Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интересные факты, связанные с Босфором

Босфорский пролив: у кромки двух континентов

Согласно древнегреческой легенде, Босфор получил свое наименование от прекрасной Ио, дочери властителя Аргоса, которая в подобии белой коровы спряталась в глубине вод от праведного гнева Геры. Хотя называют с тех пор Босфорский пролив «бычьим» или «коровьим бродом», красота его берегов поразительна и досталась в благодарность от возлюбленной самого Зевса. У греков имелось официальное название для водной артерии – Боспор Фракийский.

Пролив выполняет две важные функции: извилистой лентой соединяет Черное море с Мраморным, служит морским торговым путем для России, государств Юго-Восточной Европы, Украины и Закавказья через Дарданеллы к странам Средиземноморья и Атлантического побережья, а также разграничивает Азию и Европу.

Немного истории

К единой версии о возникновении канала ученые не пришли. Вполне возможно, что морская вода заполнила трещину, образовавшуюся в результате землетрясения.Многие придерживаются теории Всемирного потопа (или черноморского?), произошедшего примерно 7,5 тыс. лет назад на исходепоследнего ледникового периода во время массового таяния вековых ледяных глыб. Уровень воды в морях – Черном и Мраморном, поднялся выше обычной отметки. Волны, хлынув через берег, проложили себе путь по руслу древней реки, образовав соединительный рукав, который на многие столетия стал предметом спора многих стран с Турцией, на чьей территории пролив Босфор находится.

Не раз конфликты заканчивались кровопролитными сражениями, начиная с Троянской войны XIII века до н.э. Во времена Византийской и Османской империй для прохождения Босфора требовалось специальное разрешение – фирман султана, лишь после русско-турецких войн в результате подписания Кючук-Кайнарджинского договора сначала российские корабли, а после Первой мировой войны с заключением Севрского договора суда всех государств получили возможность беспрепятственного преодоления Босфора. С 1936 года по сегодняшний день согласно статьям договора о режиме турецких проливов Босфор остается международной территорией судоходства.

Босфор современный

Гибкой линией длиной 31 км пересекает Босфорский пролив стамбульские кварталы с севера на юг. Глубина фарватера колеблется от 36 до 124 м, но прохождение судов осложняется искривлениями траектории, напоминающей букву S, плохой видимостью во время осенних туманов и дождей.

Целая система башен-маяков сооружалась издавна, чтобы обеспечивать безопасное преодоление природного канала, а сейчас бригады диспетчеров и лоцманов удивляют своей слаженной работой, позволившей обходиться без серьезных инцидентов последние несколько десятков лет.

Минимальная ширина пролива Босфор 700 м, максимальный показатель в некоторых местах между европейским и азиатским побережьями достигает 3420 м. Свыше 48 тысяч судов ежегодно проходят по каналу, не считая прогулочных и пассажирских паромов, курсирующих от берега к берегу. Значительная доля в этой цифре принадлежит танкерам с нефтью – российской, азербайджанской, казахской, а также рыболовным траулерам, сухогрузам и яхтам.

Мосты через Босфор

Замысел мостостроительства через Босфор возник еще в средневековье, но оказался осуществимым лишь во второй половине ХХ столетия.

К 50-летию образования Турецкой республики в конце октября 1973 г. сдан в эксплуатацию висячий Босфорский мост имени Ататюрка, гигантская ажурная конструкция, словно парящая на высоте 64 м над уровнем воды. Протяженность Богазики, как ласково именуют его стамбульцы, 1074 м, ширина проезжей части почти 33 м, а опоры возвышаются над Босфором ввысь на 165 м.

Свыше 200 тыс. транспортных единиц движется ежедневно через пролив, перемещая на противоположный берег более 600 тыс. человек. Передвижение по мосту платное и запрещено для пешеходных прогулок из-за множественных случаев самоубийств в первые несколько лет его эксплуатации.

