Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вовпр 7 Реставрационная этика




Вопрос 6 совр концепции реставрации

Современное общество проявляет постоянно возрастающее внимание к охране и реставрации памятников,составляющих наше культурное наследие. Реставрация, подобно любому другому виду человеческой деятельности, не является неизменной системой принципов и методов, но имеет свое историческое развитие. Методы реставрации принципиально зависят от того, во имя чего сохраняется и реставрируется памятник. Одна и та же икона в иконостасе действующей церкви, в коллекции старообрядца, собирателя древностей и в экспозиции картинной галереи не будет в полной мере равной самой себе. Способы, техника и рецептура материалов укрепления и "возобновления" древней живописи складывалась столетиями.Восстановить основные моменты технологии реставрации возможно лишь по старинным руководствам, содержащимся в иконописных "подлинниках", поскольку исправлением живописи занимались вплоть до середины XIX века исключительно иконописцы. В иконописных подлинниках можно найти сведения по трем основным разделам реставрации: укреплению, расчистке и восстановлению живописи. В современной практике многие рецепты не используются, поскольку считаются устаревшими. Все поновления произведений древнерусской живописи, нараставшие на памятниках веками, можно подразделить на два основных вида: традиционные и чуждые. Несмотря на то что каждый иконописец-поновитель прописывал старую икону в своем стиле, он не был полностью свободен и безусловно должен был ориентироваться на имеющееся изображение, особенно при частичных прописках. Традиционные записи подчас очень близко следуют за композицией, колоритом и рисунком оригинала, они почти никогда не несут высоких художественных достоинств, но зато имеют большую историческую ценность. Поэтому чинки традиционного характера часто сохраняются современными реставраторами в качестве предпочтительного элемента реконструкции. Период поновления живописи в истории реставрации, охватывающий средние века и ХVШ-первую половину ХIХ столетий, следует определить как эпоху церковной реставрации. В истории церковной реставрации можно отметить существование двух основных направлений. К первому относится средневековое поновительство или "возобновление"., когда реставрация вызывалась, прежде всего, необходимостью поддержания памятника в целости, без чего невозможно было его функционирование в системе культа. В конце ХVII столетия и особенно в ХVШ и ХIХ веках, когда в русском искусстве утверждаются принципиально иные художественные нормы, древние памятники начинают подвергать реставрации не в последнюю очередь по соображениям эстетического порядка, и поэтому носят наиболее радикальный характер.

Вовпр 7 Реставрационная этика

Рассмотрение закономерностей реставрационной деятельности, вытекающих из характера взаимоотношений в системе «общество — субъект — объект реставрации», показало объективный характер процесса оценочной субъективации, лежащего в ее основе. Момент признания качеств, ценностей, свойств и самого факта необходимости физического существования объекта это и есть его субъективация.

Реставрационное воздействие как «человеческая чувственная деятельность», представляя собой не только отношение субъекта к объекту, но и систему взаимоотношений между субъектами, а проще говоря, систему профессиональных отношений участников процесса, выражающих общественную потребность, пронизано также и нравственной мотивацией.

Надежда на «реставрационную этику» как своего рода гарантию защиты памятников главным образом от неумеренных амбиций и непрофессионализма реставраторов придает ей все более важное место в теоретических дискуссиях последнего десятилетия. В них этика иногда трактуется как проблема взаимоотношения реставратора и памятника искусства.

Этика согласно общему определению представляет собой философское учение о морали и нравственности как одной из форм общественного сознания, воплощенных в нормах поведения. Эти нормы приобрели форму нравственного закона, основания которого одним виделись в религиозных заповедях, другим, как И. Канту, например — в чистом разуме.

Следует напомнить, что этическое отношение, как и эстетическое, не имеет конкретного предмета. Однако основанное на поиске высшего блага в мире, оно выражается в системе оценочных критериев поведения людей, мотивов и целей их поступков. Следовательно, сфера этики — это сфера человеческих поступков, то есть человеческой деятельности. В этом смысле она включает в себя и «взаимоотношение реставратора и памятника искусства». Но в определенном аспекте, так как возможно лишь отношение субъекта (реставратора) к неодушевленному объекту, но не наоборот. Иначе расширительная трактовка грозит включением в сферу этики всех сторон этого «взаимоотношения».

Поступки людей регламентируются правом. При этом моральный долг согласно кантовской этике понимается, как необходимость поступать именно в соответствии с законом. С другой стороны, мораль — это своего рода параллельное право, внутренний закон, субъективированная норма, принятая в данном социуме, в данное время, имеющая основание в глубоких традициях общественной жизни. Она может быть тождественной праву, а может в чем-то расходиться с ним, иногда существенно. Нет надобности приводить примеры, для того чтобы вынести заключение о социальной детерминированности нравственных норм в их реально-историческом проявлении. Это значит, что определенное общество или социальная группа руководствуется своей системой нравственных критериев, которые сходятся на общечеловеческом, философском уровне, но отнюдь не всегда на уровне практики. На практическом уровне этические нормы поведения регулируются с помощью оценочного критерия «хорошо — плохо» или «нравственно — безнравственно».

