Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения на выстукивания




Выстукивающие движения широко распространены во многих характерных танцах и число их комби­наций неограниченно.

Выстукивания, характерные для некоторых народных танцев, мы приводим во Н-м разделе книги, хотя некоторые из них и проходятся в уроке в качестве тренировочных упражнений. Здесь же мы коснемся только учебного вида упражнений на выстукивания.

В основе выстукиваний лежат быстрые удары всей стопой и ее частями по полу (то каблук, то полу­пальцы). Флик-флаки, создающие чечеточную технику, и выстукивания — родственны. Но это сходство только слуховое. В флик-флаках мазки по полу являются проходящими движениями, так как они делаются ненапряженной стопой. В выстукиваниях же работает преимущественно напряженная стопа, удары которой в пол и составляют основу этих движений.


№ 21.— Упражнение на выстукивание № 1 (Рис. 22).

Музыкальный размер—2/4.

Исходное положение — III позиция.

Затакт — правая нога, согнутая в колене, поднимается до щиколотки левой.

На „раз" — правая нога ударяет всей стопой в пол, в III позицию, впереди левой. Левая поднимается к щиколотке правой, позади нее.

На „и" — левая нога ударяет полупальцами в пол, сзади правой, и затем вновь поднимается к щико­лотке правой.

На „два" — левая нога, с ударом всей стопой, опускается на свое место. Правая нога поднимается до щиколотки левой.

На „и" — правая нога, не разгибая колена, с ударом опускается полупальцами на пол, находясь впереди
левой ноги и т. д. и т. д.»

№» 22.Упражнение на выстукивание № 2.

Музыкальный размер — 3/4.

Исходное положение — III позиция.

Затакт — то же, что и в № 21.

На „раз" — то же, что и в № 21.

На „два" —то же, что на „и" в № 21.

На „три" —повторение предыдущего удара.

Затем движение начинается с левой ноги, в обратном порядке.

№ 23.Упражнение на выстукивание № 3.

Музыкальный размер — 2/4.

Исходное положение — то же, что в № 22.

Затакт — то же, что в № 22.

На „раз" — то же, что в № 22.

На „и" — на первую 1/16 — левая нога ударяет полупальцами в пол, сзади правой и тотчас же подни­мается к ее щиколотке. На вторую 1/16 — левая нога повторяет удар и вновь поднимается стопой к щико­лотке правой.

На *дваи —левая нога с ударом всей стопой в пол опускается в исходное положение. Правая нога поднимается стопой до щиколотки левой.

На „и" — то же, что и на первое „и", но движение делается правой ногой, впереди левой.

Первое упражнение проходится на 1-м году обучения, второе — не раньше 2-го, а третье, испол­няемое в быстром темпе, требует владения техникой танца и, следовательно, доступно только на 3—4-м году обучения.

При повторении в следующем году обучения упражнений №№ 21, 22 и 23, можно придать им сце­ническую форму, а именно: первый удар правой ногой в пол производится не в III позицию, а с небольшим шагом вперед, на efface. При втором ударе нога возвращается в первоначальное положение, т.-е., в III позицию.

Во время шага, корпус слегка откидывается назад, левое плечо опускается, а при возвращении ноги корпус наклоняется вперед (отнюдь не округляя линии спины), правое плечо опускается.

Все перечисленные упражнения проходятся как у палки, так и на середине (позднее). Естественно, что при исполнении их на средине мы вводим движение рук в той или иной сценической манере (например, испанский танец).

№ 24.Упражнение на выстукивание № 4.

Музыкальный размер — 2/4.

Исходное положение — III позиция, правая нога впереди.

Затакт — левая нога, сгибаясь в колене, отделяет пятку от пола.

На „раз" — левая нога с ударом опускает пятку. Правая, согнутая в колене; отделяется от пола, поднимаясь стопой к щиколотке левой.


На „и" — правая нога, с ударом всей стопой в ноп, ставится в исходное положение. Левая вновь отделяет пятку от пола.

На „два" — левая нога делает то же, что и на »раз". Правая подтягивается к щиколотке левой, позади нее.

На „и" — правая нога, е ударом в пол всей стопой, ставится в III позицию сзади левой. В это время левая нога отделяет пятку от пола.

Все упражнение исполняется на слегка присогнутых ногах. Оно проходится на 1-м году обучения и проделывается 8—16 раз.

