Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание и анализ технологии рейтингового оценивания.




Представление любой педагогической технологии предполагает раскрытие и анализ всех основных ее характеристик. Это особенно важно в контексте ее транслирования, освоения и дальнейшего применения в практической деятельности.

За основу описания технологии рейтингового оценивания возьмем предложенный в педагогической литературе вариант: название ® цель (предполагаемый результат) ® основ­ные этапы (технологическая цепочка) ® психологические осно­вания ® наполнение этапов (приемы, техники) ® диаг­ностика результата ® ограничения [цит. по 2].

Итак, выбранное нами название – «Технология рейтингового оценивания». Оно отражает сложившуюся традицию (например, «Технология уровневой дифференциации»).

Классы педагогических технологий принято выделять по сущностным и инструментально значимым свойствам. К примеру: по целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации образовательного и воспитательного процессов. Охарактеризуем технологию рейтингового оценивания согласно классификационным параметрам, предложенным в монографиях Г.С. Селевко [7] и Л.Д. Лебедевой [1].

Подчеркнем при этом, что выбор места в классификации определялся приоритетными значениями по каждому из оснований.

Так, по критерию «уровень применения» технологию рейтингового оценивания правомерно рассматривать в зависимости от масштабности применения как общепедагогическую или локальную, модульную.

По философской основе – это гуманистическая технология.

Любая технология, как утверждает Г.С. Селевко, исходит из представлений об источниках, первопричинах, определяющих психическое становление человека. На основании ведущего фактора развития обычно выделяют биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии [7, с. 25].

Технологию рейтингового оценивания по данному критерию можно отнести к психогенным технологиям, согласно которым результат развития во многом зависит от самого человека, его предшествующего опыта, определяется психологическими процессами самосовершенствования.

Вместе с тем данная технология отвечает признакам биогенных и социогенных технологий, поскольку, несомненно, учитывает как природные способности, так и социальный опыт человека. Следовательно, с данных позиций – это комплексная технология.

По научной концепции усвоения опыта технология рейтингового оценивания соответствует развивающим технологиям.

По ориентации на личностные структуры технологию рейтингового оценивания можно отнести к информационным технологиям (поскольку она тесным образом связана с формированием знаний, умений и навыков) и технологиям саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности).

По характеру содержания и структуры рейтинговое оценивание следует отнести к так называемым проникающим технологиям, которые, как известно, характеризуются тем, что их элементы наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов. Приемы рейтинговой оценки могут успешно использоваться в процессе обучения, встраиваться в воспитательные, коррекционные и другие педагогические системы.

По типу организации и управления познавательной деятельностью технология рейтингового оценивания относится к программированному обучению, так как взаимодействие учителя с учеником является цикличным (включает контроль, самоконтроль и взаимоконтроль), направленным (индивидуальным) и автоматизированным (используются учебные средства). По организационным формам различают индивидуальное и групповое рейтинговое оценивание.

По критерию: «подход к ребенку – позиция ребенка – позиция педагога в образовательном процессе», – для рейтинговой оценки характерны сущностные черты нескольких типов технологий, среди которых личностно ориентированные (антропоцентрические), гуманно-личностные, технологии сотрудничества. Поэтому по данному критерию ее трудно отнести к какому-то одному из предлагаемых в классификации типов.

Центральной фигурой учебного процесса с применением рейтингового оценивания в рамках уровневой дифференциации является ученик как субъект, как личность, способная к свободному, творческому саморазвитию и самоактуализации. Позиция педагога ориентирована на поддержку, помощь, сопровождение в развитии личности.

Как и в технологиях сотрудничества, при использовании технологии рейтингового оценивания ученику предоставляется полная свобода выбора и самостоятельность, не используется принуждение, стимулируется внутреннее побуждение к позитивным изменениям, личностному росту. Сказанное сближает технологии рейтингового оценивания с идеями свободного воспитания.

Таким образом, полагаем, что технологию рейтингового оценивания логичнее описать посредством обобщенной характеристики как гуманистически ориентированную контрольно-оценочную технологию.

По преобладающему (доминирующему) методу рейтинговое оценивание вписывается в технологию развивающего обучения с акцентом на саморазвивающее обучение.

По типу управления деятельностью – это технология малых групп и/или индивидуальной работы.

По критерию: «категория обучающихся» – рейтинговое оценивание является полифункциональным. Как уже отмечалось, оно не имеет ограничений по возрасту, личностным особенностям и др. Поэтому в зависимости от цели может с успехом использоваться в массовой школе в процессе обучения как учащихся возрастной нормы, так и учащихся с более высоким уровнем развития.

По направлению модернизации традиционной системы выделяют различные комбинированные технологии. Рейтинговое оценивание по данному критерию входит в группу педагогических технологий на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии, подчеркивает Г.К. Селевко, с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, демократическим управлением, яркой гуманистической направленностью [7, с. 39]. Причем, как показано в экспериментальной части данной диссертационной работы, технология рейтингового оценивания не только гуманна сама по себе, но является предпосылкой активизации гуманистических процессов в образовании. Кроме того, технологию рейтингового оценивания можно отнести и к педагогическим технологиям на основе эффективности организации и управления процессом обучения, так как она опирается на идеи уровневой дифференциации.

Итак, нами проведена идентификация технологии рейтингового оценивания в соответствии с принятой классификационной системой.

Концептуальная часть педагогической технологии обычно рассматривается с позиций новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма, современности. Предполагает описание философских, психологических, социально-педагогических и других научных оснований.

Психологические механизмы технологии рейтингового оценивания опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Признается ценность создания максимально благоприятных условий для выявления природных способностей человека, свободы как основы творческой деятельности без принуждения и насилия, экологии психологического самочувствия.

Целью рейтингового оценивания является получение комплексной, объективной и достоверной оценки качества работы учащихся в процессе изучения ими отдельных учебных дисциплин и основной образовательной программы в целом.

Акцент целей в технологии рейтингового оценивания сделан также на сохранении и дальнейшем развитии индивидуальности ребенка. Другой приоритет – сохранение психологического здоровья.

Особенности содержания.

Базовые понятия, теоретико-педагогические основания рейтингового оценивания рассмотрены в первой главе.

Функции технологии рейтингового оценивания:

- познавательно-диагностическая: стимулирование познавательной активности, формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников; выявление особенностей, проблем, отклонений в усвоении знаний и др.;

- коррекционная: развитие у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

- унификации: создание устойчивой мотивации у учащихся к работе над учебным материалом в течение всего периода обучения;

- социализации: получение социального опыта, включение участников в систему общественных отношений, усвоение современных бизнес-понятий и др.;

- индивидуализации: сохранение уникальности, индивидуальной идентичности личности.

Очевидно, что технология рейтингового оценивания предполагает сотворчество и сотрудничество, а не соревнование и конкуренцию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...