Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как Вы понимаете это утверждение? Попробуйте объяснить его своими словами или на примере.




6. Как Шрила Прабхупада доказывает существование души? 2.17

Признаком ее присутствия является наличие в теле индивидуального сознания.... Наличие сознания доказывает присутствие души в теле. Даже простой человек понимает, что тело, лишенное сознания, мертво. Если сознание покинуло тело, его нельзя вернуть, какие бы лекарства и вещества мы ни вводили в это тело. Следовательно, источником сознания является не комбинация материальных элементов, а вечная душа.

 

7. «Насилие можно применять только с дозволения Господа, а не по собственной прихоти».

Как мы можем понять, на что Господь дает свои дозволения?

8. Подумайте над ответом на вопросы: Когда насилие может быть оправданным? Почему Кришна, который любит всех, вдохновлял Арджуну к войне? Может ли терроризм во имя религии быть оправдан? (2.21, 2.27)

Все имеет свое предназначение, и человек, обладающий совершенным знанием, знает, как и где можно что-либо применять. Насилие тоже имеет свое предназначение, но правильно применять его может только тот, кто обладает знанием. Например, судью, который приговорил к смертной казни человека, виновного в убийстве, нельзя порицать за это, ибо он санкционировал применение насилия в соответствии с законом.2.21

Сам факт существования круговорота рождения и смерти не является оправданием войн и бессмысленного убийства людей и животных. Но вместе с тем насилие и войны неизбежны в человеческом обществе, так как без них невозможно поддерживать законность и порядок.2.27

 

9. Что такое смерть? 2.27

Деятельность живого существа определяет условия, в которых оно окажется в следующей жизни. Завершив очередной этап деятельности, оно встречает смерть, чтобы затем опять родиться и начать новый этап своей деятельности. Так живое существо вращается в круговороте рождения и смерти и не может из него вырваться.

 

10. Напишите сочинение, описывающее природу и качества души, а так же доказывающее, что существует душа, отличная от тела. (Не менее 500 слов/А4 печатным текстом)

 

Аналогии:

2.17

Это крошечная духовная искра является движущей силой материального тела, и ее влияние распространяется на все тело, подобно тому как действие лекарственного препарата распространяется на весь организм. Наличие сознания доказывает присутствие души в теле.

 

2.20

Иногда мы не видим солнца, потому что небо затянуто облаками или по какой-то другой причине. Однако разлитый повсюду солнечный свет свидетельствует о том, что сейчас день. Aналогичным образом, сознание, которое присутствует в каждом теле указывает на то, что в нем находится душа.

 

2.20

Мы можем установить присутствие души по наличию сознания. Иногда мы не видим солнца, потому что небо затянуто облаками или по какой-то другой причине. Однако разлитый повсюду солнечный свет свидетельствует о том, что сейчас день.

 

2.21

Судью, который приговорил к смертной казни человека, виновного в убийстве, нельзя порицать за это, ибо он санкционировал применение насилия в соответствии с законом.

Точно так же, когда Кришна приказывает сражаться, это значит, что насилие необходимо для торжества высшей справедливости. Поэтому Арджуна вступает в бой, исполняя приказ Кришны, и его поступки не навлекут на него греха.

2.21

Хирург оперирует больного не для того, чтобы убить его, а для того, чтобы вылечить. Так и Aрджуна, выполнив указание Кришны и вступив в бой, поступит как человек, обладающий совершенным знанием, и его поступки не навлекут на него греха.

2.22

Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.