№ 25. — Благодаря вводу в описанное шыше упражнение поворота ноги внутрь, оно приобретает более сложный рисунок.

Выполнив один раз упражнение № 24, продолжим его следующим образом:

На „раз" и на „и"—то же, что в № 24.

На „два" — левая нога делает то же, что и на „раз", в это время правая поднимает стопу на высоту щиколотки левой и поворачивается внутрь.

На „и" — правая нога опускается на пол с ударом всей стопой и ставится рядом с левой в невыворот­ном положении.

На рис. № 19 дано выстукивающее упражнение в комбинации с дубль-фликом в сторону.

Упражнение проходится не раньше конца 1-го года обучения и проделывается 8—16 раз.

Если иридать левой ноге небольшое поступательное движение влево (т.-е., пристукивание производить не пяткой, а всей стопой с небольшим передвижением влево), то мы получим танцовальное движение, типичное для русской пляски. В последнем случае рукам придается одно из описанных в русском танце положений, а само движение проходится на середине.

№ 26. — Упражнение № 24, сочетаясь с battement tendu № 3, создает новый комбинационный вариант (Рис. 23). В этом варианте, после двух ударов стопой в пол сзади и спереди левой (или наоборот), правая нога выносится в сторону на каблук. Удары правой ноги стопой или каблуком в пол чередуются с уда­рами пяткой левой ноги. Вынос правой ноги в сторону на каблук может быть заменен таким же выносом ноги вперед или назад. Делается на 2-м году обучения.

№ 27. — Это упражнение состоит из комбинации battement tendu № 5 с упражнением № 24, в кото­ром количество ударов правой ноги в пол доведено до 4-х.

Комбинация эта может быть пройдена на 2—3-м году обучения и проделывается 4—8 раз.

При исполнении этого упражнения необходимо следить, чтобы колени не были вытянуты. Эти первич­ные выстукивающие движения должны в дальнейшем стать основой широко распространенных выстуки­ваний в самых различных характерных, мы бы даже сказали, народных танцах. Усложняясь, они проходят через весь курс характерного танца.

№ 28.Упражнение на выстукивание 5 —„дробь" {Рис. 24).

Музыкальный размер — 2/4.

Исходное положение — III позиция, ноги слегка присогнуты.

Затакт — левая нога, сгибаясь в колене, слегка отделяет пятку от пола.


1-й такт На „pas" — левая нога с ударом опускает пятку на пол. Правая нога, согнутая в колене, слегка отде­ляется от пола. Стопа ее напряжена, На „и" — пауза.

На „два" — ударить каблуком правой ноги в пол, на месте.

На „и"— перевести стопу правой ноги с каблука на полупальцы (не разгибая колена). Пятка левой ноги отделяется от пола.

2-й такт

На „раз" — повторяется движение на первое „раз".

На „и" —пауза.

На „два" — поставить правую ногу в исходное положение, с ударом стопой в пол.

Затем все движение повторяется сначала.

Упражнение можно слегка усложнить, если описанный нами заключительный удар правой ногой в пол при повторении чередовать с ударом в пол стопой, повернутой внутрь.

Это упражнение можно проделывать 8—16 раз, на 4-м году обучения.

Выстукивания этого рода и другие, еще более сложные, составляют элементы русского и башкирского танца. В главе о русском танце мы описываем усложненный вид этого упражнения. Заключительный удар проделывается там только после троекратного перевода стопы с каблука на полупальцы. Оно проходится сначала у палки, на 4—5-м году обучения.

№ 29.Более сложный вариант выстукивания —„обратная дробь".

Музыкальный размер—2/4.

Исходное положение—то же, что и в предыдущем упражнении.

1-й такт

На „раз" —то же, что и в предыдущем упражнении. На „и„ —то же, что и в предыдущем упражнении. На „два" —удар полупальцами правой ноги в пол.

На „и"—перевести, с ударом, стопу правой ноги с полупальцев на каблук. Носок ее поднят вверх. Левая нога отделяет пятку от пола.

2-й такт

На „раз" —опустить пятку левой ноги на пол, с ударом. Правая нога подтягивается стопой к щико-лотке левой.

На „и"—пауза.

На „два" —правая нога, с ударом стопой, ставится на пол в исходное положение.

Затем все движение начинается сначала. Исполнять 8—16 раз, на 4—5-м году обучения.

Это упражнение, так же как и предыдущее (№ 28), в дальнейшем исполняется вдвое быстрее, умещаясь в пределах одного такта.

