Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синтаксические средства выразительности

Костанайский филиал

Кафедра филологии

 

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры филологии

Протокол № 01 от «08» сентября 2015 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по изучению дисциплины

«Изобразительно-выразительные средства русского языка»

 

 

Костанай 2015 г.

Методические указания для студентов составлены:

Сиривлей М.А., доцентом кафедры филологии _____________________________

 

 

Методические указания для студентов обсуждены на заседании методической комиссии кафедры филологии

Протокол № 01 от «02» сентября 2015 г.

 

Председатель метод. комиссии __________________ Н.Р.Гейко

 

 


 

Методические рекомендации по подготовке к самостоятельной работе студентов заочной формы обучения по дисциплине «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

 

Самостоятельная работа студента является логическим продолжением аудиторных занятий, поэтому прежде всего необходимо повторить материал, изученный на предыдущих занятиях. Предложенные формы контроля самостоятельной работы по дисциплине «Стилистика и культура речи русского языка» способствуют закреплению теоретических знаний, умения правильно толковать происхождение языков, их взаимоотношения, сравнивать, вычленять наиболее важные языковые процессы, развивают способность квалифицировать и научно объяснять некоторые лингвистические явления.

На выполнение перечисленных задач направлена такая форма учебной деятельности, как самостоятельная работа студентов.

При подготовке к СРС студентам необходимо выполнить следующие действия:

1) обратиться к рекомендованной учебной и научной литературе, прочитать данную тему в них;

2) подобрать самостоятельно дополнительные источники;

3) изучить термины по предложенной теме;

4) выявить основные моменты, которые необходимо отразить в СРС.

Контроль над самостоятельной работой студентов осуществляется в виде анализа текстов художественного, публицистического стиля объемом примерно 200 слов:

Анализ текста по дисциплине «Изобразительно-выразительные средства русского языка» выполняется по следующему плану:

1. Какого типа речи текст перед вами (описание, повествование, рассуждение)?

2. Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)?

3. С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)?

4. К какому стилю речи относится текст (публицистический, художественный)?

5. Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы?

6. Какова идея текста (основная мысль)?

Методические рекомендации для анализа.

1. Общие стилистические особенности данного текста

Публицистический Логичность, образность, оценочность, эмоциональность, призывность, страстность, доступность
Художественный Образность, использование изобразительно-выразительных средств языка

Лексические средства выразительности

Публицистический Общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, средства эмоционального воздей-ствия, эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни одной минуты, ни одного дня); фразеологические обороты, пословицы, поговорки, использование литературных цитат, языковых средств юмора, сатиры, иронии (остроумных сравнений, иронических вставок, каламбуров) (эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания)
Художественный Могут употребляться слова высокого, поэтического стиля, книжная лексика и просторечия, диалектизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексики, публицистического стиля; синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы, старославянизмы, неологизмы

3. Средства художественной выразительности, характерные для художественного и публицистического стилей:

· тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение; гипербола, аллегория, литота, перифраза, синекдоха;

· стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора

Фонетический уровень – звуковые образные средства

Средства словесной инструментовки: повторение согласных звуков (аллитерация), гласных звуков (ассонанс) с целью усиления изобразительности текста (при наличии).

Морфологические средства выразительности

Публицистический Использование существительных в родительном падеже в роли несогласован-ных определений (голос мира, страны ближнего зарубежья); глаголов в повелительном наклонении, возвратных глаголов
Художественный Насыщенность текста глаголами (интенсивность действия, движение, динамичность действия); безглагольность; наличие инфинитивов придаёт тексту отвлечённый вневременной, внеличностный характер; большое количество причастий – образное описание предмета и представление его признаков в динамике; время и наклонение; экспрессивное использование разных категорий падежа (например, конструкции с творительным падежом придают живописность, непринуждённость описаниям (петь щеглёнком); употребление кратких прилагательных. Достигается особая экспрессия текста; местоимения (личные и притяжательные – оттенок искренности взволнованности; неопределённые – «отдаляют» события и предметы)

Синтаксические средства выразительности

Публицистический Использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предложений
Художественный Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); полные и неполные предложения; двусоставные и односоставные (экспрессия односоставных предложений, особенно назывных (в них заложены огромные изобразительные возможности; типы связи частей сложного предложения

Литература

1. Введенская Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение [Текст]. - М.: Кнорус, 2012. - 424 с. - (Для бакалавров).

2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка: Учебное пособие.- 9-е изд.М., 2013. - 256 с.

3. Голуб И.Б., Стародубец С.Н. Стилистика русского языка и культура речи. [Электронный ресурс] Учебник для академического бакалавриата. М.:Юрайт, 2016. – 455с. Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/;jsessionid=4abffe2a657b7ed3864f2e76b89c?0&id=urait.content.BE5E3233-1FA2-46F9-A37A-81838698DF3D&type=c_pub Для освоения дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

4. Дускаева Л.Р. Стилистика как речеведение: сборник научных трудов славянских стилистов, посвященный памяти профессора М.Н.Кожиной [Электронный ресурс]: сборник научных трудов. – М.: Флинта, 2013 – 268 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/47606/ Для освоения дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

5. Лыткина О.И. Практическая стилистика русского языка. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ О.И.Лыткина, Л.В.Селезнева, Е.Ю.Скороходова. – М.: Флинта. Наука, 2013. – 208с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/1453/ Для освоения дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

6. Рахманин, Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов [Текст]: учебное пособие/ Рахманин, Л.В..- М.: ФЛИНТА: Наука, 2012.- 256 c.- (Стилистическое наследие).

7. Сиривля М.А. Русский язык и культура речи: нормативный аспект: Учебное пособие. Костанай: КФ ЧелГУ, 2014. – 136с. Для освоения дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

8. Флоря А.В. Русская стилистика. [Электронный ресурс]: курс лекций. – М.: Флинта, 2013. – 892с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/13073/ Для освоения дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...