Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни защиты информации.




Основы информационной безопасности.

В связи с массовой информатизацией современного общества все большую актуальность приобретает знание нравственно-этических норм и правовых основ использования средств новых информационных технологий в повседневной практической деятельности. Наглядными примерами, иллюстрирующими необходимость защиты информации и обеспечения информационной безопасности, являются участившиеся сообщения о компьютерных «взломах» банков, росте компьютерного пиратства, распространении компьютерных вирусов.

Число компьютерных преступлений растет, также увеличиваются масштабы компьютерных злоупотреблений. Умышленные компьютерные преступления составляют заметную часть преступлений. Но злоупотреблений компьютерами и ошибок еще больше.

Основной причиной потерь, связанных с компьютерами, является недостаточная образованность в области безопасности.

Под информационной безопасностью понимается защищенность информации от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации.

Целью информационной безопасности является обезопасить ценности системы, защитить и гарантировать точность и целостность информации, минимизировать разрушения, которые могут иметь место, если информация будет модифицирована или разрушена.

На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

§ доступность – возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу;

§ целостность – ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения;

§ конфиденциальность – защита от несанкционированного прочтения.

Кроме того, информационные системы должны использоваться в соответствии с существующим законодательством. Данное положение, разумеется, применимо к любому виду деятельности, однако информационные технологии специфичны в том отношении, что развиваются исключительно быстрыми темпами. Почти всегда законодательство отстает от потребностей практики, и это создает в обществе определенную напряженность. Для информационных технологий подобное отставание законов, нормативных актов, национальных и отраслевых стандартов оказывается особенно болезненным.

Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно разделить на четыре уровня:

1. Законодательный (законы, нормативные акты, стандарты и т.п.).

2. Административный (действия общего характера, предпринимаемые руководством организации).

3. Процедурный (конкретные меры безопасности, имеющие дело с людьми).

4. Программно-технический (конкретные технические меры).

 

Информационные технологии и право.

Важнейшим аспектом решения проблемы информационной безопасности является правовой.

Соответствующее законодательство довольно быстро развивается, в нем стараются учитывать развитие компьютерной техники и телекоммуникаций, но, естественно, не успевают в силу разумного консерватизма, предполагающего создание новых правовых механизмов при условии накопления некой «критической массы» правоотношений, требующих урегулирования. В России аналогичное законодательство чаще всего называется «законодательством в сфере информатизации» и охватывает, по разным оценкам, от 70 до 500 нормативно-правовых актов.

Конституцией РФ непосредственно не регулируются отношения в области производства и применения новых информационных технологий, но создаются предпосылки для такого регулирования, закрепляя права граждан (свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; на охрану личной тайны и др.) и обязанности государства (по обеспечению возможности ознакомления гражданина с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы).

Гражданский кодекс РФ (ГК) в большей степени определяет систему правоотношений в рассматриваемой области. Часть первая ГК устанавливает правовые режимы информации – служебная и коммерческая тайна, а также личная и семейная тайна.

На уровне действующих законов России в области компьютерного права можно считать в достаточной степени урегулированными вопросы охраны исключительных прав и частично защиты информации (в рамках государственной тайны). Не получили достойного отражения в законодательстве две группы правоотношений: право граждан на доступ информации, защита информации (в том числе коммерческая и служебная тайны, защита персональных данных). Эти вопросы должны стать предметом разрабатываемых законопроектов.

Значительный пласт «компьютерного права» составляют Указы Президента РФ, которые касаются, прежде всего, вопросов формирования государственной политики в сфере информатизации, создания системы правовой информации и информационно-правового сотрудничества с государствами СНГ, обеспечения информацией органов государственной власти, мер по защите информации (в частности, шифрования).

 

Уровни защиты информации.

Различают 4 уровня защиты информации:

§ предотвращение – доступ к информации и технологии только для персонала, который имеет допуск от собственника информации;

§ обнаружение – обеспечивается раннее обнаружение преступлений и злоупотреблений, даже если механизмы защиты были обойдены;

§ ограничение – уменьшается размер потерь, если преступление все-таки произошло, несмотря на меры по его предотвращению и обнаружению;

§ восстановление – обеспечивается эффективное восстановление информации при наличии документированных и проверенных планов по восстановлению.

Вчера контроль защиты информации был заботой технических администраторов. Сегодня контроль информации стал обязанностью каждого пользователя. Это требует от пользователя новых знаний и навыков. Так, например, хороший контроль над информацией требует понимания возможностей совершения компьютерных преступлений и злоупотреблений, чтобы можно было в дальнейшем предпринять контрмеры против них.

Когда компьютеры впервые появились, они были доступны только небольшому числу людей, которые умели их использовать. Обычно они помещались в специальных помещениях, удаленных территориально от помещений, где работали служащие. Сегодня все изменилось. Компьютерные терминалы и настольные компьютеры используются везде. Благодаря современным программам компьютерное оборудование стало дружественным к пользователю, поэтому много людей могут быстро и легко научиться тому, как его использовать. Этот процесс привел к тому, что произошла «демократизация преступления». Чем больше людей получало доступ к информационной технологии и компьютерному оборудованию, тем больше возникало возможностей для совершения компьютерных преступлений.

Люди совершают компьютерные преступления по разным причинам: из-за личной или финансовой выгоды, развлечений, мести, случайности, вандализма.

Но значительно больший ущерб (около 60% всех потерь) наносят не умышленные преступления, а ошибки людей. Предотвращение компьютерных потерь, как из-за умышленных преступлений, так и из-за неумышленных ошибок требует знаний в области безопасности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...