№ 30.—Оно усложняется, подобно предыдущему, тем, что заключительный удар делается тоже только после троекратного перехода стопы с полупальцев на каблук.

Упражнение исполняется на 5-м году обучения, не более 8 раз. Как и предыдущие упражнения (№№ 28 и 29), оно варьируется еще тем, что заключительный удар делается с поворотом стопы внутрь.

№ 31.—Описывая движения испанского танца, мы приводим (под № 261) описание одного из простейших видов выстукиваний. Ниже мы описываем этот же вид выстукивания в комбинации с № 28 (Рис. 25).

Музыкальный размер—2/4.

Исходное положение—ноги обращены носками вперед, стопы примкнуты друг к другу. Колени слегка присогнуты.

Затакт —правая нога, слегка отделяясь от пола и согнувшись в кс лене, подтягивается стопой к щико­лотке левой, коленом вперед.

1-й такт

На „раз" —правая нога ударяет полупальцами в пол, не разгибая колена. Левая слегка приподнимается. На „и" —левая нога ударяет каблуком в пол, слегка выдвигаясь вперед таким образом, чтобы каблук


был поставлен рядом с серединой стопы правой ноги. Правая остается на полупальцах. Колени при-согнуты. Носок левой ноги поднят вверх.

На „два" —левая нога делает то же, что правая на „раз", но стопа ее возвращается несколько назад, т.-е., к исходному положению. Правая слегка приподнимается от пола.

На „и" —правая нога делает то, что делала левая нога на первое „н", левая не изменяет своего-положения.

2-й такт

На „раз" —левая нога с ударом опускает пятку, а правая слегка отделяется от пола. Стопа ее^ напряжена.

На „и" —на первую 1/16—правая нога ударяет полупальцами в пол. На вторую 1/16—она же пере­ходит с полупальцев на каблук, носок ее поднят вверх. Пятка левой ноги поднимается.

На „два" —левая нога с ударом опускает пятку. Правая слегка отделяется от пола.

На „и" —правая нога ударяет всей стопой в пол и приходит в исходное положение, вытянув колено.

Это упражнение представляет собой одну из сценических фигур испанского выстукивания и будет подробно охарактеризовано в разделе испанского танца. Оно проходится не ранее 5-го года обучения, как у палки, так и на середине.

Описанные нами упражнения на выстукивание легко принимают сценическую форму, будучи пере­несены на середину и окрашены различными положениями корпуса, рук и головы.

ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Начнем серию этих упражнений с группы, историческое название которой— pas tortille. На 1-м году обучения мы проходим простейшие его виды.

32.-Pas tortille № 1 {Рис. 26).

Музыкальный размер—2/4.

Исходное положение—правая нога вынесена в сторону на 15е. Носок ее вытянут.

На „раз —резко провести правую ногу, в выворотном положении, через V позицию за носок левой. Стопа ее упирается носком в пол. Ноги слегка присогнуты.

На „и" —не смещая носка, повернуть правую ногу внутрь и опустить пятку. Ноги оказываются параллельными.

На „два" —отводить правую ногу, не отрывая пятки от пола, к II позиции до тех пор, пока каблук не будет вынужден подняться. Левая нога слегка увеличивает сгибание в колене.

На „и" —повернуть правую ногу стопой наружу. Обе ноги возвращаются в исходное положение.

Это упражнение, в начальной стадии изучения, вызывает ряд ошибок учащихся. При выполнении движения на „раз", они теряют выворотность, а при повороте ноги внутрь—стремятся повернуть и корпус. При отведении ноги к II позиции, рано отрывают пятку от пола и отставляют таз. Нужно помнить, что в этом упражнении работает вся нога, а не только стопа.

Упражнение исполняется 8—16 раз с каждой ноги-

Отсюда, по мере усвоения, переходим к усложненному, отрывистому виду.

33.— Pas tortille № 2 (Рис. 27).

Музыкальный размер—2/4.

Исходное положение—аналогично предыдущему.

На „раз* и на „и"—то же, что и в № 32.

На „два" —правая нога, подняв носок вверх, -поворачивается на каблуке вправо и ставится всей стопой на пол.

На „и" —ноги приходят в исходное положение.

