Общественно-политическая мысль.
КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII века Особенности русской культуры: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОБРАЗОВАНИЕ.
НАУКА.
Д. Бернулли () Г. Байер, Г. Миллер, 1-й русский ученый -____________________
Определите, о каком великом деятеле русской культуры идет речь, вставьте пропущенные слова в тексте Из «Отчета о завершенных и незавершенных о научных и литературных работах ______________________________» Изобрел все составы к мозаичному делу, для чего сделал больше четырех тысяч опытов, коих не токмо рецепты сочинял, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в _____________ ставил… И сверх сего мозаичное художество, как делать из оных составов ____________ живописные, великими и неусыпными трудами привел в совершенство против римского, чего там больше двухсот лет доходили. Сочинил диссертацию о ____________ растворах, где показаны причины, отчего металлы, в крепкой водке растворяясь, производят теплоту и жар, а соли растворяясь в воде, производят стужу. Напечатал метеорологические наблюдения, учиненные во время солнечного ____________. Написал работы о явлениях электрических на воздухе, где изъяснено о громе, о ____________ сиянии и о кометах… О твердости и жидкости тел и о замерзании ртути. Осуществил наблюдения физические, при прохождении Венеры по ___________ учиненные, где примечена великая ___________ около Венеры, что и другие обсерваторы в Европе согласно приметили. Прочие его новые изобретения: светомерная труба для исследования расстояния и величины неподвижных звезд; металлический _______________ для исследования самых сильных морозов в Сибири, в местах, зимою непроходимых. Сочинил «Российскую __________», которая и на немецкий язык переведённая печатается под моим смотрением. Собрал лучшие российские пословицы.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. Посошков «Книга о скудости и богатстве» 1/4 18 в (поддерживает протекционизм, ограничение повинностей крестьян; сторонник равенства людей перед судом) Ф. Прокопович ¼ 18 в. «Духовный регламент», «Правда воли монаршей» (сторонник сильной неограниченной власти монарха, подчинения церкви государству) Шувалов И.И. сер.18 в. (ввести законы, направленные на «общее благо») Екатерина II «Наказ» Уложенной комиссии (гарантии свободы частной собственности, защиты от судебного произвола, идеалы просвещенного абсолютизма) Новиков Н.И. журналы «Трутень», «Живописец» (аморальность крепостного права, необходимость реформ)
____________________________ – «бунтовщик хуже Пугачева», «Путешествие из Петербурга в Москву» (призыв к отмене крепостного права и свержению самодержавия)
ЛИТЕРАТУРА. · Классицизм – направление в литературе середины 18 века, характерными чертами которого являются гражданская тематика, восхваление просвещенного абсолютизма, преклонение перед человеческим разумом. Для русского классицизма характерно использование не античных,а отечественных сюжетов. Жанры: ода, сатира, трагедия, комедия (А.Кантемир, В. Тредиаковский, М.Ломоносов, А. Сумароков, Г. Державин, Д.Фонвизин) · Сентиментализм – литературное направление второй половины 18 века, для которого хар-но внимание к внутренним переживаниям «маленького человека». Жанры: чувствительная повесть, сентиментальное путешествие (Н.Карамзин) ЖИВОПИСЬ. Характерно значительное расширение жанров: Исторический жанр – мифологические темы и сюжеты из античной и русской истории (Лосенко А.П.) Портретная живопись - расцвет (____________, ___________________, _______________)
__________________ ______________________ Бытовой жанр еще не стал самостоятельным, но свидетельствовало растущем интересе к человеческой личности (Фирсов, Шибанов)
АРХИТЕКТУРА.
Сентиментализм отразился в парковой культуре («гроты уединения», беседки, стилизация «дикой природы»). СКУЛЬПТУРА. Шубин Ф.И. скульптурные портреты (бюсты, рельефы) Ломоносова, Павла I, Румянцева, Суворова, Потемкина и др. Фальконе Э. «___________________________» - памятник Петру I на Сенатской площади. Козловский М.И. –«Самсон» в Петергофе», памятник Суворову в Петербурге.
