Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение и современная актуальность

Энгельс. «Диалектика природы»

Фри́дрих Э́нгельс 28 ноября 1820 — немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг и единомышленник Карла Маркса и соавтор его трудов.

Энгельс ищет противоречия в самом мире

Материя-это причина самой себя, а человек-высшая форма материи, ее «высший цвет».

Определение движения «Движение, в применении к материи, - это изменение вообще», «способ существования материи», «внутренне присущий материи атрибут». Понятие форма движения материи тоже ему принадлежит. Механическая, физеческая, химическая, биологическая и социальная формы движения материи.

Правленые законы диалектики Гегеля.

- Закон перехода количества в качество и обратно (учение о бытие)

- Закон взаимного проникновения противоположностей (учение о сущности)

- Сущность противостоит несущественному, важно, что цветок растение, а то что он красный не важно. О существенных и несущественных признаках.

- Закон отрицания отрицания

«Диалектика природы» — философское произведение, содержащее развёрнутое изложение теоретического естествознания с позиций диалектического материализма. «Диалектика природы» — незаконченное произведение, дошедшее до нас в виде рукописи. Работа над Диалектикой природы была прервана смертью Карла Маркса, после которой Энгельс вынужденбыл посвятить всё своё время завершению «Капитала» и руководству международным рабочим движением.

Концепция и задача исследования

задача состояла в том, чтобы вскрыть объективную диалектику в природе, а тем самымобосновать необходимость сознательной материалистической диалектики в естествознании и изгнать из негоидеализм, метафизику и агностицизм; дать обобщение важнейших результатов развития естествознания итем самым обосновать всеобщность основных законов материалистической диалектики.

Структура

* 2 наброска плана,
* 10 более или менее оформленных статей
* 169 заметок и фрагментов.

О структуре труда можно судить на основании наброска общего плана, который относится, вероятно, кавгусту 1878; 11 пунктов этого плана можно объединить в 3 группы:

*естествознание и философия (1—3);
*классификация наук и диалектическое содержание отдельных наук (4—5);
*критика агностицизма, идеализма и метафизики в естествознании (6—11).

Однако фактическое содержание не вполне, а лишь в общем и целом соответствует этому плану. Особеннофрагментарно представлена последняя часть.

Основное содержание

В статьях и фрагментах, относящихся к "общей (первой) части ", Энгельс исследует достижения естественных наук начиная с эпохи Возрождения, показывает обусловленность развития естествозна-ния развитием производства и неразрывную связь естествознания с философией.

Энгельс выделяет 2 основные формы домарксистской диалектической философии (древнегреческая философия и классическая немецкая философия от Канта до Гегеля), подвергает критике

идеалистиескую диалектику Гегеля, подчёркивает роль трёх великих открытий в естествознании (закон сохранения

энергии,органическая клетка, дарвинизм), обнаруживших диалектику природы, и ставит перед теоретическиместествознанием задачу — сознательно овладеть рациональной, материалистической диалектикой

Энгельс различает объективную диалектику природы и субъективную диалектику мышления; субъективнаядиалектика отражает объективную диалектику; диалектика есть высший метод мышления. Энгельс, однако,не ставит своей целью дать руководство по диалектике, а только показать, что диалектические законыявляются действительными законами развития природы и, значит, имеют силу также и для теоретическогоестествознания.

Центральной идеей "основной (второй) части " является классификация форм движения материи исоответственно этому классификация наук, изучающих эти формы движения. Низшая форма движения — этопростое перемещение, высшая — мышление. Основные формы, которые изучаются естественныминауками: механическое, физическое, химическое и биологическое движение. Каждая низшая формадвижения переходит посредством диалектического скачка в высшую форму. Каждая высшая формадвижения содержит в себе как подчинённый момент низшую форму, но не сводится к ней. Опираясь на этуцентральную идею, Энгельс последовательно рассматривает диалектическое содержание математики,механики, физики, химии, биологии и переходы от одной формы движения к другой и, соответственно, отодной науки к другой. При этом в математике он выделяет проблему кажущейся априорности иматематической абстракции и выясняет их объективный смысл, в физике — учение о превращении энергии,в химии — проблему атомистики, в биологии — проблему происхождения и сущности жизни, клеточнуютеорию, дарвинизм. Переход от естествознания к истории общества образует разработанная Энгельсомтрудовая теория происхождения человека. В "критической части " своего труда Энгельс показываетодносторонний эмпиризм позитивистов, различные проявления антинаучного реакционного мировоззрения вестествознании.