Особенность этого упражнения—в увеличивающейся работе стопы. В pas tortille № 1, переход ее из en dehors к en dedans и обратно происходил незаметно и длительно, здесь же он моментален. Все доли упражнения должны исполняться четко, несмотря на быстрый темп. Его можно исполнять вместе с первым видом, по 8 раз каждое. Самостоятельно делать 16 раз.


№ 34.—Pas tortille № 3. —На 2-м году обучения мы вводим в урок сценические формы этого движения. Прежнее его наименование—маленький венгерский батман—весьма условно, ибо движение это встречается кроме сценических венгерских танцев, во французских, английских и других танцах.

Вначале (на „раз", на „и" и на „два") —воспроизводится полностью второе упражнение (Ns 33), кроме возвращения в исходное положение.

Затем на „и", —правая нога, поворачиваясь на полупальцах носком внутрь, отводит пятку наружу и тотчас же поворачивается на каблуке, отводя носок вправо.

На „три"—носок опускается на пол (II позиция demi-plie).

На „и"—ноги приходят в исходное положение.

В дальнейшем вращение стопы проделывается скорее и все упражнение умещается в пределах одного двухдольного такта.

Исполнять 8—16 раз на 2—3-м году обучения.

Как мы видим, количество вращений стопы увеличивается вдвое, усложняя этим технику исполнения упражнения. В начальной стадии прохождения его, корпус остается в нормальном положении. В дальнейшем он склоняется, не ломая линии спины, в сторону работающей ноги. Возможно и иное положение корпуса, а именно—при первом броске работающей ноги к опорной, корпус склоняется к опорной, а по мере ухода работающей ноги от опорной, корпус движется за ней в том же направлении. В первом случае голова наклонена так, что глаз исполнителя следит за носком работающей ноги, во втором—голова, в своем движении, следует движению корпуса. Как второе упражнение комбинировалось с первым, так и описанное третье—делается вместе со вторым, по тому же принципу.

Возвратимся, на время, к более простому упражнению иного типа-—ударно-вращательному. Оно прохо­дится в конце 1-го года обучения или в начале 2-го.

№ 35— Pas tortille № 4 (Рис. 28).

Музыкальный размер—2/4.

Исходное положение—аналогично предыдущим.

На „раз" —правая нога делает движение, описанное выше на „раз", но в отличие от предыдущих упражнений, носок ее не ставится на пол, а слегка приподнят. Левая нога остается вытянутой.

На „и"—правая нога, повернутая внутрь, с ударом всей стопой опускается на пол, параллельно левой (сохранить небольшое расстояние между ногами). Ноги слегка сгибаются.

На „два"—правая нога, поднимаясь в воздух (на уровень щиколотки), одновременно поворачивается
вправо и ставится с ударом стопей в пол, в III позицию. В момент удара приседание несколько увеличи­
вается. ■

На „и"—ноги возвращаются в исходное положение.

Проделывать это упражнение нужно по 8 раз с каждой ноги, на 2-м году обучения. Движения корпуса и головы аналогичны описанным в предшествующем упражнении. И здесь наблюдаются старые ошибки, т.-е., отставление таза. Нужно стараться также не допускать резких движений бедер из стороны в сторону, сделав их движения минимальными. Для этого упражнения типична не плавность, а отрывистость и энергичные


ударные акценты. По мере овладения техникой его, нужно добиваться, чтобы возвращение ноги в исходное положение происходило на счет „два", почти одновременно с ударом правой ногой в пол. На „и" тогда будет пауза.

№ З6.-Pas tortille" № 5.

Музыкальный размер—3/4.

Исходное положение—то же, что и в предыдущем упражнении.

На „раз" —то же, что в № 35.

На „и"—то же, что в № 35.

На „два" —то же, что в № 35.

На „и"—правая нога вновь поднимается в воздух до уровня щиколотки левой, поворачивается внутрь (en dedans) и с резким ударом всей стопой в пол ставится рядом с левой, на небольшом расстоянии от нее.

На „три" —то же, что и на „два".

На „и"—возвращение в исходное положение.

Эту форму упражнения можно вводить в урок лишь по овладении более простой и притом в сочетании с ней. При таком количестве переходов из en dehors в en dedans, описанные ошибки увеличи­ваются. Поэтому, рядом с этим упражнением, имеющим целью развитие подвижности стопы и колена, нужно вводить в урок другие, сдерживающие, рассчитанные на участие в работе всей ноги, без вращения, (т. наз. большой венгерский батман и т. п.). Упражнение проделывается по 8 раз на 3-м году обучения.