Профессиональная этика, в том числе кодексы этики «реставрационных профессий», таким образом, определяют понятие о «хорошем», нравственном поведении участника (субъекта) реставрационной деятельности. Причем поведение оценивается в двух главных аспектах: в отношении объекта (памятника) и в отношении других субъектов. Именно так трактует этический кодекс, разрабатываемый ныне в России. Он включает в себя разделы об основных принципах руководства реставрационным учреждением, его финансах, помещениях и оборудовании, взаимоотношениях с публикой, с другими учреждениями. При этом отдельно нормируется личное профессиональное поведение реставратора, где определяется понятие о личной ответственности за культурное наследие, включая ответственность за «подлинность» культурного наследия.

Естественно, как уже было отмечено, нравственные критерии приложимы к любым проявлениям человеческой деятельности. Более того, в российской философской традиции, восходящей в этом к византийскому богословию, нравственное неотделимо от истинного. Конфликт рационального поступка и последующих за этим нравственных страданий — одна из постоянных тем Федора Михайловича Достоевского (1821 - 1881).

Однако для того, чтобы не свести профессиональный кодекс к «обеспечению» абстрактной «наибольшей суммыдобра в универсуме» (Д.Мур), необходимо прежде всего более четкое обозначение специфической области, регламентируемой нормами профессиональной этики. Во-первых, следуя трактовке И. Канта, к ней следует отнести поступки, связанные с обязанностью выполнения долга, то есть соблюдение юридических норм; во-вторых, нравственную оценку качества выполняемых операций; в-третьих, корпоративный профессиональный этикет, основанный на понятиях общечеловеческой морали и чести, который регламентирует взаимоотношения участников реставрационной деятельности между собой и с третьими лицами.

Сетования на отсутствие законов и критериев в области реставрации памятников культуры не вполне основательны. Специфическая российская проблема состоит не в отсутствии законов, а в неисполнении их. Существует закон Российской Федерации об охране памятников. При всех его недостатках, рассматривать которые здесь не место, он однозначно провозглашает юридическую защиту памятников культуры. Затем общепризнанной международной нормой являются Венецианская хартия 1964 года и документы ЮНЕСКО на ее основе. Несмотря на то, что хартия принята относительно архитектурных исторических памятников и достопримечательных мест, ее трактовки стали фактически юридической основой мировой цивилизованной консервационно-реставрационной практики. На следующем уровне существует множество инструкций и нормативов Министерства культуры Российской Федерации, устанавливающих порядок учета и хранения памятников, реставрации, ее методологии, применения материалов и т.п. Все они могли бы быть усовершенствованы, но нравственный долг реставратора, очевидно, состоит в следовании этим правилам.

Таким образом, главная сфера действия профессиональных нравственных критериев — это стимулирование личной ответственности за качество выполняемой работы. Не в том, конечно, смысле, что не важно, какова цель, лишь бы хорошо было исполнено. Конкретный пример здесь — это зачистка тыльной стороны авторского холста при дублировании картины на новое основание или процедура перевода живописи на новую основу. Дублирование холста — это весьма распространенная практика в нашей стране, заметим, в отличие от современного опыта большинства европейских стран. При этой процедуре обычно очень старательно проскабливается тыльная сторона холста и уничтожаются все оригинальные надписи (калькируемые на новый холст) и другие документальные свидетельства, что мотивируется соображениями упрочения картины.

Вопрос 8

Основные этапы развития реставрации в странах Западной Европы.

 

 

История развития взглядов европейских ученых на реставрацию в XIX— начале XX века, как видим, складывалась на основе научного интереса, прежде всего к памятникам античности, средневекового зодчества и русской иконописи, то есть к той части культурного наследия, которая относилась к «древностям». Были обозначены главные требования и условия реставрации исторических памятников в виде следующих тезисов: необходимость тщательного научного исследования памятника и всех относящихся к нему исторических документов; произведение прошлых эпох представляет собой исторический документ и поэтому обладает непреходящей объективной ценностью «памятника старины»; сохранившиеся подлинные части произведения неприкосновенны и потому невозможно никакое их улучшение или поновление; выбор метода реставрации должен зависеть от состояния сохранности памятника.

При этом было выделено пять основных видов работ (Г. Джованнони), среди которых наибольшее значение придавалось консервации объекта. Следует отметить, что еще в середине XIXвека И. П. Сахаров выделил укрепление икон и стенописей в качестве необходимого и первоочередного вида работ. Возможность удаления поздних напластований, дополнений или записей ограничена исторической ценностью таких элементов и может быть допущена только в случае угрозы сохранности памятника. Всякого рода реставрационные дополнения, реконструкции утраченных частей, живописные «поправки» должны быть выделены определенным образом, с тем чтобы избежать фальсифицирующих «художественных» реставраций. Все реставрационные работы должны быть отражены и зафиксированы с помощью документации в виде описаний, калек чертежей, фотографий, схем и других материалов. Существенным новшеством стало введение в практику надзора за действиями реставратора со стороны специальных комиссий.

 

Существо выработанных усилиями многих специалистов принципов состояло в стремлении достичь наименьшего изменения произведения в ходе его реставрации и оградить древний подлинник от посягательств с позиций, продиктованных какими-либо художественными вкусами.

Вопрос 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...