Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Места богослужения Православной Церкви. Общая Минея. Ее построение и назначение.




Вопросы 1 курс СЗО БПДС по предмету

Литургика. «Церковный устав»

(преподаватель иерей Иоанн Потапов)

 

1. Понятие Церковного Устава. Виды богослужения. Отпустительные богородичны в конце Месячной Минеи и других богослужебных книгах.

Церковный Устав принят Церковью и действует в ней более тысячи лет. Он является плодом богослужебного творчества Отцов. Учителей и подвижников веры и благочестия, которые, по словам митрополита Филарета, “ более нас молились, подвизались, счищали свою внутреннюю и внешнюю жизнь, в которых потому более прояснился образ Божий и открылось чистое созерцание”.

Церковный Устав показывает нам образец, тип богослужения, которому должно следовать в практике исполнения церковных служб. Опираясь на существующий литургический материал, Типикон упорядочивает его и дает руководство к правильному им пользованию, согласно с условиями церковного года.

Благодаря Церковному Уставу, показывающему образец богослужения, церковные службы сохранили в чистоте и неизменности тот порядок, состав и дух, в которых они были переданы свв. Апостолами. Это - живое предание Церкви от времен свв. Апостолов до наших дней. Следовательно, Церковный Устав является хранителем чистоты Православия, стражем Православия.

При условии точного исполнения Церковного Устава Православное Богослужение является неизменной школой благочестия и религиозного воспитания членов Церкви Христовой.

Благоговейное и точное исполнение Церковного Устава имеет огромное значение и для пастырей, и для паствы. Оно способствует сохранению церковного единства. Поэтому Церковный Устав приобрел в Церкви силу закона внешнего богопочитания.

Каждый православный христианин должен молиться Богу. Когда он молится один или со своей семьей, его молитва называется домашней, или частной. Когда же христиане собираются на молитву в храм Божий (т. е. Церковь), их молитва называется церковной, или общественной.

Молитвы и песнопения, совершаемые в храме священнослужителями, церковнослужителями и всем верующим народом, называются церковным Богослужением, или церковной службой. К церковным Богослужениям относится Божественная Литургия и приготовительные к ней службы, составляющие вечерние утренние Богослужения.

Главное отличие общественного, или церковного, Богослужения от частного в том, что общественное Богослужение совершается в указанное Уставом время для всех вообще христиан, а частное - по просьбе отдельных верующих (требы)

 

Места богослужения Православной Церкви. Общая Минея. Ее построение и назначение.

Местом общественного, или церковного богослужения является храм Божий.

Храмом называется особое посвященное Богу здание, котором собираются верующие для получения благодати Божией через таинство Святого Причащения и др. таинства. Храм Божий, по причине того, что в нем собираются верующие, называется Церковью - (народное собрание),т.е. тем же словом, которым именуются общество верующих во Иисуса Христа.

Всякий православный храм является храмом Божиим, домом Господним, так как Господь невидимо присутствует в нем Своею благодатию. Кроме того, каждый храм имеет свое особое название. Нередко в одном и том же храмовом здании устраивается несколько алтарей. В таком случае один из них, центральный, называется главным, а другие - пределами. Если в городе несколько храмов, то обычно один из них называется соборным. так как в особо торжественные дни в нем собирается для совершения Богослужения духовенство из других церквей.

Но хотя Господь наш Иисус Христос учил, что на всяком мете можно поклоняться Отцу Небесному, все-таки для особенного священнодействия, каким была Тайная вечеря, Он избрал особую горницу (Мк. 14, 15). Эта Сионская горница и явилась первым новозаветным (христианским) храмом, где впервые была совершена Спасителем Тайная вечеря и установлено таинство Евхаристии.

 

Эта книга получила свое название потому, что в ней содержатся службы общие для каждого лика святых (например, служба общая апостолу, общая мученикам и др.). Этой книги нет в греческих православных Церквах, она является чисто русским изобретением, и ее составление относится к началу XVII века.

По содержанию Общую Минею можно условно разделить на три части (хотя в самой книге такого деления нет): уставные главы, основная часть и приложения.

Уставные главы, находящиеся в самом начале книги (раздел озаглавлен «Изъявление вкратце, како пети празднуемым и не празднуемым святым...»), регламентируют различные случаи отправления служб святым Минеи (в зависимости от праздничного знака данной службы) и соединение их с богослужениями Октоиха.

