Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Критерии оценки выпускной квалификационной работы




4. Критерии оценки выпускной квалификационной работы

4. 1. Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» означают успешное прохождение государственной итоговой аттестации.

4. 2. Оценка ВКР складывается из двух оценок:

– оценки качества выполненной работы;

– оценки качества защиты работы.

При определении общей оценки также учитываются отзывы руководителя и рецензия на ВКР.

4. 3. Показатели и критерии оценивания компетенций и шкалы оценивания ВКР устанавливаются в программе ГИА по соответствующей образовательной программе высшего образования.

4. 4. При оценивании ВКР могут применяться следующие критерии:

– актуальность темы исследования;

– качество анализа, систематизации, обобщения собранного теоретического материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов;

– четкость структуры работы, логичность изложения материала, раскрытие методологической основы исследования;

– стиль изложения, соблюдение норм русского языка (иного языка, если это предусмотрено ОП);

– обоснованность и ценность полученных результатов исследования и выводов, возможность их применения в практической деятельности (при наличии);

– соответствие формы представления ВКР установленным требованиям;

– качество устного доклада, свободное владение материалом ВКР;

– глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты ВКР.

(в ред. приказа БашГУ от 28. 05. 2021 г. № 705)

 

5. Структура и содержание выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа содержит следующие структурные элементы:

– титульный лист (Приложение №5, Приложение №6, Приложение №7);

– оглавление, которое включает введение, наименование всех глав, и параграфов, заключение, список использованных источников и литературы и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы ВКР (Приложение №8);

– введение, которое содержит актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы; степень научной разработанности темы (краткую историю вопроса); объект исследования; предмет исследования; гипотеза исследования, цель и основные задачи исследования; методологическую основу исследования; база исследования; структуру выпускной квалификационной работы (Приложение № 9);

– основная часть (теоретическая и практическая главы), в которой приводятся данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной ВКР; каждая глава должна содержать выводы;

– заключение, которое логично завершает проведенное исследование и должно содержать краткие выводы по результатам выполнения ВКР, разработку рекомендаций по конкретному использованию результатов ВКР (при необходимости);

– список использованных источников и литературы;

– приложения.

Объем ВКР должен составлять 45-50 страниц  в зависимости от темы работы. Максимальный объем ВКР 50 страниц (не считая приложений).

Примерное соотношение между частями ВКР следующее:

введение 2 – 3 страницы;

основная часть  (теоретическая глава и практическая глава) – 36 – 38 страниц;

заключение – 4– 5 страниц;

список использованных источников и литературы – 3 – 4 страницы.

Титульный лист содержит:

название образовательной организации,

название факультета, название кафедры,

название темы ВКР,

фамилию, имя и отчество обучающегося в именительном падеже;

фамилию, имя и отчество руководителя, его ученую степень, ученое звание и должность 

фамилию, имя и отчество консультанта (при необходимости), его ученую степень, ученое звание и должность консультанта.

Внизу титульного листа: город и год написания выпускной квалификационной работы.

Примеры оформления титульного листа приводятся в Приложение № 5, Приложение № 6, Приложение № 7.

ВВЕДЕНИЕ является вступительной частью работы, с которой начинается изложение материала. Во введении раскрываются: актуальность работы, степень разработанности темы, цель, задачи, гипотезы, объект и предмет исследования, методологическая основа исследования.

 Основные структурные элементы введения следует выделять полужирным шрифтом (актуальность, цель исследования, объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, задачи исследования, теоретико-методологическая основа исследования, методы исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования, база исследования, структура работы).

Актуальность выбора темы исследования должна быть обоснована с позиций того, насколько она отвечает запросам и  интересам коррекционного образования  и потребностям дефектологической науки.

Степень научной разработанности темы (краткая  история вопроса).

Объект исследования – это то, на что направлен процесс исследования, то, что будет взято для изучения и исследования, т. е. чторассматривается в работе.

Объектомисследования в выпускной квалификационной работе может выступать:

· система коррекционной  работы в школе;

· деятельность специалиста дефектологического образования  в определенных условиях и направлениях;

· преподавание какого-то предмета для детей с ОВЗ.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, который и исследуется.

