Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика оценивания заданий с развернутым ответом (основные подходы к определению критериев и шкалы оценивания выполнения заданий)




Основу методики оценивания заданий с развернутым ответом составляет ряд общих положений. Наиболее важными в их числе являются следующие:

• Проверка и оценивание заданий с развернутым ответом осуществляется только путём независимой экспертизы на основе метода поэлементного анализа ответов экзаменуемых.

• Применение метода поэлементного анализа делает необходимым обеспечение четкого соответствия формулировки условия задания проверяемым элементам содержания. Перечень элементов содержания, проверяемых любым заданием, согласуется с требованиями стандарта к уровню подготовки выпускников средней школы.

 

• Критерием оценивания выполнения задания методом поэлементного анализа является установление наличия в ответах экзаменуемых элементов ответа, приведенных
в модели ответа. Однако может быть принята и иная модель ответа, предложенная экзаменуемым, если она не искажает сути химической составляющей условия задания.

Шкала оценивания выполнения задания устанавливается в зависимости от числа элементов содержания, включенных в модель ответа, и с учетом таких факторов, как:

• уровень сложности проверяемого содержания;

• определенная последовательность действий, которые следует осуществить при выполнении задания;

• однозначность трактовки условия задания и возможных вариантов формулировок ответа;

• соответствие условия задания предлагаемым критериям оценивания по отдельным элементам содержания;

• приблизительно одинаковый уровень трудности каждого из элементов содержания, проверяемых заданием.

При разработке критериев оценивания учитываются особенности элементов содержания всех пяти заданий с развернутым ответом, включаемых в экзаменационную работу. Принимается во внимание и тот факт, что записи ответов экзаменуемых могут быть как очень общими, обтекаемыми и не конкретными, так и излишне краткими
и недостаточно аргументированными. Пристальное внимание уделяется выделению элементов ответа, оцениваемым в один балл. При этом учитывается неизбежность постепенного повышения трудности получения каждого последующего балла
за правильно сформулированный элемент содержания.

При составлении шкалы оценивания расчетных задач (33 и 34) учитывается возможность различных путей их решения, а следовательно, присутствие в ответе экзаменуемого основных этапов и результатов выполнения заданий, указанных
в критериях оценивания. Проиллюстрируем методику оценивания заданий с развернутым ответом на конкретных примерах.


Задание 30

Задания 30 ориентированы на проверку умений определять степень окисления химических элементов, определять окислитель и восстановитель, прогнозировать продукты окислительно-восстановительных реакций, устанавливать формулы веществ, пропущенных в схеме реакции, составлять электронный баланс, на его основе расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.

Шкала оценивания выполнения таких заданий включает в себя следующие элементы:

 составлен электронный баланс – 1 балл;

 указан окислитель и восстановитель – 1 балл.

 определены формулы недостающих веществ и расставлены коэффициенты
в уравнении окислительно-восстановительной реакции – 1 балл.

Пример задания:

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Na2SO3 + … + KOH K2MnO4 + … + H2O

Определите окислитель и восстановитель.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Вариант ответа  
  Mn+7 + ē → Mn+6 S+4 – 2ē → S+6

Сера в степени окисления +4 (или сульфит натрия за счёт серы в степени окисления +4) является восстановителем.

Марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца
в степени окисления +7) – окислителем.

Na2SO3 + 2KMnO4 + 2KOH = Na2SO4 + 2K2MnO4 + H2O

 
Ответ правильный и полный: · определена степень окисления элементов, которые являются соответственно окислителем и восстановителем в реакции; · записаны процессы окисления и восстановления, и на их основе составлен электронный (электронно-ионный) баланс; · определены недостающие в уравнении реакции вещества, расставлены все коэффициенты  
Допущена ошибка только в одном из перечисленных выше элементов ответа  
Допущены ошибки в двух из перечисленных выше элементов ответа  
Все элементы ответа записаны неверно  
Максимальный балл 3

 

При оценивании ответа экзаменуемого необходимо учитывать, что единых требований к оформлению ответа на это задание не предъявляется. Вследствие этого в качестве верного ответа принимается составление как электронного, так и электронно-ионного баланса, а также указание окислителя и восстановителя может быть сделано любыми однозначно понятными способами. Тем не менее, если в ответе содержатся взаимоисключающие по смыслу элементы ответа, то они не могут считаться верными.