Основная часть Общей Минеи содержит службы общие на праздники Господские, Богородичные и для каждого лика святых (пророку, апостолу, апостолам, святителю и другим). Эта часть и дала наименование всей книге. Причем почти для каждого лика святых в Общей Минее есть два последования: одно последование на тот случай, если празднуется память одному святому данного чина, другое — когда Церковь празднует память двум святым или многим святым того же лика.

Приложения Общей Минеи следующие:

— Богородичны на «Господи, воззвах...» и на стиховне вос- кресны на 8 гласов (тождественно с 1-м приложением Минеи месячной);

— «Отпустительнии, и кондаки Триоди, и Пятидесятницы...». Здесь содержатся тропари и кондаки периода от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых. Также важно, что здесь находится полная служба на Пасху;

— Тропари, Богородичны, ипакои и кондаки воскресные восьми гласов;

— Тропари воскресны, поемые по непорочных в неделях всего лета; — Тропари, поемые по непорочных в субботу;

— Богородичны отпустительные, поемые во все лето, на вечерне же и на «Бог Господь...», и в конце утрени (то же, что 4-е приложение месячной Минеи);

— «Отпустительнии всея седмицы» (дневные тропари);

— Знаки праздников;

— Месяцеслов; — Паремии общие святым;

— Прокимены, Апостолы, аллилуарии, Евангелия и причастны общие святым.

3. Происхождение христианских храмов. Что означает слово «Экзапостиларий» и где он находится?

Первоначально, в Ветхом Завете, при патриархах (Адам, Ной, Авраам и др.) богослужение совершалось на жертвенниках под открытым небом.

По выходе Евреев из Египта, пророк Моисей во время Синайского законодательства получил от Бога повеление устроить переносный храм, который назван был скинией, делившейся на двор, святилище и Святое Святых.

При царе Соломоне вместо скинии был построен каменный храм, имевший вид четырехугольника с полупокатой крышей, без окон, с двумя высокими колоннами около входа и с большим двором вокруг храма.

Храм Соломонов был разрушен Навуходоносором перед вавилонским пленом. По возвращении из плена евреи построили второй храм по образцу и плану первого, но гораздо беднее по украшению. Незадолго до Рождества Иисуса Христа царь Ирод украсил этот храм и сделал некоторые дополнения по сравнению с первым храмом.

Нынешний богослужебный устав предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Что касается самого наименования храм, templum, ναος, то оно вошло в употребление около IV века, ранее так именовали язычники свои места, где собирались для молитвы. У нас, христиан, храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией чрез таинство причащения и другие таинства, для возношения молитв Богу, имеющих общественный характер. Так как в храме собираются верующие, составляющие собою Церковь Христову, то храм называется также «церковью», слово, происшедшее от греческого κυριακον «кириакон», что значит: «дом Господень», domus Dei. Это название заимствовано из Священного Писания Ветхого Завета (Быт. 28, 17, 19, 22). От греческого слова κυριακον с переменою букв κ на ц и υ на е, образовалось слово церковь, которое тоже значит дом или храм Господень.

Храмы христианские, как особые богослужебные здания, стали появляться у христиан в значительном числе лишь после прекращения гонений со стороны язычников, то есть с века. Но и до этого храмы уже начали строиться, по крайней мере, с III века. Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев «по домам».

В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы. Коридоры катакомб узки и низки, комнаты же, встречающиеся на пути, различной величины: малые, средние и большие. Первые носят название «кубикул», вторые — «крипт», а третьи — «капелл». Кубикулы (от слова cubiculum — постель), являлись погребальными склепами, а крипты и капеллы — подземными церквами. Здесь-то во время гонений христиане совершали богослужение. Крипты могли вместить до 70 — 80 молящихся, а капеллы гораздо большее количество — до 150 человек.

Применительно к потребностям христианского богослужения, передняя часть крипт предназначалась для духовенства, а остальные для мирян. В глубине крипты находилась полукруглая апсида, отделенная низкою решеткою. В этой апсиде устраивалась гробница мученика, служившая престолом для совершения Св. Евхаристии. Капеллы отличались от крипт не только большею величиною, но и внутренним расположением. Крипты состоят большею частью из одного помещения (комнаты), а капеллы имеют их несколько. В криптах нет отдельных алтарей, в капеллах они есть; в криптах женщины и мужчины молились вместе, а в капеллах для женщин было особое помещение. В передней части крипт и капелл пол изредка устраивался выше остальной части подземных Церквей. В стенах устраивались углубления для погребения умерших, а сами стены украшались священными изображениями.

