Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б) рекреационно-познавательные занятия.




Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему занятий, жестко определяемых методами санаторно-курортного лечения: климатолечения, бальнеолечения, грязелечения и т.д. Тип рекреационно-оздоровительных занятий гораздо более разнообра­зен. Сюда входят прогулки, купание, солнечные и воздушные ван­ны, игры, пассивный отдых, сбор грибов и т.п.Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущест­венно на развитие физических сил человека. Сюда входят спортив­ные игры, парусный и моторный водный спорт, лыжный спорт, длительные пешие переходы, восхождение на горные вершины и т.д. Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно раз­вивать человека. В эту группу входят, например, осмотр памятни­ков культуры, ознакомление с природными явлениями и т.п.Многие виды рекреационных занятий в реальной ситуации комбинируются. Например, прогулка по новым местам выполняет функцию движения и познания. Рекреант может сознательно в те­чение определенного отрезка времени комбинировать рекреацион­ные занятия. Очевидно, что чем больше совмещений, тем эффек­тивнее протекает рекреационная деятельность, так как в единицу времени больше удовлетворяется рекреационных потребностей.Устойчивая комбинация повторяющихся рекреационных заня­тий за определенный отрезок времени получила название «цикла рекреационной деятельности» (Ю.А. Веденин, 1975).Известно, что одним из условий существования живых систем является свойственная живой материи ритмичность биоло­гических процессов. Околосуточные (циркадные) ритмы являются биологическим ритмом, неотъемлемым свойством живых систем и составляют основу их организации. Поэтому суточный цикл рекре­ационной деятельности, как определенное сочетание комплексов одновременных занятий или занятий, совершаемых в течение не­больших отрезков времени, может быть рассмотрен как первичная ячейка Суточные циклы могут многократно повторяться в течение определенного продолжительного отрезка времени. Можно выде­лить циклы отпусков, жизненный цикл, цикл, характерный для определенной возрастной градации (детство, юность, зрелость) и т.д.Отпускной цикл складывается из суточных циклов, но не пред­ставляет собой повторения одинаковых суточных циклов. Напри­мер, санаторно-курортное лечение подразделяется на неравные периоды: адаптационный, лечебный, экскурсионный. У каждого из периодов свой более или менее устойчивый суточный цикл. Жест­кие суточные циклы, называемые режимом дня, имеют санаторно-курортное лечение, квалификационный туризм, а менее жесткие - самоорганизованные формы отдыха.Жизненные циклы рекреационной деятельности проявляются в чередовании видов и форм рекреации, географических районов и т.д. Циклы рекреационной деятельности можно различать и по их общественной функции и технологии (Ю.А. Веденин, 1975): ле­чебные, оздоровительные, спортивные и познавательные.В последнее время больше говорят о трех основных формах рекреационной деятельности: лечебной, оздоровительно-спортив­ной и познавательной. Несмотря на то, что рекреационно-оздоровительные и рекреационно-спортивные занятия входят в разные группы рекреационных занятий, они, тем не менее, очень близки по своей функциональной направленности. Поскольку и те, и другие в основном способствуют физическому оздоровлению и развитию человекаНеобходимо отметить две основные тенденции в эволюции ре­креационной деятельности, отражающие изменения в структуре рекреационных потребностей. Первая тенденция проявляется в возрастании относительного значения рекреационных оздорови­тельно-спортивных и познавательных занятий, с одной стороны, и в относительном снижении лечебных при абсолютном росте всех видов занятий, с другой. Особенно заметна тенденция роста попу­лярности видов рекреации, связанных с использованием есте­ственных (непреобразованных или слабопреобразованных) ланд­шафтов. Второй тенденцией является возникновение новых, вер­нее, ранее не практиковавшихся рекреационных занятий. Рассмот­рим более детально структуру рекреационной деятельности, исхо­дя из изложенных теоретических основ. В научной литературе встречаются разнообразные классификации и группировки рекреа­ционной деятельности. Чаще всего в их основе лежат: цель путе­шествия, характер организации, правовой статус, продолжитель­ность путешествия и пребывания в определенном месте рекреанта, сезонность, характер передвижения рекреанта, его возраст, актив­ность занятий и т.