Определения:

Атма - 1) Брахман 2) Параматма 3) Душа 4) Разум 5) Ум 6) Тело 7) Усилие 8) Выносливость 9) Личные привычки. ШБ 1.7.10, ШБ 2.9.4

Дхира - трезвомыслящий человек, обладающий совершенным знанием о положении души, Сверхдуши, материальной и духовной природы; тот, кто остается невозмутимым даже в присутствии причин для беспокойств; тот, кого не беспокоят чувства БГ 2.13, ШБ 1.3.13, ШБ 3.5.42

 

Санньяса - отречение от мира; отказ от деятельности, предназначенной удовлетворить материальные желания. (БГ 18.2)

Шабда - одна из праман; свидетельства трансцендентного звука Вед; процесс обретения знания, основанный на перенятии истины из авторитетного источника (ШБ 11.3.37, Мадхья 9.362, Мадхья 20.353, Раджа Видья 5, Нарада-бхакти-сутра 59)

Шрути - наставления Вед; Веды (например: Упанишады, Ведические мантры) (ШБ 4.18.3, ШБ 7.11.7, Ади 7.106, Ади 7.117)

 

Домашнее задание:

Задание:
  Оцените Вашу работу на занятии.
  Прочитайте Бхагавад‑гиту, 2.31-2.53.
  Ответьте на вопросы, приведенные в Занятии.
  Подумайте над своими вопросами.
  Прослушайте лекцию Шрилы Прабхупады по второй главе.
  Запишите 5 пунктов того, как Вы могли бы применять изученное.
  Выберите один пункт из 5 и отмечайте в течение недели, как Вы ему следовали.
  Прочитайте определения.
  Прочитайте аналогии.
  Оцените Вашу подготовку к следующему занятию.

Занятие 17. Бхагавад‑гита — 2.31-2.53

Вопросы на понимание:

1. До какого уровня человек должен выполнять свои материальные обязанности? Находимся ли мы на этом уровне? 2.31, 2.38

Тот, кто еще не освободился из материального плена, должен выполнять предписанные ему обязанности, следуя религиозным заповедям, – это поможет ему обрести освобождение.... Пока брахман или кшатрий находится на уровне телесных представлений, он должен выполнять свои обязанности неукоснительно.

Если человек целиком посвятил себя деятельности в сознании Кришны, он освобождается от всех долгов и обязательств, которые связывают обыкновенных людей.

2. Что такое варнашрама‑дхарма и для чего она необходима? 2.31

... с варнашрама‑дхармы – обязанностей, предписанных человеку в соответствии с гунами природы, влияющими на его тело. Выполняя обязанности, предписанные свыше, какими бы они ни были, человек постепенно прогрессирует и достигает более высокого духовного статуса.

3. «Теперь с помощью многочисленных доводов Он доказал, что был прав в оценке ложного сострадания Арджуны».

Расскажите о доводах, которые привел Кришна. 2.36

4. «Тот, кто считает, что вся его деятельность должна быть направлена на удовлетворение Кришны, обладает божественным сознанием, поэтому его поступки не являются материальными и не влекут за собой кармических последствий».

Почему такие действия не приводят к последствиям? 2.38

5. «В материальной жизни любое начатое дело нужно обязательно довести до конца, иначе все наши усилия окажутся напрасными. Однако любая работа, начатая в сознании Кришны, принесет положительный результат, даже если останется незаконченной».

Поясните, приведите примеры. 2.40

Со смертью тела приходит конец и материальной деятельности и ее плодам. Однако действия, совершённые в сознании Кришны, снова приведут человека к сознанию Кришны после того, как он оставит свое нынешнее тело. По крайней мере, в следующей жизни он снова получит человеческое тело и родится либо в семье благородного брахмана, либо в богатой и знатной семье, и это позволит ему продолжить свой духовный путь.

6. Какую аналогию приводит Шрила Прабхупада, чтобы показать, что деятельность в сознании Кришны – высшее благо для всех живых существ? 2.41

Поливая корни дерева, мы поим водой его ветви и листья, и точно так же тот, кто действует в сознании Кришны, приносит высшее благо всем – себе самому, своей семье, обществу, стране и всему человечеству.

7. Почему заниматься преданным служением необходимо под руководством опытного духовного учителя?