ТЕАТР. 1756 – первый публичный театр в России (_______________________) Крепостные театры (театр Шереметьева в Останкине, П. Жемчугова)
Повторение темы «Российское государство в XVIII вв.» 1. Историк С.Ф. Платонов писал о военной реформе Петра 1: «Петр видоизменил организацию войск. Воспользовавшись старым военным материалом, он сделал регулярные полки господствующим, даже исключительным типом военной организации (только малороссийские и донские казаки сохранили старое устройство). Кроме того, изменив быт солдат, он иначе, чем прежде, стал пополнять войска. Только в этом отношении он и может считаться творцом новой русской армии». Как именовалась воинская повинность, введенная Петром? -
2. Прочитайте отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского:- “Немцы посыпались в Россию как сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении... Русским же аристократам, как например, князю М.А. Голицыну, была предложена должность шута ”. Какое название получила эта эпоха в истории России?
3. Архитектурный стиль, получивший распространение во второй половине XVIII в., характерными чертами которого является обращение к античному наследию, восприятие форм греческого и римского зодчества, -
4. В.О. Ключевский, характеризуя эпоху дворцовых переворотов, писал: «Одна особенность этих переворотов имеет более других важное политическое значение. Когда отсутствует закон, политический вопрос решается обыкновенно господствующей силой. Такой силой в русских дворцовых переворотах была привилегированная гвардия...». Каковы хронологические рамки данного исторического периода?
5. 1711 год связан с(со)
6. Какое событие произошло раньше всех остальных?
7. Даты 1700, 1711, 1739, 1774, 1791 связаны с
8. Кто из перечисленных исторических деятелей является современниками?
9. С именами М.В.Ломоносова и И.И. Шувалова связаны с
10. Какой из указанных признаков характерен для старого крепостнического хозяйства?
11. Верны ли следующие утверждения? А. Согласно петровскому указу о единонаследии вотчины уравнивались с поместьями. Б. При Петре был установлен новый порядок престолонаследия – по завещанию правящего монарха.
12. Верны ли следующие утверждения? А. В Век Просвещения российское образование вбирает в себя некоторые европейские черты. Б. Образование, являясь частью пакета сословных привилегий дворянства, остается фактически недоступным для широких слоев населения.
13. Верны ли следующие утверждения? А.«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II прежде всего был обращен к европейским правящим кругам, имевший целью приблизить Россию к Европе. Б.За кулисами «просвещенного абсолютизма» сохранялись и упрочивались крепостнические порядки, крепла власть помещиков над крепостными.
14. Термины, появившиеся в эпоху царствования Петра Великого:
15. В правление Екатерины II произошли следующие события:
16. Прочитайте фрагмент из воспоминаний Е.Р. Дашковой, государственного деятеля эпохи «просвещенного абсолютизма» и укажите имя российского императора, о котором в нем говорится. «Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть, его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путем в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный самобытный характер наших предков. Он подорвал основы уложения своего отца и заменил их деспотическими замашками».
17. Прочитайте отрывок из указа российского монарха XVIII века и укажите название политики, которая связана с именем этого монарха: “...дабы никто... челобитен подавать отнюдь не отваживался, под опасением предписанного в оном указе наказания... когда кто не из дворян и не имеющих чинов осмелится высочайшую ее императорскую особу подачею в собственные руки челобитен утруждать, то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе, с наказанием публично, отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежние жилища; а за третье преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с зачетом крепостных помещикам их в рекруты”
ЧАСТЬ В. 18. Установите хронологическую последовательность событий русской истории XVIII веков.
19. Отметьте новые явления, появившиеся в государственном строе России в XVIII веке. (Выберите в перечне все правильные ответы и запишите цифры, соответствующие им в строку ответа в порядке возрастания).
Ответ: _______________
20. Установите соответствие между именами, портретами российских монархов и историческими фактами, относящимся к их правлению:
Запишите в таблицу выбранные буквы и цифры:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|