д.Лечебная рекреация различается по основным лечебным есте­ственным факторам: климат, минеральные источники, лечебные грязи И др. В соответствии с ними она делится на три основные группы: климатолечение, бальнеолечение, грязелечение. В зависи­мости от их сочетания могут быть выделены: бальнео-грязелечение, бальнео-климатолечение, климато-бальнео-грязелечение. Условия лечебно-курортной рекреации должны строго соответ­ствовать медико-биологическим нормам. Выделяемые курортоло­гией территории для лечения людей отвечают строго заданному набору свойств.Оздоровительно-спортивная рекреация наиболее разнообразна. Большой популярностью во всем мире пользуется купально-пляжный отдых. Отдых у воды и на воде включает разные рекреацион­ные занятия: купание, солнечные ванны, прогулки по берегу, игра в мяч на пляже, водные лыжи и др. Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых включает такие занятия, как прогулки на от­крытом воздухе, осмотр пейзажей, сбор грибов и ягод, морских моллюсков, кораллов и других даров природы.Познавательные аспекты присущи значительной части рек­реационных занятий. Однако выделяются сугубо познавательные рекреационные занятия, связанные с информационным «потреб­лением» культурных ценностей, т.е. С осмотром культурно-исторических памятников, архитектурных ансамблей, а также с ознакомлением с новыми районами, странами, и с этнографией, фольклором, природными явлениями и хозяйственными объектами.Многие виды рекреации имеют сезонный характер как по при­родным, так и социально-экономическим причинам. Сезонность порождает много социальных и экономических проблем. Прежде всего сезонность снижает рентабельность эксплуатации рекреаци­онной инфраструктуры, создает «пики» и «провалы» в занятости трудовых ресурсов и нагрузке сферы обслуживания и транспорта. Так, занятость в приморских рекреационных районах в зимние ме­сяцы снижается в 3-4 раза по сравнению с июлем-августом. Боль­шая часть людей стремится отдыхать летом, в солнечный период. Солнце, таким образом, выступает самым существенным объек­тивным фактором сезонности.Сезонность в рекреации объясняется отчасти и тем, что про­мышленные предприятия и учреждения выработали такой ритм работы, который предусматривает предоставление отпуска боль­шинству рабочих и служащих именно в течение лета. Такой же ритм имеет и система образования.Ряд видов рекреации, особенно лечебно-курортного типа, име­ют круглогодичный характер, хотя и здесь наблюдается неравно­мерность рекреационного потока.

Изучение ритмики туристского движения имеет не только тео­ретическое значение. Напряженности туристского потока должна соответствовать определенная напряженность всей системы об­служивания туристов: транспорта, общественного питания, мате­риально-технического снабжения и т.п. Кроме того, смягчение се­зонных колебаний должно опираться на изучение тесноты связей между показателями напряженности туристского потока (сезонно­сти) и факторами, его обусловливающими.В решении современных проблем выделения ареалов для дли­тельного загородного отдыха наблюдается три основные тенден­ции: 1) развитие «урбанизованных» рекреационных территорий на базе курортных населенных пунктов или целых курортных агло­мераций; 2) развитие рекреации на межселенных территориях пу­тем создания рекреационных парков; 3) освоение промежуточных рекреационных территорий - ареалов отдыха в сельской местно­ст.По характеру организации: регламентированная, самодеятельная: организованная, неорганизованная.По возрастному признаку: детская, взрослая, смешаннаяПо числу участников: индивидуальная, групповая.По тесноте социальных контактов: центробежная, центростремительнаяПо степени подвижности: стационарная, кочевая

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...