... который знает наклонности и способности своего ученика и всегда может подсказать, как правильно действовать в сознании Кришны.... Удовлетворяя духовного учителя, мы тем самым удовлетворяем Верховного Господа. Не удовлетворив духовного учителя, невозможно обрести сознание Кришны.

8. Что такое карма‑канда? Зачем она присутствует в Ведах? 2.42‑43

... прельщаются кармической деятельностью, предписанной в разделе Вед, который называется карма‑канда.

9. «Состояния самадхи никогда не достигают те, кто стремится к мирским удовольствиям и ослеплен преходящими благами». 2.44

Почему?

Основная часть Вед посвящена различным предписаниям, касающимся деятельности ради ее плодов. Цель этих предписаний – помочь обыкновенным людям постепенно отказаться от деятельности ради чувственных удовольствий и подняться на духовный уровень.... Сначала живое существо посвящает себя деятельности ради чувственных удовольствий, описанной в разделе карма‑канда, а завершив этот этап, получает возможность встать на путь духовного самопознания 2.45

10. Нужно ли преданным следовать по пути карма‑канды? Почему? 2.46

Все нужды, которые удовлетворяет маленький колодец, может сразу удовлетворить большой водоем. Подобно этому, тот, кому известно высшее назначение Вед, обретает все описанные в них блага.

11. «Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда». 2.47

Приведите примеры, актуальные для Вашей жизни.

12. «Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом и не отказывайся от выполнения своих обязанностей». 2.47

Приведите примеры неправильного поведения, которое Вы могли сделать в Вашей ситуации.

13. «О Арджуна, выполняй свой долг невозмутимо, без привязанности, не беспокоясь о победе и поражении». 2.48

Приведите примеры, актуальные для Вашей жизни.

 

 

Аналогии:

2.41

Поливая корни дерева, мы поим водой его ветви и листья, и точно так же тот, кто действует в сознании Кришны, приносит высшее благо всем - себе самому, своей семье, обществу, стране и всему человечеству.

Определения:

Буддхи (разум) - материальный элемент, трансформация ложного эго в гуне страсти; функциями интеллекта считаются определение природы объектов и помощь чувствам в выборе; а сомнение, заблуждение, верное представление, память и сон - его отличительными признаками ШБ 3.26.29-30

Буддхи-йога - преданное служение; непосредственный контакт с Господом в форме Параматмы, при котором преданный обретает высший разум БГ 3.3, БГ 2.39, БГ 5.1, БГ 10.10

Варнашрама-дхарма - социальное устройство деления общества на четыре уклада жизни (брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяса) и четыре сословия (шудра, ваишья, кшатрия, брахман) в соответствии с их качествами и гунами; является отличительной чертой человеческого общества от животного, и предназначено для удовлетворения Господа Вишну, поскольку помогает людям в их духовной реализации БГ 2.31, БГ 3.9, БГ 16.1-3

Грихастха - один из четырех укладов жизни; домохозяин, живущий с женой и детьми, однако посвятивший жизнь развитию Сознания Кришны. ШБ 2.1.2, ШБ 3.22.11, ШБ 3.30.8, ШБ 3.32.1

Самадхи - трансцендентное удовольствие; полная реализация Сознания Кришны; состояние, достигаемое когда ум становится полностью поглощен мыслями о Верховной Личности Бога. БГ 2.53, ШБ 3.21.12, ШБ 3.28.6

Сварга (рай) - 1) место, где доминирует гуна благости 2) райские планеты, на которых живые существа наслаждаются плодами своей благочестивой деятельности (ШБ 5.17.11, ШБ 11.19.40)

Домашнее задание:

Задание:
  Оцените Вашу работу на занятии.
  Прочитайте Бхагавад‑гиту, 2.54-2.72.
  Ответьте на вопросы, приведенные в Занятии.
  Подумайте над своими вопросами.
  Прослушайте лекцию Шрилы Прабхупады по второй главе.
  Запишите 5 пунктов того, как Вы могли бы применять изученное.
  Выберите один пункт из 5 и отмечайте в течение недели, как Вы ему следовали.
  Прочитайте определения.
  Прочитайте аналогии.
  Оцените Вашу подготовку к следующему занятию.