Значение и современная актуальность

В исследованиях Энгельс опирался на достижения современного ему естествознания. Вполне закономерно,что за прошедшие десятилетия бурного развития всех естественных наук многие тезисы устарели. Однакообщая методология и общая концепция этой книги до сих пор сохраняют актуальность. Идеи Диалектикиприроды получили отражение в других произведениях Энгельса - "Анти-Дюринг " и "Людвиг Фейербах... " Этиидеи были развиты в труде Ленина "Материализм и эмпириокритицизм " и в работах ряда философов иестественников.

Издания и переводы

При жизни Энгельса "Диалектика природы " не публиковалась. В течение 30 лет после его смерти рукописьоставалась в архивах немецких социал-демократов. За это время были опубликованы только 2 статьи,включённые в её состав: "«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» " и "«Естествознание в мире духов» "

 

Выжимки с комментариями. Здесь Энгельс пытается переформулировать законы, озвученные Гегелем.
Три закона: Закон перехода количества в качество и обратно. Закон взаимного проникновения противоположностей. Закон отрицания отрицания. Все эти три закона были развиты Гегелем на его идеалистический манер лишь как законы мышления: первый — в первой части «Логики» — в учении о бытии; второй занимает всю вторую и наиболее значительную часть его «Логики» — учение о сущности; наконец, третий фигурирует в качестве основного закона при построении всей системы. Ошибка заключается в том, что законы эти он не выводит из природы и истории, а навязывает последним свыше как законы мышления. Отсюда и вытекает вся вымученная и часто ужасная конструкция: мир — хочет ли он того или нет — должен сообразоваться с логической системой, которая сама является лишь продуктом определенной ступени развития человеческого мышления. Если мы перевернем это отношение, то все принимает очень простой вид, и диалектические законы, кажущиеся в идеалистической философии крайне таинственными, немедленно ста- новятся простыми и ясными как день.