 


Задание 31

В условии задания 31 проверяющего знание генетической взаимосвязи различных классов неорганических веществ, предложено описание конкретного химического эксперимента, ход которого экзаменуемые должны будут проиллюстрировать посредством уравнений соответствующих химических реакций. Шкала оценивания задания сохраняется, как и в 2015 году, равной 4 баллам: каждое верно записанное уравнение реакции оценивается в 1 балл.

Пример задания:

Железо растворили в горячей концентрированной серной кислоте. Полученную соль обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество нагрели с железом.

Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Вариант ответа Написаны четыре уравнения описанных реакций: 1) 2Fe + 6H2SO4 Fe2(SO4)3 + 3SO2 + 6H2O 2) Fe2(SO4)3 + 6NaOH = 2Fe(OH)3 + 3Na2SO4 3) 2Fe(OH)3 Fe2O3 + 3H2O 4) Fe2O3 + Fe = 3FeO  
Правильно записаны четыре уравнения реакций  
Правильно записаны три уравнения реакций  
Правильно записаны два уравнения реакций  
Правильно записано одно уравнение реакции  
Все уравнения реакций записаны неверно  
Максимальный балл 4

 

Необходимо отметить, что отсутствие коэффициентов (хотя бы одного) перед формулами веществ в уравнениях реакций считается ошибкой. Балл за такое уравнение не выставляется.

Задание 32

Задания 32 проверяют усвоение знаний о взаимосвязи органических веществ и предусматривают проверку пяти элементов содержания: правильности написания пяти уравнений реакций, соответствующих схеме – «цепочке» превращений. При записи уравнений реакций, экзаменуемые должны использовать структурные формулы органических веществ. Наличие в ответе каждого проверяемого элемента содержания оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за выполнение таких заданий – 5.

Пример задания:

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.


 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Вариант ответа Написаны пять уравнений реакций, соответствующих схеме превращений:          
Правильно записаны пять уравнений реакций  
Правильно записаны четыре уравнения реакций  
Правильно записаны три уравнения реакций  
Правильно записаны два уравнения реакций  
Правильно записано одно уравнение реакции  
Все элементы ответа записаны неверно  
Максимальный балл 5

 

Отметим, что в ответе экзаменуемого допустимо использование структурных формул разного вида (развёрнутой, сокращённой, скелетной), однозначно отражающих порядок связи атомов и взаимное расположение заместителей и функциональных групп
в молекуле органического вещества.

Задание 33

Задания 33 – это расчетные задачи. Их выполнение требует знания химических свойств веществ и предполагает осуществление некоторой совокупности действий, обеспечивающих получение правильного ответа. В числе таких действий назовем следующие:

– составление уравнений химических реакций (согласно данным условия задачи), необходимых для выполнения стехиометрических расчетов;

– выполнение расчетов, необходимых для нахождения ответов на поставленные
в условии задачи вопросы;

– формулирование логически обоснованного ответа на все поставленные в условии задания вопросы (например, установить молекулярную формулу).

Однако следует иметь в виду, что не все названные действия обязательно должны присутствовать при решении любой расчетной задачи, а в отдельных случаях некоторые из них могут использоваться неоднократно.

Максимальная оценка за выполнение задания составляет 4 балла. При проверке следует в первую очередь обращать внимание на логическую обоснованность выполненных действий, поскольку некоторые задачи могут быть решены несколькими способами. Вместе с тем в целях объективной оценки предложенного способа решения задачи необходимо проверить правильность промежуточных результатов, которые использовались для получения ответа.

Пример задания:

Определите массовые доли (в %) сульфата железа(II) и сульфида алюминия
в смеси, если при обработке 25 г этой смеси водой выделился газ, который полностью прореагировал с 960 г 5%-ного раствора сульфата меди.

В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи,
и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Вариант ответа   Составлены уравнения реакций:   Рассчитано количество вещества сероводорода:   Рассчитаны количество вещества и массы сульфида алюминия и сульфата железа(II):   Определены массовые доли сульфата железа(II) и сульфида алюминия в исходной смеси: ω(FeSO4) = 10 / 25 = 0,4, или 40% ω(Al2S3) = 15 / 25 = 0,6, или 60%  
Ответ правильный и полный: · в ответе правильно записаны уравнения реакций, соответствующих условию задания; · правильно произведены вычисления, в которых используются необходимые физические величины, заданные в условии задания; · продемонстрирована логически обоснованная взаимосвязь физических величин, на основании которых проводятся расчёты; · в соответствии с условием задания определена искомая физическая величина  
Допущена ошибка только в одном из перечисленных выше элементов ответа  
Допущены ошибки в двух из перечисленных выше элементах ответа  
Допущены ошибки в трёх из перечисленных выше элементах ответа  
Все элементы ответа записаны неверно  
Максимальный балл 4

 

При проверке ответа экзаменуемого необходимо учитывать тот факт, что в случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях в одном из трёх элементов (втором, третьем или четвёртом), которая привела к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл.