Занятие 18. Бхагавад‑гита — 2.54-2.72

Вопросы на понимание:

1. Каков основной признак, по которому можно понять, что человек находится в сознании Кришны? 2.54

Главное отличительное свойство человека, обладающего сознанием Кришны, впрочем, как и любого другого человека, – его слова.

2. Как избавиться от желаний, связанных с удовлетворением чувств? 2.55

Эти желания невозможно просто подавить. Но если человек занимается практикой сознания Кришны, они исчезают сами собой, без дополнительных усилий.

3. Можно ли подавлять свои материальные желания? 2.62

Тот же, кто не обладает сознанием Кришны, каким бы могущественным он ни был и сколько бы ни пытался подавлять деятельность своих чувств, в конечном счете все равно обречен на неудачу, ибо малейшая мысль о чувственном удовольствии возбудит его ум и заставит попытаться удовлетворить свои желания.

4. Приведите примеры материальных желаний, а также правильных и неправильных вариантов избавления от них. 2.62

5. Каким образом преданное служение избавляет от материальных желаний? 2.59

Даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, воплощенная в теле душа сохраняет вкус к ним. Но, познав более возвышенный вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, и утверждается в духовном сознании.

6. Как необходимо реагировать на страдания, которые приходят к нам? 2.56

Такого человека, обладающего совершенным сознанием Кришны, не беспокоят проявления тройственных страданий: все страдания он принимает как милость Господа, считая, что заслуживает даже более сурового наказания за свои прошлые грехи. Кроме того, он убежден, что всемилостивый Господь сводит его страдания к минимуму.

7. Как необходимо реагировать на счастье, которое приходит к нам? 2.56

А когда он счастлив, то считает это счастье даром Господа, а себя – недостойным такого дара; он понимает, что оказался в прекрасных условиях только по милости Господа, и использует их для того, чтобы служить Господу еще лучше.

8. Как контроль чувств связан с возможностью заниматься преданным служением? 2.58

В шастрах дается много различных предписаний, указывающих, что следует делать и чего необходимо избегать. До тех пор пока человек не научится следовать этим предписаниям, ограничивающим чувственные удовольствия, он не сможет обрести сознание Кришны.

9. Что необходимо делать, если в нас вдруг проявилось какое‑то материальное желание? 2.70

Желания могут приходить к нему, как реки, которые несут свои воды в океан, но он продолжает выполнять свой долг и желания чувственных удовольствий не вызывают у него ни малейшего беспокойства.

10. В чем заключаются правильное и неправильное отречение? 2.63‑64

Развивая в себе сознание Кришны, человек начинает понимать: все, что его окружает, можно использовать для служения Господу. Те, кто не знают о сознании Кришны и, стремясь к освобождению из материального плена, пытаются просто отринуть все материальные объекты, не способны достичь совершенства самоотречения.

Если Кришна пожелает, преданный может сделать все, что угодно, даже то, чего сам он не захотел бы делать; но он не будет делать того, что обычно доставляет ему удовольствие, если это не угодно Кришне.

11. «Как сильный порыв ветра уносит лодку, так даже одно свободно блуждающее чувство, на котором сосредоточен ум человека, может увлечь за собой его разум». 2.67

Перечислите чувства, которые необходимо занимать в преданном служении. Приведите примеры служений.

