Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап углубленного разучивания техники действия

 

Цель этого этапа обучения: формирование двигательного умения – способности стабильно, на удовлетворительном уровне решать двигательную задачу подробным сознательным контролем действия во всех ООТ. Если на предыдущем этапе создавались предпосылки, необходимые для формирования двигательного умения, то на этом этапе происходит его становление.

Для достижения цели решают следующие задачи:

1. Уточнить детали техники изучаемого упражнения. Сформировать полную развернутую ООД, осознаваемую во всех ООТ. Оптимизировать ООД, придав ей качества вполне осмысленной и детально разработанной программы осуществления действия (в частности, пополнить, углубить и конкретизировать знания и представления обучаемых об ООТ, добиться достаточно ясного и адекватного отображения их в живых образах, точных понятиях и установках);

2. Довести технику ДД до желаемой четкости. Сформировать идеомоторный образ изучаемого действия. Научиться выполнять изучаемое двигательное действие с подробным проговариванием вслух последовательности необходимых операций и контроля качества. Усовершенствовать технику выполнения действия, особенно в отношении точности движений во времени, в пространстве и по величине усилий, добиться их общей слаженности и ритмичности в составе целостного действия при постепенно усложняющихся условиях его выполнения;

3. Уточнить действие во всех ООТ, добиться минимального отклонения действия от оптимальных значений. Достичь слитности фаз и частей техники. Повысить эффективность самоконтроля, добиться необходимой степени подконтрольности сознанию основных операций и целесообразной коррекции их по ходу действия.

Все задачи решают одновременно (на предыдущем этапе – последовательно). Итог работы – формирование умения.

Средства:

1. Преимущественно основное изучаемое упражнение.

2. Применяются также упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.

3. Реже используются подводящие и имитационные упражнения. Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели возможно большее сходство с основной частью изучаемого движения. Например, ученик выполняет с трех шагов разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до высоко подвешенного предмета.

Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.

Условия эффективности применения подготовительных, подводящих и имитационных упражнений: а) соответствие цели и задач применения специальных упражнений основному изучаемому действию; б) структурная взаимосвязь их с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.

Методы:

1. Метод целостного упражнения.

2. Метод расчлененного упражнения.

3. Соревновательный метод.

4. Методы словесного воздействия (разбор) и анализ выполненного, указания.

5. Методы наглядного воздействия (схемы, чертежи).

6. Технические средства обучения.

Методические приемы:

1. Словесное указание помогает определить объект и направленность коррективов. При этом лучше всего указывать направление поиска, но не давать готового решения. Например, «попробуй сделать иначе…»

2. Непосредственная физическая помощь позволяет обучаемому решить двигательную задачу при недостаточной величине усилий (в случае несовершенной координации работы мышц). При оказании помощи не следует работать вместо обучаемого, надо лишь стимулировать его усилия и помочь скоординировать их. Учитель выполняет при этом функции «материального регулятора усилий», живо реагирующего на действия обучаемого, а поэтому особенно эффективного. Остается в силе требование анализа своих действий обучаемым с последующим речевым отчетом по качеству ООД.

3. Выполнение действия в усложненных условиях самоконтроля. Например, ведение упражне­ний, при которых ограничивается или полностью исключается зрительный самоконтроль (специальные очки с ограничителями, повязки и других приспособления, завешивание волейбольной сетки для выключения зрительного контроля траектории полета мяча), повышает требования к функциям проприорецептивных анализаторов движений и в результате при выполнении затем дей­ствия в обыч­ных условиях достигается более совершенное управление дви­жениями.

 

Типичная черта методики обучения на данном этапе — постепен­ное усложнение заданий по концентрации внимания на «опорных точках» в каждый те­кущий момент времени, динамичное, опережающее подключение внимания на очередные «опорные точки» в процессе действия. Если на первом этапе с трудом удается, выполняя движения, контролировать хотя бы по одной «опорной точке» в каждый текущий момент времени, то по мере упрочения ООД становится возможным удерживать в сфере внима­ния одновременно несколько «опорных точек», контролировать и регулировать с опорой на них основные моменты действия. Этому способствует и многократное его воспроиз­ведение, и «идеомоторная визуализация упражнения», а также речевое опи­сание с преднамеренным ускорением операций при мысленном их воссоздании.

Совершенствованию ООД способствует и выполнение так называемых контраст­ных и сближаемых заданий, связанных с уточнением «опорных точек» и параметров со­вершаемых движений. Например, при разучивании броска мяча по баскетбольному кольцу контрастное задание заключается в поочередном выпол­нении бросков с сильно отличающихся расстояний (к примеру, с 5 и 8 м), при сближении заданий разница в расстоянии постепенно сводится на нет (например, броски с 7 и 5 м, 6,5 и 5,5 м, 6 и 5,5 м). Аналогичную роль может играть направленное варьирование предметных и других внеш­них условий выполнения действия (бег в гору и под уклон, прыжки через планку различ­ной высоты, работа с отягощениями различного веса и т.д.).

 

Регламентация нагрузки.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.

В отдельном занятии интенсивность и число повторений изучаемого действия возрастает. Главный критерий дозирования нагрузки – отсутствие ошибок. Интервалы отдыха между повторениями в принципе тоже необходимо регламенти­ровать по тем же критериям, что и на первом этапе: интервалы должны быть достаточ­ными для восста­новления оперативной работоспособности до уровня, позволяющего без­ошибочно выполнить очередную попытку (или серию попыток), и вместе с тем не слиш­ком большим, чтобы не исчез положительный эффект предшествующей работы. В рамках отдельного занятия этим требованиям обычно соответствуют интервалы продолжитель­ностью от 1 до 5 мин. (если повторяют относительно кратковре­менное действие или се­рийно воспроизводится сравнительно простое упражнение).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...