I. Закон перехода количества в качество и обратно. Закон этот мы можем для наших целей выразить таким образом, что в природе качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энер- гии). Все качественные различия в природе основываются либо на различном химическом со- ставе, либо на различных количествах или формах движения (энергии), либо, — что имеет место почти всегда, — на том и другом. Таким образом, невозможно изменить качество ка- кого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т. е. без количест- венного изменения этого тела. В этой форме таинственное гегелевское положение оказыва- ется, следовательно, не только вполне рациональным, но даже довольно-таки очевидным. Едва ли. есть необходимость указывать на то, что и различные аллотропические и агре- гатные состояния тел, зависящие от различной группировки молекул, основываются на большем или меньшем количестве движения, сообщенного телу. Но что сказать об изменении формы движения, или так называемой энергии? Ведь когда мы превращаем теплоту в механическое движение или наоборот, то здесь изменяется качест- во, а количество остается тем же самым? Это верно, но относительно изменения формы дви- жения можно сказать то, что Гейне говорит о пороке: добродетельным каждый может быть сам по себе, а для порока всегда нужны двое297, Изменение формы движения является всегда процессом, происходящим по меньшей мере между двумя телами, из которых одно теряет определенное количество движения такого-то качества (например теплоту), а другое получа- ет соответствующее количество движения такого-то другого качества (механическое движе- ние, электричество, химическое разложение). Следовательно, количество и качество соот- ветствуют здесь друг другу взаимно и обоюдосторонне. До сих пор еще никогда не удава- лось превратить движение внутри отдельного изолированного тела из одной формы в дру- гую. Здесь речь идет пока только о неживых телах; этот же самый закон имеет силу и для жи- вых тел, но в живых телах он проявляется в весьма запутанных условиях, и количественное измерение здесь для нас в настоящее время часто еще невозможно. Если мы представим себе, что любое неживое тело делят на все меньшие частицы, то сперва не наступит никакого качественного изменения. Но это деление имеет свой предел: когда нам удается, как в случае испарения, получить в свободном состоянии отдельные мо- лекулы, то хотя мы и можем в большинстве случаев продолжать и дальше делить эти по- следние, но лишь при полном изменении качества. Молекула распадается на свои отдельные атомы, у которых совершенно иные свойства, чем у нее. Если мы имеем дело с молекулами, состоящими из различных химических элементов, то вместо сложной молекулы появляются атомы или молекулы самих этих элементов; если же дело идет о молекулах элементов, то по- являются свободные атомы, обнаруживающие совершенно отличные по качеству действия: свободные атомы образующегося кислорода играючи производят то, чего никогда не сдела- ют связанные в молекулы атомы атмосферного кислорода. Но уже и молекула качественно отлична от той массы физического тела, к которой она принадлежит. Она может совершать движения независимо от этой массы и в то время как эта масса кажется находящейся в покое; молекула может, например, совершать тепловые коле- бания; она может благодаря изменению положения и связи с соседними молекулами пере- вести тело в другое аллотропическое или агрегатное состояние и т. д. Таким образом, мы видим, что чисто количественная операция деления имеет границу, где она переходит в качественное различие: масса состоит из одних молекул, но она пред- ставляет собой нечто по существу отличное от молекулы, как и последняя в свою очередь есть нечто отличное от атома. На этом-то отличии и основывается обособление механики как науки о небесных и земных массах от физики как механики молекул и от химии как физики атомов. В механике мы не встречаем никаких качеств, а в лучшем случае состояния, как равнове- сие, движение, потенциальная энергия, которые все основываются на измеримом перенесе- нии движения и сами могут быть выражены количественным образом. Поэтому, поскольку здесь происходит качественное изменение, оно обусловливается соответствующим количе- ственным изменением. ДИАЛЕКТИКА 387 В физике тела рассматриваются как химически неизменные или индифферентные; мы имеем здесь дело с изменениями их молекулярных состояний и с переменой формы движе- ния, при которой во всех случаях — по крайней мере на одной из обеих сторон — вступают в действие молекулы. Здесь каждое изменение есть переход количества в качество — следст- вие количественного изменения присущего телу или сообщенного ему количества движения какой-нибудь формы. «Так, например, температура воды не имеет на первых порах никакого значения по отношению к ее капель- ножидкому состоянию; но в дальнейшем, при увеличении или уменьшении температуры жидкой воды наступа- ет момент, когда это состояние сцепления изменяется и вода превращается — в одном случае в пар, в другом — в лед» (Гегель, «Энциклопедия», Полное собрание сочинений, том VI, стр. 217)298. Так, необходим определенный минимум силы тока, чтобы платиновая проволока электри- ческой лампочки накаливания раскалилась до свечения; так, у каждого металла имеется своя температура свечения и плавления; так, у каждой жидкости имеется своя определенная, при данном давлении, точка замерзания и кипения, — поскольку мы в состоянии при наших средствах добиться соответствующей температуры; так, наконец, и у каждого газа имеется своя критическая точка, при достижении которой давление и охлаждение превращают его в капельножидкое состояние. Одним словом, так называемые константы физики в значитель- ной своей части суть не что иное, как обозначения узловых точек, где количественное при- бавление или убавление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответст- вующего тела, — где, следовательно, количество переходит в качество. Но свои величайшие триумфы открытый Гегелем закон природы празднует в области хи- мии. Химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава. Это