«Царь Амбариша сосредоточил ум на лотосных стопах Господа Кришны, а речь посвятил описанию Его божественной обители; руками он убирал храм Господа, ушами слушал рассказы об играх Господа; его глаза созерцали образ Господа, тело касалось тел других преданных Господа, а носом он вдыхал аромат цветов, поднесенных к лотосным стопам Господа; язык царя ощущал вкус листьев туласи, предложенных Господу, ноги несли его к святым местам, где находятся храмы Господа, голова склонялась перед Господом, а все желания были связаны с желаниями Господа». 2.61

12. Что имеется ввиду, когда говорится, что преданный свободен от желаний? 2.71

Избавиться от желаний – значит избавиться от стремления к чувственным удовольствиям. Иначе говоря, если человек желает обрести сознание Кришны, можно сказать, что он свободен от желаний.

 

Аналогии:

2.58

Черепаха в любой момент может спрятать конечности под панцирь, а потом, когда нужно, снова выставить их. Так и человек, развивший в себе сознание Кришны, использует свои чувства только для того, чтобы служить Господу, и отводит их от объектов чувств.

 

2.58

Чувства сравнивают с ядовитыми змеями. Они стремятся действовать свободно, без каких-либо ограничений. Поэтому йог или преданный, подобно укротителю змей, должен обладать огромным могуществом, чтобы держать чувства в повиновении. Он никогда не позволяет им действовать независимо от его воли.

 

2.59

Предписания шастр, ограничивающие эти удовольствия, можно сравнить с диетой, налагающей ограничения на употребление тех или иных продуктов. Однако нельзя сказать, что больному нравятся подобные ограничения или что у него пропадает вкус к запрещенным блюдам.

 

2.67

Как сильный порыв ветра уносит лодку, так даже одно свободно блуждающее чувство, на котором сосредоточен ум человека, может увлечь за собой его разум.

 

2.70

Хотя океан всегда полон, он постоянно пополняется водой, особенно в сезон дождей. Но, несмотря на это, он никогда не выходит из берегов. Нечто подобное можно сказать и о человеке, который обрел сознание Кришны.

Определения:

Аштанга-йога - система мистической йоги, разработанная Патанджали, заключающаяся в контроле ума и освобождении себя от всех видов деятельности благодаря медитации, концентрации, позам тела и блокировке движений внутренних потоков воздуха; делится на 8 ступеней: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи; предназначена для реализации Вишну БГ 5.27-28, ШБ 3.21.12, Ади 17.76, 2.5.16, 3.28.1

Муни - 1) философ, чей беспокойный ум предается разного рода размышлениям, но при этом не приходит к окончательному выводу; эксперт в ментальных спекуляциях, а так же в способностях размышлять, чувствовать и желать; 2) человек в полном Сознании Кришны, вышедший за пределы ментальных спекуляций, и пришедший к выводу, что Господь Шри Кришна - есть все. БГ 2.56, ШБ 3.28.20

Нияма - практика контроля чувств благодаря следованию положительным регулирующим принципам, таким как ежедневное повторение 16 кругов джапы. ШБ 3.27.6, НН 3

Яма - практика контроля чувств благодаря следованию строгим ограничениям, таким как отказ от маясоеденья, незаконных половых отношений, азартных игр и одурманивающих веществ. (ШБ 3.27.6, НН 3)

Домашнее задание:

Задание:
  Оцените Вашу работу на занятии.
  Прочитайте Бхагавад‑гиту, 3.1-3.16.
  Ответьте на вопросы, приведенные в Занятии.
  Подумайте над своими вопросами.
  Прослушайте лекцию Шрилы Прабхупады по третьей главе.
  Запишите 5 пунктов того, как Вы могли бы применять изученное.
  Выберите один пункт из 5 и отмечайте в течение недели, как Вы ему следовали.
  Прочитайте определения.
  Прочитайте аналогии.
  Оцените Вашу подготовку к следующему занятию.

Занятие 19. Бхагавад‑гита 3.1-3.16

Вопросы на понимание:

1. «Некоторые люди ошибочно считают практику сознания Кришны пассивным методом духовного совершенствования» 3.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...