Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Социальные общности и группы




Социальная общность – определенное социальное образование, возникающее в процессе координации и объединения отдельных людей для реализации солидарных ожиданий на основе солидарных социальных взаимодействий. Социальные общности реально существуют, эмпирически фиксируются, отличаются относительной целостностью и выступают самостоятельными субъектами социального действия.

Понятие социальной группы охватывает совокупность взаимодействий людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определенных интересов и целей. Они отличаются большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц.

Связь «личность-общество» осуществляется через малые группы, в которые включен индивид.

 

Задание 1

Перечислите и опишите, дополняя схему, все известные Вам разновидности социальных общностей

Социальная связь
Мнимое социальное действие
Солидарное социальное действие
Мнимые социальные общности
Контактные общности
Групповые общности
Массовые общности

Мнимые общности – объединения людей, в которых отсутствуют социальные связи, взаимные социальные действия, при наличии совпадающих целей. Агрегации, категории, массы.

Контактные общности – объединения, в которых наличествует социальная связь. Аудитория, толпа.

Институциональные общности – устоявшиеся, характеризующиеся институциализированными взаимодействиями (устойчивыми взаимосвязями, обязательными, без которых общество не может обойтись). Социальные группы - единство, основанное на устойчивых самовозобновляющихся комплексов солидарных взаимодействий.

Задание 2

Перечислите характеристики массовых и групповых общностей

Массовые общности Групповые общности
имеют неопределенную, аморфную структуру, неопределенные границы, количественный и качественный состав; не имеют каких-либо формальных принципов вхождения человека в состав такой общности общность формируется на основе одинаковых условий жизни людей, из которых она образуется. У членов общности вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим»
чаше всего возникают при появлении определённых ситуаций, при исчезновении которых такая общность может исчезнуть. соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнению с другими общностями
свойственна разнородность состава, межгрупповая структура; как правило, отсутствуют внутренние границы между классовыми, этническими, идеологическими, профессиональными, демографическими и иными группами существует прямая зависимость между характером основы общества и осознанием единства; чем больше общих условий лежит в основе их формирования, тем больше единство данной общности. Наиболее присуще осознание единства для этнических общностей: наций, народов, народностей
как правило, не вступают в состав более широких общностей в качестве явных структурных единиц в силу своей аморфности и неопределенности отличаются устойчивым характером взаимодействия, высокой степенью сплоченности, однородностью; они чаще всего входят в более крупные социальные общества в качестве структурных элементов
Массовые общности Групповые общности
имеют неопределенную, аморфную структуру, неопределенные границы, количественный и качественный состав; не имеют каких-либо формальных принципов вхождения человека в состав такой общности общность формируется на основе одинаковых условий жизни людей, из которых она образуется. У членов общности вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим»

Задание 3

Перечислите атрибутивные свойства, характерные для социальных групп:

1. Наличие единой общегрупповой цели.

2. Принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой

3. Устойчивая, самовозобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы, институализация групповыхв заимоотношений.

 

 

Задание 4

Социальные группы можно классифицировать по разным основаниям. Напишите, какие типы социальных групп выделяют, руководствуясь следующими критериями:

характер контактов участников группы – личностные контакты, статусно-ролевой контакт, отсутствие контакта (большие группы)

количество членов группы – большие, средние, малые

тип социальной связи (инструментальный или экспрессивный) – первичные (экспрессивная связь – состоит из людей, играющих неповторимую роль в жизни индивида) и вторичные (инструментальная связь – для достижения конкретной цели)

 

значение для формирования жизненных ориентиров, ценностей –

 

принадлежность к группе – ингруппы (группы, к которым индивид чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов группы как «мы» - «моя семья», «мой класс») и аутгруппы (группы, к которым индивид не принадлжит, «не мы», «другие»)

 

аскриптивный (приписанный от рождения) признак –

степень институализированности взаимодействий внутри группы –

 

профессиональный признак –

 

 

Задание 5

Запишите все те социальные группы, к которым Вы принадлежите. Как принадлежность к этим группам определяет Ваше поведение?

 

Задание 6

Опишите основные характеристики малой группы:

1. Состав группы – численность и признаки (по полу, возрасту, образованию и т.д.)

2. Структура группы – функциональные обязанности членов группы

3. Групповые процессы – процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм, формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий

 

Задание 7

В группе всегда есть человек, обладающий большим влиянием и авторитетом, чем остальные. За ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях. Это – лидер. Лидерские функции могут осуществляться по-разному в зависимости от характеристик группы, от стоящей перед группой задачи, от личностных особенностей. В соответствии с этим выделяют два типа лидеров: инструментальные и аффективные. Определите и обоснуйте, какой тип лидерства предпочтительнее в группе студентов, в группе творческих работников, в отделении солдат, в команде хирургов, в преступной группировке и т.п.

 

 

Инструментальное лидерство определяется достигнутыми результатами, наилучшими знаниями и навыками в конкретной области. Аффективный (эмоциональный) лидер – «душа» коллектива, наделенная доверием и уважением личность, возведенная на «пьедестал лидерства» демократичным способом.

Таким образом, в любом творческом коллективе предпочтительнее аффективный лидер, в «действенном» же – инструментальный.

 

Задание 8

Курт Левин выделил три основных стиля руководства. Какие стили он выделил? Приведите примеры, когда применение каждого из этих стилей наиболее оправдано.

 

Стили руководства: авторитарный (командные методы), демократический (договорные и социально-психологические методы), нейтральный (бессистемность в выборе методов управления). Авторитарный стиль наиболее уместен, если производственная ситуация требует «сильной руки» или если персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства. Демократический стиль работает при устоявшемся стабильном коллективе, высокой квалификации работников, неэкстремальных производственных условиях и наличии активных нестандартно думающих работников. Нейтральный стиль оправдан только при высокой компетентности и ответственности персонала, и слабой подготовке самого руководителя. Также может подойти для руководства научными и творческими коллективами – при наличии сильных и дисциплинированных исполнителей.

Задание 9

Опишите понятия социальной фасилитации и социального манкирования. Приведите примеры.

Социальная фасилитация – повышение эффективности (скорости и продуктивности) деятельности человека в присутствии других людей, будь то наблюдатели или конкуренты. Пример: на велосипедном треке, спортсмены непроизвольно ускоряются именно перед трибунами со зрителями, даже если это может идти в ущерб возможной победе.

Социальное манкирование – при работе людей группами, каждый из работников прилагает меньше усилий, чем при самостоятельной работе.. Пример: при неправильно скоординированных усилиях, группа из N людей, тянущих канат, тянет его не в N раз сильнее, чем один человек, а меньше.

Задание 10

Групповое мышление – процесс принятия решения в группах с чрезвычайно тесными связями. Членов этих групп настолько волнует вопрос достижения консенсуса, что это сказывается на их критических способностях. Назовите наиболее вероятные социальные условия, повышающие уровень группового мышления. Сплочённая группа; изолированность группы от внешних влияний; отсутствие процедур рассмотрения различных «за» и «против» предлагаемого хода действий; авторитарный лидер, предпочитающий определенный ход действий; сильный стресс.


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...