Предметом исследования являются определенные стороны или отношения объектов, психические процессы, состояния или свойства людей, функции и характеристики отдельных явлений, связанных с развитием речи и речевой деятельности.

Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. Как правило, предмет  в  большей  степени  совпадает  с  темой исследования.

При определении объекта и предмета исследования необходимо учитывать, что объект дает ответ на вопрос «Что рассматривается? », а предмет дает ответ на вопрос «Как рассматривается объект, в каких отношениях, связях, аспектах, функциях? »

Гипотеза исследования – обоснованное предположение о том, каким путем можно получить искомый результат. Гипотеза является одним из главных методов научного познания, который заключается в выдвижении предположения, последующей ее экспериментальной, а подчас и теоретической проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза. Гипотезу можно определить как научное допущение, истинность которого не очевидна и требует проверки или доказательства.

Цель исследования - это желаемый конечный результат работы, что планируется получить в итоге.

Цели работы могут быть разнообразными: определение характеристики явлений, не изученных ранее, мало изученных, противоречиво изученных; выявление взаимосвязи явлений; изучение динамики явления; обобщение, выявление общих закономерностей, создание классификации, типологии; создание методики; адаптация технологий, т. е. приспособление имеющихся технологий для использования их в решении новых проблем.

Основные задачи исследования – это этапы достижения целей. Череда верно поставленных задач определяет маршрут поиска решения проблемы.

Методологическая основа исследования указывается после задач исследования. Оговаривая ее, обучающийся  должен не только назвать ученых, чьи концепции стали основой его собственной работы, но и четко обозначить, какие их теоретические положения помогли ему разработать собственную программу исследования.

Например, в работе на тему «Формирование комбинаторного мышления у младших школьников и подростков» приводится следующее описание теоретико-методологической основы исследования:

· концепция психического развития и возрастно-психологический подход Л. С. Выготского и его последователей;

· теория поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина;

· теория учебной деятельности и концепция построения учебного предмета Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др.;

· критерии оценки умственного развития, предложенные Ж. Пиаже и Б. Инельдер.

База исследования: название образовательного учреждения, например « МБДОУДетский сад № 56».

Структура выпускной квалификационной работы: например: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, 3- х приложений.

Основная частьВКР включает 2 главы (теоретическая и практическая), каждая из которых разбивается на 2 – 3 параграфа. Количество и объем глав, а также параграфов в каждой главе должно быть примерно равным.

В основной части (теоретическая глава и практическая глава) описывается сущность предмета исследования, его современное состояние и тенденция развития. На основе обзора учебной и научной литературы оценивается степень изученности исследуемой проблемы, сопоставляются различные мнения, высказывается собственная точка зрения по дискуссионным и нерешенным вопросам.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛАВА. Объем главы в среднем должен составлять  18-19 страницы, объем параграфа не менее 6-7 страниц.

Теоретическая  глава ВКР посвящается теоретическому анализу заявленной темы (например: дефектологические и психолого-педагогические знания, характеризующие объект и предмет исследования), теоретически обосновывается и формулируется цель исследования. Сюда входит обзор соответствующей литературы. Необходимо просмотреть источники за последние 5-10 лет. В обзоре литературы определяются основные термины, важные для эмпирической части работы.

Если в ходе анализа литературы у обучающийсяа появляются собственные выводы и размышления, то их необходимо выделить фразой «Как показали исследования…» и аналогичными. Фразы, начинающиеся с «Я», не приняты в научных работах.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство  выпускника с работами по теме, умение анализировать и систематизировать       источники, критически их оценивать, давать сравнительную характеристику различных подходов к решению поставленной проблемы разными авторами, способность выделять существенное в ранее проведенных исследованиях.

Не нужно в обзоре литературы переписывать или пересказывать подряд весь материал источников или перечислять одну за другой прочитанные статьи и   книги. Важно раскрыть существо рассматриваемых вопросов, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами и собственной логикой понимания проблемы.