Древнейший тип христианского храма есть «базилика». По своему плану христианская базилика представляет собою продолговатый четырехугольник, длина которого равна двум широтам, взятым вместе. Внутреннее пространство ее разделено рядами колонн, по направлению длины, на три или на пять «нефов», то есть продольных пространств. Соответственно числу нефов, на восточной стороне устраивалось несколько «апсид», или алтарных полукружий.

Самое название показывает, что это «царственное здание», от греческого слова «Βασιλευς», что значит: «царь» и «судия». Базилика считалась в те времена наиболее совершенным видом архитектурного искусства, и в форме базилик устраивались все правительственные здания, а также дома богачей. Базилика напоминала своей формой корабль. Это выражало ту назидательную для верующих мысль, что Церковь Христова есть корабль, на котором можно безопасно переплыть житейское море и достигнуть тихой пристани.

Византийский стиль. Храмы этого стиля строились в виде (σταυρωειδος) креста или в виде прямоугольника, близкого к квадрату. Характерными особенностями византийского стиля являются «свод» и «купол». В начале IV века купол был еще низок и покрывал собою всю вершину здания, опираясь прямо на стены, но потом он становится выше и устанавливается на особых столбах, в куполе устраивались окна. Весь купол должен был напоминать собою широкий свод небесный, как место невидимого пребывания Господа.

Форма храма в виде круга, также характерная для византийского стиля, произошла, вероятно, от «баптистерий», или крещальных храмов, специально предназначенных для крещения, в середине которых устраивался, по образцу римских общественных бань, круглый бассейн для воды. По другому мнению, круглые храмы произошли от греческих памятников, или «ротонд», которые устраивались над местами погребений особо уважаемых и выдающихся государственных и общественных деятелей.

Крестообразная форма храма должна была напоминать, что в основе Церкви лежит Крест Христов. Круглый вид указывает на вечность Церкви, ибо в круге не видно ни начала ни конца.

Все здания храма обыкновенно завершаются куполом, который должен напоминать верующим о небе, куда должны стремиться все их желания и мысли. Над куполами ставятся «главы», или «маковицы». Одна глава символизирует собою Главу Церкви Господа Иисуса Христа, три главы напоминают нам о трех ипостасях Пресвятой Троицы, пять глав — Господа Иисуса Христа и 4-х Евангелистов, 7 глав — 7 Вселенских соборов, 7 таинств, 7 даров Св. Духа, 9 глав — 9 ангельских чинов, 13 глав — Господа Иисуса Христа и 12 Апостолов. Всякий купол увенчивается крестом как победным знамением Церкви.

 

Светилен, иногда называемый Эксапостиларий, есть песнопение, заключающее собою канон. В теперешнем его исполнении канон явно делится на три части 1 и 3 песнь, после которых положено "междупесние" в виде седальна или седальнов, или второго кондака (менее чтимому святому) и седальном и соответствующего назидательного чтения, 4-6 песней, после которых имеется свое "междопесние", состоящее из кондака и икоса (остаток древнего 24-строфного кондака), Пролога или Синаксаря (т.е. чтения житийного типа), и 7-9 песней с пением "Честнейшую" после 8-ой песни После 9-ой песни и положено исполнение светильна или эксапостилария.

Значение имени этого песнопения говорит или о свете божественном, воссиявшем от гроба Господня, или о свете, просвещающем нас (постные, триодные светильны) и, находясь в конце утрени, перед рассветом и перед "Слава Тебе, показавшему свет", естественно возвещает этот рассвет духовный.

Эксапостиларий, от exapostellw - высылаю, может означать или послание апостолов на проповедь, что в действительности и составляет содержание воскресных эксапостилариев, или означает то, что псалт (канонарх) высылает из лика, из среды хора, на середину храма для исполнения этого песнопения.

Так как воскресные светильны или эксапостиларии представляют собой перифраз прочитанного на утрени одного из одиннадцати воскресных Евангелий, то и число их 11. Они подчиняются не господствующему гласу, а прочитанному Евангелию, почему, когда прочитано третье воскресное Евангелие, то и эксапостиларии тоже 3-ий, независимо от гласа недели.

Приложения Октоиха, Часослова, Следованная Псалтирь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...