Как видно из описания, в начале упражнение делается на счет 3/4. Задача педагога заключается в том, чтобы, по мере усвоения, перевести его, за счет быстроты вращений, в двухдольный размер. Поэтому нужно очень серьезно следить за четкостью поворотов. В таком виде упражнение проходится на 5-м году обучения в той же дозировке.

Все перечисленные упражнения вида tortille (за исключением первого, №32), в дальнейшем приобретают добавочные функции. Все они проделываются таким же образом, но в исходном положении (в начале и в конце упражнения) левая нога поднята на высокие полупальцы. Таким образом, левая (опорная) нога, имевшая только движение типа plid, приобретает теперь и его противоположность, т.-е., releve. Эта же группа движений получает затем еще одну дополнительную функцию—скачок на опорной ноге. К введению его в упражнения нужно относиться осторожно и, в зависимости от конкретного упражнения, включать его раньше или позже.

Мы бы рекомендовали применить скачки: на 3-м году обучения—для №№ 33 и 34, на 4—5-м году обучения—для остальных.

Прыжок вводится одновременно с выносом ноги в исходное положение. Левая нога, слегка согнутая перед скачком, во время скачка вытягивает в воздухе колено и пальцы. Возвращение на пол левой ноги совпадает с первым движением правой ноги (на „раз").

Чтобы не переутомить опорную ногу, нужно строить комбинационное упражнение из всех трех видов работы опорной ноги (на целой стопе, на полупальцах, со скачком), создавая таким образом нарастание трудности исполнения. Добиваться предельной высоты скачка не следует. Одна из обычных ошибок при исполнении движения со скачком—рывки корпуса, якобы помогающие движению вверх. На самом деле, эти рывки только искажают рисунок тела, комкают его, придают движению суетливость, а высоты скачка не увеличивают. Корпус на протяжении всего упражнения должен быть в нормальном положении.

КРУГОВРАЩЕНИЯ НОГ

Разберем теперь группу вращательных упражнений, которую мы, разбив на две части, называем: первую часть—«круговращение стопы" на полу и в воздухе, вторую—„круговращение ноги", также на полу и в воздухе.

Начнем с „круговращений стопы", как имеющих ближайшее родство с категорией всех изученных нами видов pas tortille. Их немного, но они сложны и потому, за исключением № 40, раньше 2-го года вводить их в обучение не следует.

№ 37.Круговращение стопы на полу (rond de pied par terre) (Рис. 29).

Музыкальный размер—2/4.


Исходное положение—ноги в 1 позиций.

Затакт —правая нога, слегка согнутая в колене, подводится стопой к щиколотке левой, позади нее и поворачивается коленом внутрь.

На „раз" —скосив подъем правой ноги, провести наружным ребром стопы ее, вдоль левой (Рис. 30, фиг. 3-я), по полу и вывести правую ногу вперед, на croise. Носок правой ноги поднят вверх, колено почти не разгибается. Стопа прикасается к полу наружным ребром каблука.

На „и"— правая нога, постепенно переходя в выворотное положение, описывает полукруг каблуком и подводится назад, к IV позиции.

На „два" —стопа правой ноги, вытягивая подъем, рывком подтягивается к щиколотке левой, позади нее.

На „и" —правая нога поворачивается коленом внутрь. Стопа ее не отделяется от щиколотки левой ноги. Затем, движение повторяется сначала.

Все движения делаются непрерывно, плавно, на неподвижной левой ноге, в умеренном темпе (moderate).

Упражнение повторяется по 8—16 раз с каждой ноги.

Оно интересно тем, что, наряду с проделываемым ногой кругообразным движением, стопа сама произ­водит полное вращение. Это последнее вращение является в упражнении основным, натолкнувшим нас на название rond de pied. Что же касается описываемого ногой круга, то размер его не велик, так как он проделывается при минимальной работе бедра и очень незначительном разгибании ноги,3 колене.

Ш 38.Круговращение и поворот стопы опорной ноги.

Повторяется все предшествующее упражнение с тем, однако, что левая нога:

на первую четверть такта (на граз")— почти не отделяя пятки от пола, поворачивается на носке внутрь (en dedans).

на „и"—поворачивается на носке наружу (en dehors).

Пятка, таким образом, вначале идет наружу, а затем внутрь.