Второй мост через Босфор в Стамбуле протяженностью 1090 м и шириной 39 м сооружен в 1988 году по проекту Freeman Fox & Partners, как и мост Ататюрка, и назван именем Султана Мехмеда Фатиха Завоевателя. Располагается севернее Ататюркского моста на 5 км и связывает районы Стамбула – Анадолу Хисары на азиатском побережье и Румели Хисары на европейском берегу мегаполиса. Система растяжек на стальных тросах удерживает подвесное полотно между высокими пилонами. Ежесуточно скоростную транспортную артерию используют почти 150 тыс. автомобилей для пересечения Босфора, перемещая свыше полумиллиона пассажиров. Пешеходное движение по мосту не разрешается.

Планируется возведение еще одного, третьего моста, который предположительно выполнит разгрузочную функцию и объединит трансъевропейскую магистраль со скоростной трассой Northern Marmara вдоль Черноморского побережья.

Тоннель под Босфором

Задумка сооружения тоннеля под Босфором возникла еще в XIX столетии и принадлежала султану Абдул-Меджиду, однако в то время для ее реализации недоставало ни средств, ни технического оснащения для подземных работ. Возможность осуществления строительства появилась лишь в начале XXI века. Проект Мармарай, помимо прокладки железнодорожного пути ниже уровня дна Босфорского пролива на 4,6 м, включал реконструкцию полотна близлежащих станций и перегонов вдоль побережья Мраморного моря общей протяженностью 63 км и создание высокопропускного участка между пунктами Халкалы и Гебзе.

Длина самого тоннеля, пересекающего Босфорский пролив ниже уровня моря на отметке 60 м, составляет 13,6 км, из них лишь 1,4 км – именно под водой. Поезд ныряет в тоннель на станции Айрылыкчешме азиатского берега и появляется из-под земли в Казлычешме европейской части Стамбула, находясь в пути не более 4 минут.

Эксплуатация тоннеля началась в конце октября 2013 года. Ежедневно около полутора миллионов пассажиров преодолевают пролив Босфор подземным транспортом.

Прогулка по Босфору

Морские прогулки начинаются от паромного порта, располагающегося на окраине площади Эминеню, на которую можно пройти пешком по Галатскому мосту, спустившись к нему от Галатской башни. Общественным транспортом – скоростным трамваем – легко добраться из любого района европейской части Стамбула.

Путешествие по проливу возможно несколькими способами:

- государственным транспортом;

- на коммерческих прогулочных паромах;

- экскурсионными корабликами, на которые продают билеты уличные зазывалы;

- на небольших частных катерах.

Отправляясь на прогулку по Босфору в Стамбуле, желательно внимательно изучить цены, расписание и маршрут следования с возможными остановками на протяжении экскурсии, чтобы выбрать наиболее оптимальный вид транспорта с точки зрения культурной программы и финансов.

Прогулки на коммерческих паромах включают следование вдоль азиатского побережья пролива, поворот у моста Фатиха и путешествие уже ближе к европейскому берегу. В течение полутора часа туристы наслаждаются видами прибрежных застроек традиционного для Стамбула архитектурного стиля – яли, возникшего в конце XVII столетия, в переводе с турецкого языка «дом возле воды».

Туристы, привыкшие к самостоятельному осмотру достопримечательностей, арендуют для прогулки по Босфору небольшие частные катера, оговаривая маршрут путешествия и его стоимость с владельцами транспортного средства. Много экскурсий, дневных и ночных, предлагают прямо на улицах Стамбула зазывалы. Стоимость их дороже, но преимущество в том, что туристов забирают автобусом прямо у мест проживания, доставляют на пристань, а после поездки привозят обратно. Чаще обычного предлагаются путешествия по Босфору от Эминеню до Кадыкея и Ускюдара, двухчасовые круизы в бухту Золотой Рог.

Государственные паромы мало чем отличаются от коммерческих, разве что следуют с пятью остановками на промежутке между Эминеню и Анадолу Каваги, которые можно использовать для самостоятельного осмотра интересных мест на побережьях Босфора.