знал уже сам Гегель («Логика», Полное собрание сочинений, т. III, стр. 433)299. Возьмем кислород: если в молекулу здесь соединяют- ся три атома, а не два, как обыкновенно, то мы имеем перед собой озон — тело, весьма опре- деленно отличающееся своим запахом и действием от обыкновенного кислорода. А что ска- зать о различных пропорциях, в которых кислород соединяется с азотом или серой и из ко- торых каждая дает тело, качественно отличное от всех других из этих соединений! Как отли- чен веселящий газ (закись азота N2O) от азотного ангидрида (пятиокиси азота N2O5)! Первый — это газ, второй, при обыкновенной температуре, — твердое кристаллическое тело. А меж- ду тем все отличие между ними по составу заключается в том, что во втором теле в пять раз больше кислорода, чем в первом, и между обоими расположены еще три других окисла азота (NO, N2O3, NO2), которые все отличаются качественно от них обоих и друг от друга. Еще поразительнее обнаруживается это в гомологических рядах соединений углерода, особенно в случае простейших углеводородов. Из нормальных парафинов простейший — это метан, СН4. Здесь 4 единицы сродства атома углерода насыщены 4 атомами водорода. У второго парафина — этана, C2H6,— два атома углерода связаны между собой, а свободные 6 единиц сродства насыщены 6 атомами водорода. Дальше мы имеем С3Н8, С4Н10 и т. д. по ал- гебраической формуле СnН2n+2, так что, прибавляя каждый раз группу CH2, мы получаем те- ло, качественно отличное от предыдущего. Три низших члена этого ряда — газы; высший известный нам член ряда, гексадекан С16Н34, — твердое тело с точкой кипения 278° С. Точно так же обстоит дело с рядом (теоретически) выведенных из парафинов первичных алкоголей с формулой СnН2n+2O и с рядом одноосновных жирных кислот (формула СnН2nО2). Какое ка- чественное различие приносит с собой количественное прибавление С3Н6, можно узнать на основании опыта: достаточно принять в каком-нибудь пригодном для питья виде, без приме- си других алкоголей, винный спирт C2H6O, а в другой раз принять тот же самый винный спирт, но с небольшой примесью амилового спирта C5H12O, который образует главную со- ставную часть гнусного сивушного масла. На следующее утро наша голова почувствует это, и к ущербу для себя; так что можно даже сказать, что опьянение и следующее за ним похме- лье являются тоже перешедшим в качество количеством: с одной стороны — винного спир- та, а с другой — прибавленного к нему С3Н6. В этих рядах гегелевский закон выступает перед нами между прочим еще и в другой фор- ме. Нижние члены ряда допускают только одно-единственное взаимное расположение ато- мов. Но если число объединяющихся в молекулу атомов достигает некоторой определенной для каждого ряда величины, то группировка атомов в молекуле может происходить несколь- кими способами; таким образом могут появиться два или несколько изомеров, имеющих в молекуле одинаковое число атомов С, Н, О, но тем не менее качественно различных между собой. Мы в состоянии даже вычислить, сколько подобных изомеров возможно для каждого члена ряда. Так, в ряду парафинов, для С4Н10 существуют два изомера, для C5H12 —три; для высших членов число возможных изомеров возрастает очень быстро. Таким образом, опять- таки количество атомов в молекуле обусловливает возможность, а также — поскольку это показано на опыте — реальное существование подобных качественно различных изомеров. Мало того. По аналогии с знакомыми нам в каждом из этих рядов телами мы можем стро- ить выводы о физических свойствах не известных нам еще членов такого ряда и предсказы- вать с достаточной уверенностью — по крайней мере для следующих за известными нам членов ряда — эти свойства, например точку кипения и т. д. Наконец, закон Гегеля имеет силу не только для сложных тел, но и для самих химических элементов. Мы знаем теперь, что «химические свойства элементов являются периодической функцией атомных весов» (Роско и Шорлеммер, «Подробный учебник химии», том II, стр. 823)300, что, следовательно, их качество обусловлено количеством их атомного веса. Это удалось блестящим образом подтвердить. Менделеев доказал, что в рядах сродных элементов, распо- ложенных по атомным весам, имеются различные пробелы, указывающие на то, что здесь должны быть еще открыты новые элементы. Он наперед описал общие химические свойства одного из этих неизвестных элементов, — названного им экаалюминием, потому что в начи- нающемся с алюминия ряду он непосредственно следует за алюминием, — и предсказал приблизительно его удельный и атомный вес и его атомный объем. Несколько лет спустя Лекок де Буабодран действительно открыл этот элемент, и оказалось, что предсказания Мен- делеева, с совершенно незначительными отклонениями, оправдались. Экаалюминий получил свою реализацию в галлии (там же, стр. 828)301. Менделеев, применив бессознательно геге- левский закон о переходе количества в качество, совершил научный подвиг, который смело можно поставить рядом с открытием Леверье, вычислившего орбиту еще не известной пла- неты — Нептуна. Этот же самый закон подтверждается на каждом шагу в биологии и в истории человече- ского общества, но мы ограничимся примерами из области точных наук, ибо здесь количест- ва могут быть точно измерены и прослежены. Весьма вероятно, что те самые господа, которые до сих пор поносили закон перехода ко- личества в качество как мистицизм и непонятный трансцендентализм, теперь заявят, что это есть нечто само собой разумеющееся, тривиальное и плоское, что они это применяли уже давно и что, таким образом, им не сообщают здесь ничего нового. Но то, что некоторый всеобщий закон развития природы, общества и мышления впервые был высказан в его общезначимой форме, — это всегда остается подвигом всемирно- исторического значения. И если эти господа в течение многих лет заставляли количество и качество переходить друг в друга, не зная того, что они делали, то им придется искать уте- шения вместе с мольеровским господином Журденом, который тоже всю свою жизнь гово- рил прозой, совершенно не подозревая этого302.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...