 

Задание 34

Задания 34 предусматривают определение молекулярной формулы вещества. Выполнение этого задания включает следующие последовательные операции: проведение вычислений, необходимых для установления молекулярной формулы органического вещества, запись молекулярной формулы органического вещества, составление структурной формулы вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле, запись уравнения реакции, отвечающего условию задания.

Шкала оценивания задания 40 в части 2 экзаменационной работы будет составлять 4 балла.

В заданиях 40 используется комбинирование проверяемых элементов содержания – расчетов, на основе которых приходят к определению молекулярной формулы вещества, составление общей формулы вещества и далее – определение на ее основе молекулярной и структурной формулы вещества.

Все эти действия могут быть выполнены в различной последовательности. Иными словами, экзаменуемый может прийти к ответу любым доступным для него логическим путем. Следовательно, при оценивании задания главное внимание обращается на правильность выбранного способа определения молекулярной формулы вещества.

Пример задания:

При сжигании образца некоторого органического соединения массой 14,8 г получено 35,2 г углекислого газа и 18,0 г воды.

Известно, что относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 37. В ходе исследования химических свойств этого вещества установлено, что при взаимодействии этого вещества с оксидом меди(II) образуется кетон.

На основании данных условия задания:

1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества (указывайте единицы измерения искомых физических величин);

2) запишите молекулярную формулу исходного органического вещества;

3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;

4) напишите уравнение реакции этого вещества с оксидом меди(II), используя структурную формулу вещества.


 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Вариант ответа Найдено количество вещества продуктов сгорания: Общая формула вещества – CxHyOz n(CO2) = 35,2 / 44 = 0,8 моль; n(С) = 0,8 моль n(H2O) = 18,0 / 18 = 1,0 моль; n(H) = 1,0 ∙ 2 = 2,0 моль m(O) = 14,8 – 0,8 ∙ 12 – 2 = 3,2 г; n(O) = 3,2 ⁄ 16 = 0,2 моль Определена молекулярная формула вещества: x: y: z = 0,8: 2: 0,2 = 4: 10: 1 Простейшая формула – C4H10O Mпрост(C4H10O) = 74 г/моль Mист(CxHyOz) = 37 ∙ 2 = 74 г/моль Молекулярная формула исходного вещества – C4H10O Составлена структурная формула вещества:     Записано уравнение реакции вещества с оксидом меди(II):    
Ответ правильный и полный: · правильно произведены вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы вещества; · записана молекулярная формула вещества; · записана структурная формула органического вещества, которая отражает порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле в соответствии с условием задания; · записано уравнение реакции, на которую даётся указание в условии задания, с использованием структурной формулы органического вещества  
Допущена ошибка только в одном из перечисленных выше элементов ответа  
Допущены ошибки в двух из перечисленных выше элементах ответа  
Допущены ошибки в трёх из перечисленных выше элементах ответа  
Все элементы ответа записаны неверно  
Все элементы ответа записаны неверно  
Максимальный балл 4

 


 

При проверке ответов экзаменуемых надо принять во внимание, что при записи ответа не всегда присутствует, как отдельный элемент ответа, запись структурной формулы вещества. Но в уравнении реакции, о которой говорится в условии задания, структурная формула присутствует. В этом случае выставляется балл за определение структурной формулы вещества.

Предлагаемая система оценивания заданий с развернутыми ответами прошла соответствующую проверку в практике проведения ЕГЭ по химии в предыдущие годы, обсуждение в процессе подготовки экспертов и была ими в целом одобрена.

Предметом обсуждения с экспертами являлись следующие вопросы:

• полнота описаний наиболее важных характеристик заданий;

• способы оценки качества учебных достижений;

• примеры критериев оценки заданий различных типов;

• требования к степени полноты ответов учащихся;

• различные подходы к трактовке научных фактов и понятий, отраженных в заданиях;

• допустимые границы лояльности при выставлении баллов за отдельные элементы содержания;

• подходы к оцениванию предложенных учащимися нестандартных способов решения расчетных задач;

• характеристика ситуаций, требующих назначения третьего эксперта.


 

Приложение 1. Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2017 года
по ХИМИИ

 

Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.