Теории и модели, на которые опирается обучающийся, должны быть четко определены  и  раскрыты в тексте. При этом дается ссылка  на источник, где может  быть  найдена  более  подробная  информация  по данной теории.

Начинать главу полезно с вводного предложения. Текст главы не должен представлять собой набор выписок из прочитанных источников. Необходимо, во-первых, упорядочить их содержание определенным логическим образом; во- вторых, нужно стремиться пересказать их содержание более или менее близко к тексту оригинала, стараясь передать идеи и факты источника.

Это может достигаться за счет частичного переформулирования фразы, ее упрощения, выражения главной мысли за счет опускания несущественных для ВКР фрагментов, слов, выражений.

При этом в тексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы опирается обучающийся, т. е. содержание работы не должно быть безличным. Например: «Как показано в работах А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, память является... »; «Психологические проблемы учебной деятельности рассматривались в работах Н. А. Менчинской, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. Б. Ительсона... »; «П. Я. Гальперин считает, что... »; «Исследования В. В. Давыдова показали, что... » и т. п.

Для расширения лексического разнообразия изложения при анализе источников, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, а также выражая к ним своего отношения, можно использовать такие глаголы, как:

· анализирует,

· возражает,

· высказывает мнение,

· добавляет,

· доказывает,

· допускает,

· задает вопрос,

· излагает,

· констатирует,

· надеется,

· находит,

· начинает,

· не разделяет точку зрения,

· не соглашается,

· обнаруживает,

· обсуждает,

· объясняет,

· одобряет,

· отвечает,

· отмечает,

· отстаивает,

· определяет,

· пересказывает,

· пишет,

· повторяет,

· поддерживает,

· подтверждает,

· позволяет,

· полагает,

· понимает,

· предлагает,

· предполагает,

· представляет,

· признает,

· принимает точку зрения,

· приходит к выводу,

· разбирает вопрос,

· разделяет,

· размышляет,

· разрешает,

· разъясняет,

· рекомендует,

· решает проблему,

· следует,

· соглашается,

· сомневается,

· сообщает,

· спрашивает,

· ссылается,

· считает,

· указывает,

· упоминает,

· утверждает,

· уточняет.

Наряду с изложением концепций, описанием фактического материала важно сравнение точек зрения авторов, их анализ и обобщение. После изложения теорий и фактов, содержащихся в изученных источниках, обучающийся может выразить собственное мнение и взгляды по проблеме.

Теоретическую главу необходимо завершать обобщениями и выводами в конце главы (слово «выводы» не писать), логично вытекающими из основных положений, рассмотренных в данной части выпускной квалификационной работы. Как правило, пишется фраза: «Таким образом, проведенный нами анализ показывает …. ». Количествовыводов может быть разным, однако,  должно составлять не менее 3–5.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЛАВА. В практической главев структурированном виде описываются методы, методики, результаты исследования и их анализ.

Объем главы в среднем должен составлять 18–19 страниц, объем параграфа не менее 6-7 страниц.

Процесс эмпирического исследования включает следующие этапы.

1. Цель эмпирического исследования.

2. База исследования.

3. Построение плана, операциональное определение изучаемых явлений,  подбор методов с достаточно подробной их характеристикой и указанием авторов (не менее трех).

4. Организация исследования и сбор эмпирического материала.

5. Качественная и количественная обработка данных.

6. Обсуждение и интерпретация данных.

7. Формулировка  выводов, подтверждающих  или опровергающих гипотезу.

Структура и название параграфов, содержащих описание эмпирического исследования, могут быть различными.

В первом параграфе практической  главы подробно описывается база исследования, особенности образовательного учреждения, характеристика испытуемых, их возраст, количество, анамнез и здесь же описывается материал, используемый в опытной работе, дается обоснование выбранным диагностическим методикам. Необходимо описать весь ход исследования, включая инструкцию, которая давалась испытуемым.

