Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Вопросы

Для подготовки к экзамену по дисциплине «История» для студентов 2-го курса

специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

  1. Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе. Назовите существующие точки зрения по данному вопросу. К какой из них склоняетесь Вы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на конкретные знания истории.
  2. Принципы научного познания исторического процесса. Раскройте содержание основных из них. Проиллюстрируйте на конкретном историческом примере применение принципа историзма.
  3. Методы научного познания исторического процесса. Раскройте содержание основных из них. Проиллюстрируйте на конкретном историческом примере применение хронологически-проблемного метода.
  4. Ключевые регионы на политической карте мира и характерные признаки их развития на рубеже ХХ-ХХI вв. Можно ли выделить из них главный (основной, ведущий) регион. Если да, назовите его и обоснуйте свой выбор. Если нет, приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
  5. Особенности экономического развития ведущих регионов и государств на рубеже ХХ-ХХI вв. Назовите основные процессы, которые характеризуют изменения в экономике этих регионов и государств. На основании чего, на Ваш взгляд, происходит сегодня размывание экономических границ между отдельными государствами. Обоснуйте свой ответ при помощи конкретных примеров.
  6. Процессы, характеризующие изменения в современном международном экономическом пространстве (рубеж ХХ-ХХI вв.). Назовите и охарактеризуйте их. Приведите примеры интеграционных процессов в мире. Объясните причину их роста.
  7. Европейский Союз – цель и история создания, состав, основные направления его деятельности, вызовы времени и их отражение на составе и деятельности Европейского Союз, перспективы развития на современном этапе.
  8. АТЭС – время и цель создания, состав, основные направления деятельности. Место и роль России в АТЭС.
  9. Особенности экономического и политического развития Африканского континента на рубеже ХХ-ХХI вв. Чем объясняется экономическая отсталость большинства африканских стран? Каковы перспективы развития этого региона?
  10. Особенности экономического и политического развития стран Азии на рубеже ХХ-ХХI вв. Назовите интеграционные объединения, существующие в регионе. Охарактеризуйте роль Китая, Индии и Японии в экономическом развитии региона, их место в мировом экономическом пространстве.
  11. Особенности социального развития ведущих регионов и государств мира на рубеже ХХ-ХХI вв. Покажите перемены, которые произошли с человеческим фактором, а также в социальной структуре западного общества, укажите тенденцию, которая доминирует в социальной структуре ведущих стран Западной Европы и США.
  12. Особенности современного миграционного процесса рабочей силы, характеризующие мировое сообщество на рубеже ХХ-ХХI вв. Укажите, чем были вызваны демографические сдвиги и миграционные процессы, какой характер носит сегодняшняя миграция, какие потоки можно выделить из нынешнего миграционного процесса и каковы их последствия для развития западной цивилизации?
  13. Особенности политического развития ключевых стран на рубеже ХХ-ХХI вв. Назовите спектр политических сил, который сложился в последние десятилетия в западном обществе. Почему, на Ваш взгляд, в ряде стран в 90-е гг. ХХ в. на место левых пришли неоконсервативные силы? Обоснуйте свое видение проблемы, опираясь на конкретные исторические примеры.
  14. ООН. Назовите время и цель создания, задачи, решаемые данной организацией, основные структуры, направления деятельности, тенденции в развитии данной организации на современном этапе.
  15. НАТО – время создания, назначение, состав в разные исторические периоды, направления деятельности, трансформация организации и особенности функционирования на рубеже ХХ – ХХI вв. Дайте характеристику отношениям НАТО и России на современном этапе, опираясь на конкретные примеры.
  16. Советское государство в середине 1970-х - середине 1980-х гг. Что на Ваш взгляд препятствовало динамичному развитию страны в это время? В ряде учебников встречаем высказывания о том, что «в самой системе были заложены мощные силы самораспада». Как Вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с таким мнением? Аргументируйте свой ответ, опираясь на факты из истории СССР.
  17. Кризисные явления в экономике СССР во второй половине 70-х – первой половине 80-х гг. ХХ века. На Ваш взгляд, в чем они стали проявляться? Чем характеризовалось социально-экономическое развитие государства? Почему нарастание негативных тенденций в социально-экономическом развитии страны не удалось остановить? Аргументируйте свой ответ.
  18. Основные направления, этапы и итоги внешней политики СССР в период с середины 1970-х до середины 1980-х гг. Почему, на Ваш взгляд, на рубеже 70-80-х гг. произошло обострение отношений между двумя системами, между СССР и США? В чем это проявилось? Как развивались отношения со странами мировой системы социализма и «социалистической ориентации» в это время? Аргументируйте свой ответ, опираясь на конкретные исторические примеры.
  19. Причины реформ М.С. Горбачева. Докажите назревшую необходимость перестройки социально-экономической и политической жизни страны. Охарактеризуйте меры «косметического ремонта здания социализма», предпринятые советским руководством в 1985-1987 гг., опираясь на конкретные исторические факты.