При исполнении этого упражнения нужно внимательно Следить за тем, чтобы перемещения стопы левой ноги производились движением голени, при минимальных движениях бедра. Распространена следующая ошибка учащихся: стремясь к предельному вращению стопы, они „вертят" бедром, что отражается на положении правой ноги, в свою очередь теряющей линию движения. Нужно отметить, что для хорошего исполнения этого упражнения огромную роль играет сохранение устойчивости тела, т.-е., состояние спокой­ного равновесия, не допускающего смещения воображаемой оси тела. Все упражнение проделывается на присогнутой левой ноге.

Это упражнение нужно чередовать с первым (8 раз первое и 8 раз второе). Разумеется, вводить его можно только тогда, когда „круговращение стопы" правой ноги будет освоено настолько, что на нем не отразятся одновременные повороты стопы левой. Мы относим его к 3-му году обучения (не раньше 2-го полугодия).

№ 39.Круговращение стопы в воздухе (rond de pied en Pair).

В дальнейшем мы можем перейти к „круговращению стопы в воздухе".

Для того, чтобы проделывать это упражнение, нужно разработать автоматичность вращения стопы на полу. В воздухе стопа правой ноги проделывает весь путь, который ранее чертила на полу. Поднимать высоко ногу не надо. Достаточно чуть отделить стопу от пола, чтобы она не задевала его при вращении. Левая нога проделывает вращения стопы, как в № 38. Укажем, что при поворотах стопы левой ноги, колено слегка присогнуто. Сценический эффект этого движения, распространенного в танце матлот, очень велик и основан на противоположении ступней, становящихся в самые необычные положения.

Перейдем к круговращениям всей ноги, т.-е., к характерному rond de jambe par terre. Внешне сходство его с классическим видом большое. Но это сходство делается весьма относительным, если проверить рисунок телодвижений.

Существуют два варианта „круговращения ноги" и оба они должны войти в учебную практику.

40.Характерный rond de jambe Ns 1 (Рис. 30).

Музыкальный размер—2/4.

Исходное положение—I позиция.

Затакт —правая нога, согнутая в колене, подводится к щиколотке левой, позади нее и поворачи­вается коленом внутрь.

На „раз" —стопа правой ноги, скользя наружным ребром по полу, проводится вдоль левой. Зайдя


за нее и выдвинувшись предельно вперед, она останавливается на ребре носка. Подъем ее скошен. Колено вытягивается.

На „и"—нога описывает полукруг, по принципу классического rond de jambe, через II позицию назад, в IV. Стопа из скошенного положения сейчас же переходит в выворотное.

На „два" —стопа правой ноги рывком подтягивается к щиколотке левой, позади нее.

На „и"—правая нога поворачивается коленом внутрь. Стопа ее не отделяется от левой ноги. Таким образом, движение начинается сначала.

Исполнять по 8 раз с каждой ноги, В начале в темпе moderato, затем, по мере усвоения, темп ускоряется.

Как и упражнение № 37, это круговращение вначале может проделываться на счет 3/4. Большее количество долей музыкального размера облегчит детальное прохождение упражнения.

Основная его задача—научить переходу от плавного, кругового движения к заключительному рывку и движению стопы правой ноги вдоль левой, в скошенном положении. Здесь необходимо так слить все разнообразные части движения, чтобы развилась органическая их связь в исполнении. Короче говоря— характер исполнения должен всецело оправдать название упражнения.

Оно вводится в урок к концу 1-го года обучения и исполняется 8—16 раз.

41.Характерный rond de jambe № 2. —Второй вид отходит дальше от классического танца. В предыдущем упражнении, при движении ноги вперед, стопа переходила постепенно с ребра на носок, поднимая пятку. В этом же виде rond de jambe она переходит на пятку, подняв носок вверх. Скошенность подъема вначале остается.

Дальнейшее продвижение ноги по кругу нужно производить так, как описано выше, но стопа движется не носком, а каблуком по полу, причем носок поднят вверх. Поэтому, чтоб вернуться к щиколотке, в конце круга нога, до рывка, вытягивает подъем.

Это упражнение проделывается после усвоения первого вида, по 8 раз с каждой ноги. Здесь, как и в первом виде, нужно вырабатывать слитность всего процесса круговращения ноги.

Впоследствии оба упражнения могут быть соединены в одно: 8 раз—вид № 1, 8 раз—вид № 2. № 41 проходится на 2-м году обучения.