Методический аппарат исследования описывается с достаточно подробной характеристикой методик и указанием авторов. Если  методика модифицирована, то указывается характер модификации. Отдельно    обосновывается, почему взяты именно эти, а не другие методики, т. е. указывается цель использования методик. В обычном эмпирическом исследовании используется не менее 3-х методик. В иных случаях необходимо обосновать выбор количества методик. Испытуемые (или участники исследования). Дается подробное описание выборки, которая использовалась в исследовании. При описании данных не следует указывать фамилии испытуемых,  лучше пользоваться просто именами (Федеральный закон " О персональных данных" от 27. 07. 2006 N 152-ФЗ).

Во втором параграфе практической  главы обычно представлены результаты констатирующего исследования или входного этапа при формирующем эксперименте.

Часто более важным оказывается не статистический, а качественный анализ данных. С этой целью во второй главе необходимо соединить теорию и практику, т. е. использовать теоретические знания для объяснения результатов, полученных в результате эмпирического исследования.

Необходимо ответить на такие вопросы: « Почему    так    получилось? »,    « В    чем    причина? », « Как можно объяснить тот или иной факт? ».

Можно давать описания типичных или оригинальных ответов испытуемых, описание поведения детей  в процессе эмпирического исследования.

На этом этапе работы необходимо привлечь теоретические и практические  данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, объяснить полученные данные.

В третьем параграфе практической  главы представляются методические рекомендации и (или) программа коррекционно-развивающей работы с детальным описанием ее процедуры, задач на каждом этапе.

При описании методики консультирования, коррекционной, развивающей работы, а также методик  профилактики нарушений развития важно  ориентироваться  на результаты  констатирующего эксперимента.

Предложенные методические рекомендации и (или) программа коррекционно-развивающей работы должна быть направлена на абилитацию и коррекцию имеющихся нарушений (изменения в поведении, типе реакций, личности, психических функциях, речевой деятельности и т. д. ), выявленных при констатирующем исследовании.

Характерный стиль изложения результатов эмпирического исследования или подчиняется следующей логике:

«Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики... », «Они представлены в таблице 3», «Как видно из таблицы 3, испытуемые... отличаются (характеризуются)... », «Таким образом, можно сделать вывод, что... » Стилистическое оформление текста может быть иным, но именно такая логическая последовательность изложения придает большую убедительность представляемым данным.

Важной частью описания эмпирического исследования или разработки  должны стать обсуждение и интерпретация полученных результатов. Поэтому после приведения в тексте количественных и качественных данных необходимо их сопоставить, аналитически описать, обобщить, дать им объяснение.

Интерпретация результатов всегда в той или иной мере предположительна и субъективна. Поэтому стиль ее изложения часто включает такие выражения, как: «это может объясняться тем, что... »; «по нашему мнению... »; «с нашей точки зрения, данный факт может быть интерпретирован как... »

После завершения интерпретации следуют выводы. Четко и ясно сформулированные выводы должны быть важной частью текста ВКР при завершении описания любого фрагмента работы. При изложении результатов эмпирического исследования или методической разработки в области исследования этому должно придаваться особое значение.

Необходимо обсудить достоинства использованной методологии исследования и ограниченность сферы обобщения полученных результатов.

Практические рекомендации. Следует обсудить возможности, пути и формы применения полученных результатов для решения практических задач. Рекомендации по практическому применению должны быть по возможности конкретными и описывать конкретные действия, которые могут предпринять организации или отдельные люди для применения результатов на практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        является      завершающей        частью выпускной квалификационной                                       работы. Это     последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Иными словами, в заключении обучающийся должен показать, как выполнены указанные цели и задачи.

В заключении излагаются также основные выводы. Однако блок выводов не должен составляться путем механического суммирования выводов в конце глав или параграфов, а должен содержать итоговые результаты, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев.

Заключение должно отражать результаты практической значимости исследования, пути и дальнейшие перспективы работы над проблемой. В них могут освещаться как отрицательные, так и положительные моменты практики. Они являются обоснованием необходимости и целесообразности проведения рекомендуемых предложений и рекомендаций.

Предложения и рекомендации должны быть органически связаны с выводами и направлены на улучшение функционирования исследуемого объекта. При разработке предложений и рекомендаций обращается внимание на их обоснованность, реальность и практическую приемлемость.

Объем заключения рекомендуется в пределах 4-5 страниц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...