Изменения в уголовном праве и процессе
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Все большее внимание уделяется разработке новой и всеобъемлющей государственной уголовной политики, разработке более эффективных методов борьбы с преступностью. Необходимость совершенствования правоохранительного механизма потребовала существенных изменений в самом уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, в уголовной политике в целом. Наблюдается борьба двух направлений - жесткие меры и гуманистическая идея. В современном уголовном законодательстве предусмотрено широкое использование условного и условно-досрочного освобождения. Происходят существенные изменения в структуре и содержании уголовных кодексов и законов. Так, английский закон об уголовном праве 1977 г. внес изменения в существующие уголовные и уголовно-процессуальные нормы, порядок отправления правосудия. Закон по-новому определил преступный сговор, порядок возбуждения уголовного преследования и другие вопросы. Уголовное право США в основном восприняло английскую систему классификации преступных деяний: государственная измена, уголовные преступления и наказуемые проступки. Реформа уголовного права, осуществленная в ФРГ в 1975 г., закрепила отказ от традиционной трехзвенной классификации преступных деяний и закрепила деление их на «преступления» и «проступки». В последние десятилетия все в большей степени допускается уголовное преследование не только лиц, допустивших противоправное уголовное деяние, но и лиц, представляющих опасность для существующих властей и общества в целом. Одной из тенденций развития уголовного права является жесткость наказаний при неопределенности формулировок многих правовых норм.
В уголовном законодательстве появляются нормы, посвященные политической преступности. В наиболее ярком виде указанная тенденция проявилась в условиях авторитарного и фашистского режимов. Законы о политических преступлениях становились действенным инструментом в борьбе с политической оппозицией, с широкими демократическими кругами. Указанное законодательство носило ярко выраженный репрессивный характер. Так, в фашистской Италии закон 1926 г. «О защите государства» предусмотрел применение смертной казни за совершение государственных преступлений: за покушения на короля, на главу правительства, за вооруженное выступление против государственной власти и т.д. Итальянский УК 1931 г. определял политические преступления как «всякое преступление, нарушающее политический интерес государства или политическое право гражданина». Следовательно, политическим преступлением могло считаться практически любое действие, неугодное власти. Ярко выраженный репрессивный характер носило законодательство нацистской Германии о политических преступлениях. В этой связи вспомним закон «О защите права и государства» от 18 февраля 1933 г., закон «О защите народа от измены и мятежных происков» от 28 февраля 1933 г. и т. д. Только за первые 3 года пребывания нацистов у власти на основе репрессивного законодательства было арестовано около 1 миллиона человек. В целом в период после второй мировой войны судебная система опиралась на суды присяжных, судопроизводство основалось на равенстве сторон, состязательности и гласности. Усилился контроль со стороны суда за деятельностью политических и судебных органов. Вместе с тем, в первые десятилетия XX века усилия исполнительных органов многих стран (например, во Франции, Италии, Германии) были направлены на ликвидацию суда присяжных, пересмотр и даже отход от принципа презумпции невиновности, усиления предварительного следствия за счет судебного и т.д. Во второй половине XX столетия наметилась, явная тенденция расширения полицейской власти и полицейского усмотрения. Так, в США закон 1951 г. дал право ФБР проводить аресты без соответствующего ордера. В 40-50 гг. американские суды признали возможным использовать в качестве доказательств данные, полученные с помощью незаконных обысков, телефонного подслушивания. В 1954 г. Закон О принуждении к даче свидетельских показаний лишил свидетелей права отказываться от дачи показаний, которые могут быть использованы и против них самих, при рассмотрении дел «о подрыве национальной безопасности», тем самым фактически нарушив V поправку к Конституции 1787 г. Расширению полицейского усмотрения способствовало законодательство о «чрезвычайном положении» в Англии в 70-е годы, чрезвычайное законодательство в ФРГ в 50-70-е годы.
Либеральные начала в уголовном процессе в последние десятилетия стабилизируются. Наиболее распространенными формами процесса в настоящее время остаются состязательная и смешанная. Состязательный процесс основывается на процессуальном равенстве сторон, проводится в форме состязания между обвинителем и обвиняемым. Бремя доказывания вины лежит на обвинителе, а судья или суд присяжных выступают лишь арбитром в данном деле. Данная форма процесса присуща странам англосаксонской правовой системы, но с учетом национально-государственных особенностей каждой страны. Смешанный процесс предусматривает досудебное и судебное следствие. При досудебном следствии довольно ограниченными являются средства защиты обвиняемого, а вот уже судебному следствию становятся присущи принципы гласности и состязательности. Эта форма процесса наиболее распространена в странах континентальной системы права - Франции, Германии, Италии и других зарубежных странах.
Семинарские занятия по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» Семинарские занятия связаны с решением ряда учебных и познавательных задач. В частности на семинаре обсуждаются сложные вопросы, выявляются проблемные аспекты изучения той или иной темы, преподаватель выступает здесь как консультант, помогающий студентам решить непонятые или не раскрытые ими проблемы, и в ходе диалога, он должен указать на различные интерпретации изучаемого материала. В тоже время семинар выступает как контроль самостоятельной работы студента по курсу и предполагает ряд контрольных заданий. В основе каждого семинара лежат различные группы текстов, с которыми студенту необходимо не только ознакомится, но и проанализировать. В результате семинарских обсуждений у студента должны сформироваться навыки анализа, как источников, так и теоретической литературы. В тоже время семинар выступает как подготовка к экзамену, и у студента формируются навыки подготовки устного выступления, ответа на вопросы и участия в дискуссии.
Важное место уделяется самостоятельной работе студентов. Так в начале семестра студенты получают учебно-методические материалы, включающие программу курса, тематику семинарских занятий, списки учебной и монографической литературы по курсу, вопросы к итоговому контролю, списки литературы и интернет-сайтов. В конце семестра допуск к итоговому контролю предполагает учет работы студентов на семинарских занятиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|