Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития русской философии




Становление русской философии.

Христианские и языческие элементы в духовной культуре Руси.

 

Внутри мировой философии выделяются две традиции:

западная восточная


русская философия, т.к. активно усваивала и перерабатывала западную философию

русская философия эпизодически заимствовала отдельные идеи

 


Русской философии был близок мистический элемент восточных систем, но неприемлемо отрицание значимости личностного начала в человеке, его индивидуальности.

 

Основные отличительные признаки русской философии

 

  1. Конечно, Россия ориентировалась на западную культуру, поэтому приняла христианство, но христианство было принято ею в восточном варианте. Таким образом проявляется стремление сохранить дистанцию в отношении культурной и религиозной традиции, характерной для Западной Европы. Позднее введение христианства на Руси и сочетание христианских и языческих элементов в культуре привели к тому, что христианское миропонимание явилось не столько незыблемой основой жизни, сколько проблемой, от решения которой зависел смысл жизни отдельного человека и всей нации. Но это проблема не может быть решена окончательно. Итак, первая черта русской философии – искание скрытого смысла христианских идей.
  2. Вторая черта – выдвижение на первый план двух тесно взаимосвязанных проблем:

а) проблемы сущности и смысла человеческого бытия;

б) проблемы смысла и закономерностей истории.

  1. Третья черта – дуализм в понимании мира, человека и истории.

Человек:

с одной стороны, укоренен в вечном, духовном бытии, непосредственно связан с богом;

с другой стороны, принадлежит материальному, временному бытию.

Западная философия пришла к целостному представлению о человеке, снимающего противоречия двух начал его бытия. В русской философии акцентировалось внимание на глубине и радикальности этого противоречия, которое снимается только в эсхатологической перспективе развития мира и человеческого общества. Все это вело к усилению этической проблематики и сближением этики с онтологией и философией истории.

Таким образом, западная диалектика отличается от русской. В западной философии диалектика – рационалистична, в ней главное – закономерное взаимодействие противоположностей, разрешающееся в их синтезе. В русской философии диалектика – иррационалистична, в ней противоречия воспринимаются как абсолютные, не способные к гармоничному синтезу. Поэтому выявление противоречий не приводит к их сглаживанию, а более остро обозначает трагизм человеческого существования.

  1. Четвертая черта – специфика стиля философствования.

В западной философии, начиная с XVII века, господствовал рациональный стиль изложения.

 

В русской – рационалистический стиль – не основной; здесь образное, художественное, интуитивное отношение к миру обладало преимуществом перед абстрактно-рациональным его освоением. Поэтому ведущим оказался эмоционально-образный стиль философствования, отдающий предпочтение ярким художественным образам и аналогиям, интуитивным прозрениям, а не строгим логическим рассуждениям.


 

История развития русской философии

 

До середины 17 века русская философская мысль развивалась внутри богословия, поэтому правомерно говорить лишь об элементах философии, присутствовавших в богословских и литературно-художественных сочинениях. Принятие восточного христианства Русью не сопровождалось усвоением сочинений античных философов, как это было на западе. Так как этому препятствовала слабость традиции отвлеченного мышления на Руси, в русской культуре преобладали образные, художественные элементы.

Ситуация изменилась в Петровскую эпоху. Это было связано с секуляризацией[1] культуры. Философская мысль освобождалась от богословской догматики. На первом этапе самостоятельного развития русской философии (вторая половина 18 – первая четверть 19 вв.) происходит активное восприятие концепций и систем западных мыслителей (Платона, Аристотеля, Декарта, Лейбница, просветителей). Под влиянием идеологии французских просветителей были созданы оригинальные социально-политические утопии М. Щербатовым, Н. Новиковым, А. Радищевым.

В начале 19 в. на русскую философию начинает оказывать воздействие немецкая классическая философия, в силу того, что в учебных заведениях работают приглашенные из Германии профессора.

Со второй четверти 19 в. русская философия начинает поиски своих собственных, оригинальных подходов к главным для нее философским проблемам: сущность человеческого бытия, соотношение веры и разума в человеке, смысл и цели истории.

Русская философия выступала против характерных черт философской традиции Запада.

Основные принципы классической западно-европейской философии Критика западно-европейских принципов в русской философии
В структуре мироздания находился Абсолют (Бог), который в материалистической философии выступал в качестве природной закономерности, а в идеализме – как рациональное начало, высший Разум, обеспечивающий целесообразность всего происходящего в природе и человеческой истории. Отвергалось представление о рациональности мира и истории.
Главной человеческой способностью являлся разум, рассудок. Но в своем существовании человек являлся иерархически вторичным, обладавшим только относительной свободой, и всецело зависимым от пребывающего абсолютно свободным Бога. Отвергался приоритет рационального начала, рассудка в человеке; в человеке объединяются волевая, чувственная, рассудочная и интуитивная способности под контролем веры. Критиковалось представление об удаленности человека от Бога: в своей внутренней цельности каждый человек мистически связан с Богом, находится в нерасторжимом единстве с божественным бытием, а значит, обладает свободой, приближающейся к абсолютной свободе Бога.
Сама философияпонималась как система высшего рационального знания о мире, человеке и Абсолюте. Предпринимались попытки построить философию как точную науку, использующую однозначные и рационально проверяемые методы. Философия – не наука, а способ обретения подлинного смысла жизни через размышление о Боге, человеке, добре и зле, о самом себе, своих поступках и мыслях.

Мировое значение русская философия приобрела к концу 19 века, благодаря творчеству Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и В. С. Соловьева. Идеи этих философов и проникновение кантианства на русскую почву оказало влияние на формирование выдающихся мыслителей нового поколения, ярких представителей влиятельных философских течений: экзистенциализма, персонализма, неогегельянства, интуитивизма (Н. Бердяев, Л. Шестов, С. Франк, И. Ильин, Л. Карсавин, Н. Лосский). В 20 веке А. Лосев и М. Бахтин внесли огромный вклад в развитие философии культуры и герменевтики.

Естественное развитие русской философии было прервано в 1917 г. После высылки в 1922 г. в Германию известных философов религиозного направления, в России уже не было условий для свободного развития философской мысли. Хотя в советскую эпоху работали выдающиеся философы А. Лосев, М. Бахтин, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили – традиция, определявшая значительны достижения русской философии, была прервана. В настоящее время происходит возвращение к этой традиции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...