наблюдаться на хроматограмме при этом.

5. Как используются лекарственные препараты данной субстанции в медицинской практике?

Ситуационная задача № 44

 

На фармацевтическое предприятие для получения таблеток поступили фармацевтические субстанции следующего строения:

;

1. Назовите эти субстанции и охарактеризуйте химическое строение, укажите функциональные группы.

2. Дайте сравнительную оценку химических свойств данных субстанций, предложите групповые и дифференцирующие реакции для их обнаружения. По каким показателям, кроме химических реакций, можно отличить эти субстанции друг от друга?

3. При определении посторонних примесей методом ТСХ допустимой примеси оказалось выше нормы, предлагаемой НД. Поясните, как проводится данное определение.

4. Приведите методы количественного определения. Напишите уравнения реакций броматометрического определения одной из этих субстанций.

Ситуационная задача № 45

 

На фармацевтическое предприятие для получения таблеток, покрытых оболочкой, поступила фармацевтическая субстанция симвастатин:

1. Приведите и охарактеризуйте химическую структуру симвастатина.

2. Почему идентификацию симвастатина можно проводить методом ИК-спектроскопии. В чем сущность метода ИК-спектроскопии?

3. При сравнении ИК-спектра полученной субстанции с прилагаемым спектром стандартного образца симвастатина аналитик не увидел полного совпадения полос. Как это можно объяснить?

4. Обоснуйте возможность определения посторонних примесей в симвастатине методом ТСХ.

5. Укажите формы выпуска и применение симвастатина.

Ситуационная задача № 46

 

На химико-фармацевтическое предприятие для производства таблеток поступила фармацевтическая субстанция следующего химического строения:

При оценке качества этой субстанции было отмечено несоответствие внешнего вида по разделу «Описание» - порошок был зеленовато-желтого цвета. Дайте обоснование причинам изменения ее к

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...