Порядковый номер задания в работе     Проверяемые элементы содержания Коды прове-ряемых элементов содержа-ния по кодифи-катору Коды требо-ваний   Уро-вень слож-ности зада- ния Макс. балл за вы-пол­нение зада-ния При-мерное время выпол-нения задания (мин.)
Часть 1
  Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырёх периодов: s -, p- и d -элементы. Электронная конфигурация атома.Основное и возбуждённое состо-яние атомов. 1.1.1 1.2.1 2.3.1 Б   2–3
  Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неме­таллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов 1.2.1 1.2.2 1.2.3 1.2.4 1.2.3 2.4.1 2.3.1 Б     2–3

 

  Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов 1.3.2 1.1.1 2.2.1 Б   2–3
  Ковалентная химическая связь, её разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решётки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения 1.3.1 1.3.3 2.2.2 2.4.2 2.4.3 Б   2–3
  Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиаль-ная и международная) 2.1 1.3.1 2.2.6 Б   2–3
  Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния 2.2 2.3 2.3.2 Б   2–3
  Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных 2.4 2.3.3 Б   2–3
  Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка). Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена   2.5 2.6 2.7 1.4.5 1.4.6 2.3.3 1.1.1 1.1.2 1.2.1 2.4.4 Б   2–3

 

  Взаимосвязь неорганических веществ 2.8 2.3.3 2.4.3 Б   2–3
  Реакции окислительно-восстановительные. 1.4.8 2.2.1 2.2.5 П   5–7
  Характерные химические свойства неорганических веществ: – простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа); – простых веществ-неме­таллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния; – оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных; – оснований и амфотерных гидроксидов; – кислот; – солей: средних, кислых, оснóв­ных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка) 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.3.3 П   5–7
  Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) 3.3 2.2.6 Б    
  Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа 3.1 3.2 1.2.1 2.2.2 2.2.3 2.2.7 Б    

 

  Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Основные способы получения углеводородов (в лаборатории) 3.4 4.1.7 2.3.4 1.3.4 2.5.1   Б    
  Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Основные способы получения кислородсодержащих органических соединений (в лаборатории). 3.5 3.6 4.1.8 2.3.4 1.3.4 2.5.1 Б    
  Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки 3.7 3.8 2.3.4 Б    
  Взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений 3.9 2.3.4 2.4.3 Б   2–3
  Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии 3.4 1.4.10 2.3.4 2.4.4 П   5–7
  Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров 3.5 3.6 2.3.4 П   5–7
  Классификация химических реакций в неорганической и органической химии 1.4.1 2.2.8 Б    
  Скорость реакции, её зависимость от различных факторов 1.4.3 2.4.5 Б    
  Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) 1.4.9 1.1.3 2.2.5 П   5–7
  Гидролиз солей.Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная 1.4.7 2.2.4 П   5–7
  Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов 1.4.4 2.4.5 П   5–7
  Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений 4.1.4 4.1.5 2.5.1 П   5–7
  Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений.Методы разделения смесей и очистки веществ. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки 4.1.1 4.1.2 4.2.1 4.2.2 4.2.3 4.2.4 1.3.2 1.3.3 1.3.4 2.2.4 П   5–7
  Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе» 4.3.1 2.5.2 Б    
  Расчёты объёмных отношений газов при химических реакциях. Расчёты по термохимическим уравнениям 4.3.2 4.3.4 2.5.2 Б    
  Расчёты массы вещества или объ-ема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ 4.3.3 2.5.2 Б    

 

Часть 2
  Реакции окислительно-восстанови-тельные 1.4.8 2.2.5 2.4.4 В   10–15
  Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ 2.8 2.3.3 2.4.3 В   10–15
  Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений 3.9 2.3.4 2.4.3 В   10–15
  Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определённой массовой долей растворенного вещества. Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси 4.3.5 4.3.6 4.3.8 4.3.9   2.5.2 В   10–15
  Установление молекулярной и структурной формулы вещества 4.3.7 2.5.2 В   10–15
Всего заданий – 34; из них по уровню сложности: Б – 20П – 9;В – 5. Максимальный первичный балл за работу – 60. Общее время выполнения работы – 210 мин.

Извлечения из Методических рекомендаций Рособрнадзора по формированию
и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

Во время работы экспертам запрещается:

· самостоятельно изменять рабочие места;

· копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах;

· иметь при себе и (или) пользоваться средствами связи, фото
и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК
и другими), кроме специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места
с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.);

· без уважительной причины покидать аудиторию;

· переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта, назначенного по решению председателя ПК консультантом;

если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...