Пока паром отчаливает от пристани Эминеню, туристы любуются величественным видом мечети Сулеймание, последнего пристанища султана Сулеймана Великолепного и его жены Роксоланы. Вдоль берега тянутся пышные дворцы турецких вельмож XVIII и XIX веков, деревянные виллы, пышные яли, ночные клубы и рестораны.

У самого пилона Босфорского моста приютилась белокаменная мечеть Ортакей с куполообразной крышей и взмывающей ввысь стройной остроконечной башней.

Среди достопримечательностей европейского побережья Босфора стоит упомянуть дворцы Чифте Сарайлар и Долмабахче, замок Топхане, крепость Румелихисар, Музей изящных искусств и Морской, а также Парк Йылдыз района Бешикташ, располагающийся на месте бывших охотничьих угодий правящих династий. Особым колоритом отличается рыбный базар Сарыер – от разнообразия морепродуктов разбегаются глаза, а приобретенную рыбу соглашаются приготовить в любом рыночном ресторанчике за символическую плату.

Азиатский берег Босфорского пролива также знаменит интересными для осмотра объектами – старинная башня Леандра провожает каждый корабль, следующий по Босфору, грандиозны своим восхитительным великолепием дворец Вейлербейи, крепость Анадолухисары, вилла Кючкжсу, а также функциональное здание вокзала Хайдар Паша Тары.

Интересные факты, связанные с Босфором

- Вопросом «Куда течет Босфор?» ученые задавались, начиная с глубокой древности. После исследования течений пролива российским ученым-океанографом С.О.Макаровым в 1881 году подтвердился неожиданный факт – Босфор течет туда и обратно. Поверхностный опресненный слой воды движется из Черного моря в Мраморное, а у самого дна наблюдается подводная соленая река, направляющаяся в противоположную верхнему течению сторону, которая продолжает свое движение уже по дну Черного моря.

- В первый день эксплуатации тоннеля под Босфором остановились поезда из-за вдруг пропавшего электричества, пассажирам пришлось выбираться на поверхность земли пешком.

- Традиционные межконтинентальные заплывы через Босфорский пролив происходят ежегодно, а вот теннисный матч на мосту Ататюрка между турецкой спортсменкой Ипек Сеноглу и американкой Винус Уильяме состоялся лишь однажды – в 2005 году и территориально проходил действительно между двумя материками.

Советы туристам

- Выбирая экскурсию по Босфору, следует внимательно изучить возможные предложения, выбрать наиболее подходящее среди нескольких вариантов, похожих содержанием и отличающихся стоимостью.

- Отправляться на прогулку по Босфору лучше рейсовым катером, чем экскурсионным. Получается дешевле, а маршрут тот же. Помимо экономии, эффективнее используется время: спланированный самостоятельно перерыв в путешествии на обед плавно вписывается в посещение выбранных достопримечательностей на берегу.

- Несмотря на жаркую погоду в Стамбуле, Босфор всегда отличается прохладным ветерком. Эфиль-эфиль – так называется по-турецки его освежающее дуновение. Однако тем, кто быстро зябнет, стоит позаботиться о легком кардиганчике, отправляясь на прогулку по Босфору, особенно под вечер.

- Коренные стамбульцы в Босфорском проливе не купаются, считают его воды недостаточно чистыми после ежедневного движения большого количества суден.

Анонсы

- Босфорский пролив – уникальная изюминка Стамбула, разделяющая турецкий мегаполис на европейскую и азиатскую части. Стратегически важный географический объект, Босфор, словно морские врата, открывает торговый путь для черноморских государств через Средиземное море далее к просторам Атлантического океана. Прогулка вдоль канала привносит особый шарм в путешествие по Турции, ведь предоставляет возможность оказаться одновременно у кромки Европы и Азии.

- У Босфорского пролива особое очарование – его берега принадлежат разным континентам. Отсекая Европу от Азии, канал соединяет водные миры нескольких морей, обеспечивает торговое судоходство многих стран Черноморского побережья. Незамерзающий и зимой, Босфор, будто неугомонный труженик, бережно переправляет тысячи судов ежегодно по извилистому фарватеру, открывая им путь к бесконечным просторам Атлантического океана.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...