№ 42.Характерный rond de jambe3, с одновременным вращением стопы опорной ноги. Во 2-м полугодии 3-го года обучения мы можем усложнить rond de jambe тем приемом, который мы применяли для rond de pied (№ 38), т.-е., ввести в работу левую ногу, стопа которой поворачивается внутрь. Так как при движении правой ноги вперед она сталкивается со стопой левой, которая в этот момент поворачивается внутрь, то нужно, чтобы стопа правой ноги как бы „перелезала" через стопу левой, скользнув по ее поверхности у подъема, а не у пальцев.

Как в упражнении rond de pied, так и здесь, вращение левой стопы достигает своего завершения на первую и вторую четверть такта, т.-е., на „раз" и на „два". Фактически движение происходит почти беспрерывно. Оно вводится в урок в дозировке предыдущего.

№ 43. —На этом же году обучения, несколько позднее, надо вводить в урок rond de jambe en l'air. Сначала без вращения стопы левой ноги, и впоследствии—с вращением.

Описывать эти упражнения—излишне, так как они во всем соответствуют своему партерному виду. Как в упражнениях rond de pied, так и здесь, работающая нога не поднимается высоко от пола.

В этом же году обучения в урок вводится большой rond de jambe на приседании.

№ 44. —До того, как начать его изучение, необходимо проделать следующее упражнение, являющееся подготовкой к нему (Рис. 31).

Музыкальный размер—4/4.

Исходное положение—нормальное или III позиция.

На „раз" —одновременно с полуприседанием на левой ноге, правая, не отделяя вытянутого носка от пола, вытягивается вперед.

На „два" —левая нога, опускаясь на полное plie, отделяет пятку от пола, правая переходит с носка на каблук.

На „три" —левая нога, вытягиваясь, переходит вновь на demi-plie, правая, подтягиваясь, вначале каблуком по полу, к левой, постепенно переходит на носок.


На „четыре" —ноги приходят в исходное положение. Это упражнение исполняется вперед, в сторону и назад. № 45.Большой rond de jambe на приседании {Рис. 32).

Музыкальный размер—4/4.

Исходное положение—нормальное или III позиция.

На „раз" —одновременно с глубоким приседанием на левой ноге, правая, не отделяя вытянутого носка от пола, вытягивается вперед до предела, переходя здесь с носка на каблук. Пятка левой ноги приподнята.

На „два" —правая нога, описывая J/* круга, каблуком по полу отводится в сторону, не сгибаясь в колене.

На „три" —правая нога отводится назад. Стопа ее постепенно переходит с каблука на большой палец. Носок ее вытянут.

На „четыре" —ноги медленно возвращаются в исходное положение.

На следующий такт такой же круг проделывается в обратном направлении.

Это сложное упражнение, как и все упражнения на глубоком приседании, относится к разряду наиболее трудных в характерном танце. Основная трудность его состоит в том, что тяжесть тела сосредоточена на присогнутой опорной ноге, испытывающей давление большого груза. Равновесия в этом положении достигнуть очень трудно из-за круговращения другой ноги. Медленный и плавный темп упраж­нения, необходимый для правильного его усвоения, усугубляет трудность, создавая повышенное напряжение мышц бедра и колена.

Внешняя функция упражнения рождает внутреннюю—тренировку тела, в особенности спины, для приеядочных движений. Поиски равновесия и равномерного распределения веса тела требуют особой заботы учащихся о сохранении правильного положения корпуса. Эту же цель должно преследовать и педаго­гическое наблюдение.

В этом упражнении совершенно недопустим наклон корпуса вперед, „висячесть" и качание им в поисках равновесия, которое должно быть найдено прямым положением корпуса.

Меньшее зло, но все-таки зло—в стремлении учащихся призвать на помощь левой, правую ногу, опираясь на нее, не вытягивая ее до предела и не описывая ею круга, как следует. На эти непра­вильности надо обратить внимание. Упражнение предназначено для работы у палки; перенести его на середину возможно, но не обязательно. Рекомендуется время от времени проверять учащихся возгласом: „Руку с палки снять\" Тогда сразу-же видно и исполнителю и педагогу, достиг ли учащийся равновесия, или же оно поддерживается только судорожным цеплянием за палку. Надо предупредить учеников с самого начала занятий, чтобы они не рассматривали в подобных случаях палку, как опору. Это упражнение можно проделывать не более 4 раз с каждой ноги.

Сказав о круговращениях ноги, мы затронули новую отрасль всевозможных вращательных движений всей ноги. Эта группа подготовлена рядом упражнений, носящих, соответственно своему сценическому виду, название „веревочка".

Простейшие формы ее, являющиеся учебной подготовкой к ней, таковы*


Jlfe 46.—Подготовка к веревочке (Рис. 33). Музыкальный размер—2/4. Исходное положение—III позиция.

Затакт— правая нога, сгибаясь в колене, резко поднимается вверх на 90° так, что вытянутая стопа ее идет вдоль и впереди левой.

На „раз" —правая нога опускается всей стопой на пол в исходное положение. На „и" —правая нога повторяет движение в положении „затакт".

На „два" —правая нога переводится стопой позади левой и, идя вдоль нее, резко опускается всей стопой на пол, в Ш позицию.

Это упражнение исполнять от 8 до 16 раз с каждой ноги на 1-м году обучения.

№ 47.—Исполняется предыдущее упражнение, но с подниманием на полупальцы левой ноги одновре­менно с подъемом вверх правой.

Дозировка упражнения та же, вернее, оно проделывается вместе с № 46 поровну, но на 2-м году обучения.

№ 48.—Такое же упражнение исполняется и со скачком на левой ноге, в момент подъема вверх правой. Оно проходится на 2—3-м году обучения.

Таким образом, мы создаем постепенное нарастание трудности исполнения в подготовляющих веревочку упражнениях, причем в итоге все три разновидности их соединяются в одно упражнение, где они испол­няются в следующей пропорции: 8 раз № 46 и по 4 раза № 47 и № 48.

В отношении скачка надо вспом­нить наши указания относительно скачка при pas tortille (см. стр. 60). Кроме того, во время подъема правой ноги не следует допускать распространенной ошибки—отведения стопы ее от левой. Она должна совершать подъем и опу­скание, почти прикасаясь к левой.

№ 49.—На 3-м году обучения мы применяем в этом упражнении новый вид скачка. Левая нога при скачке не _ вытянута, а согнута в колене. № 50.—К упражнениям, подготовляющим „веревочку", но имеющим и другие функции, относится следующее:

Музыкальный размер—2/4. Исходное положение—III позиция. Затакт —правая нога, сгибаясь в колене, одновременно резко поворачивается внутрь и поднимается на 90°. Стопа ее, с вытянутым подъемом, находится рядом с коленом левой ноги.

На.раз" —правая нога, не разворачиваясь наружу, опускается на пол так, что стопа ее примыкает к стопе левой.

На „и" —правая нога, в том же положении, поднимается снова на 90° и на этой высоте поворачи­вается наружу. Стопа ее сохраняет свое место.

На „два" —правая нога опускается в исходное положение. Затем движение повторяется.

№ 51.—Описанное упражнение подготавливает учащегося к следующему, в котором движение ноги внутрь и наружу производится без опускания на пол — непрерывно (Рис. 34). Таким образом, нога поворачивается внутрь при подъеме вверх, на той же высоте разворачивается наружу и затем только возвращается в исходное положение.

Чтобы развить у учащихся способность равномерно поворачивать ногу внутрь и наружу, можно

проделывать это упражнение попеременно, т.-е., один раз „внутрь" и „наружу", другой—„наружу" и „внутрь".

В то время как первые подготовительные упражнения (№№ 46, 47, 48, 49) тренировали подвижность



 


сгибания ноги, приведенные упражнения (№№ 50, 51, 52, 53, 54) имеют своей целью вращение ноги в бедре внутрь и наружу.

Упражнение проделывать не более 8 раз с каждой ноги. Наиболее распространенная ошибка при развороте правой ноги—стремление учащихся отвести стопу ее от левой, тогда как она должна сохранять свое место, не отрываясь от левой ноги.

По этой же причине нужно следить за тем, чтобы поворот ноги совершался на одной высоте, и пресекать инстинктивное желание учащихся производить его одновременно с опусканием ноги. Необходимо учесть, что из числа имеющихся упражнений это одно тренирует максимальный разворот бедра ноги, которого и нужно добиваться. Целесообразно заканчивать упражнение не возвращением ноги в исходное положение, а опусканием ее в III позицию, позади левой. Оба приведенных вида упражнений нужно проходить в 4-х вариантах—на вытянутой левой ноге (№ 51), с подъемом ее на полупальцы (№ 52), со скачком на вытянуто

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...