  20. Основные направления внешней политики СССР во второй половине 80-х гг. ХХ века. Назовите причины возникновения политики «нового мышления», основные события, связанные с ее проявлением. Выскажите свое мнение по поводу дискуссии в исторической литературе вокруг вопроса об окончании «холодной войны».
  21. Концепция «нового политического мышления». Что понимается в период перестройки под «новым политическим мышлением».Как новый политический курс советского руководства повлиял на систему международных отношений? Какие внешнеполитические задачи вытекали из данной концепции перед советским руководством? Какие принципы легли в основу концепции «нового политического» мышления? Как «новое политическое мышление» отразилось на внешней политике СССР? Аргументируйте ответ, опираясь на конкретные исторические факты.
  22. Преобразования в области экономики в период «перестройки» и их последствия для развития СССР. Назовите этапы, основные преобразования, характеризующие перемены в экономической области в 1987-1991 гг. Укажите программы и их авторов, которые предусматривали переход советской экономики к рынку. Что, на Ваш взгляд, явилось препятствием на пути их реализации?
  23. Законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О государственном предприятии (объединении)», «О кооперации»: какова их роль, на Ваш взгляд, в создании предпосылок перехода советской экономики к рынку. Аргументируйте свой ответ, опираясь на знания содержания данных законов.
  24. Реформа советской политической системы (1985 – 1991 гг.). Назовите основные политические силы, сложившие в это время, их взгляды на перестройку. Какие цели «архитекторы перестройки» ставили перед собой в реформировании политической системы СССР? Совпали ли эти цели с результатами политической реформы? Аргументируйте свой ответ.
  25. Политический процесс 1989 – 1991 гг.: борьба союзных республик за суверенитет. Чем, на Ваш взгляд, объяснялась эскалация национализма и сепаратизма в союзных и автономных республиках в конце 80-х – начале 90-хт гг. ХХ в.? Приведите примеры их проявления. Почему руководство СССР не смогло найти эффективного ответа на вызовы сепаратизма? Объясните, почему одни политологи, историки процесс отделения национальных республик называют сепаратизмом, а другие — «парадом суверенитетов». Аргументируйте свой ответ, опираясь на конкретные исторические примеры.
  26. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. ХХ века. Как, на Ваш взгляд, дезинтеграционные процессы в СССР отразились на развитии событий в странах Восточной Европы? В чем схожесть и различие перемен, которые произошли во второй половине 80- начале 90-х гг. ХХ века в СССР и странах Восточной Европы? Охарактеризуйте их, опираясь на конкретные исторические примеры.
  27. Распад СССР: причины, последствия. Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошел до распада государства? Какая из известных точек зрения по вопросу о причинах распада СССР, представляется Вам, более предпочтительной и почему? Аргументируйте свой ответ.
  28. Экономические преобразования в России в первой половине 90-х гг. и их социальные последствия. «Шоковая терапия» и ее содержание. С какой целью предпринималась либерализация цен? В чем Вы видите своеобразие российского пути перехода к рынку?
  29. Указы Президента РФ от 3.12.1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен» и от 29.01. 1992 г. № 914 «О свободе торговли». Опираясь на содержание перечисленных документов, укажите цели, которые преследовало российское правительство, принимая эти указы, методы, которые оно выбрало для решения экономических и социальных проблем. Докажите, что экономическая реформа методом «шоковой терапии» была действительно радикальной.
  30. Политический кризис 1992-1993 гг. в России и его последствия для развития политической системы.Поясните, в чем главная суть существовавшего противостояния в верхах власти, какие противоречия явились причиной политического кризиса октября 1993 года? Аргументируйте свой ответ, опираясь на основные вехи этого противостояния. Какие нравственные уроки из политических событий осени 1993 г. можно извлечь?
  31. Указы Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21.09. 1993 г., «О поддержке мер Правительства Москвы и Московского областного Совета Народных депутатов по реформе органов государственной власти и местного самоуправления в г. Москве и Московской области» от 24.10 1993 г.; «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26.10. 1993 г. Опираясь на содержание перечисленных документов, укажите цели, которые преследовал Президент РФ, методы, которые он выбрал для решения политических проблем, значение данных документов для последующего государственного строительства.
  32. Принятие Конституции РФ 1993 г. Какой Основной закон существовал в Российской Федерации до принятия новой Конституции? Почему нельзя было дальше откладывать ее принятие? Приведите аргументы. Какие надежды связывали с новой Конституцией?Какие принципы государственного устройства России были закреплены в Конституции 1993 г.?
  33. Социальная политика и социальные перемены (1992–2013 гг.). Эволюция социальной структуры постсоветского общества. Приведите примеры социального расслоения российского общества. Назовите причины, последствия этого расслоения. Охарактеризуйте основные социальные группы российского общества, которые образовались в результате социально-экономических преобразований.
  34. Развитие процесса многопартийности в России (1992-2013 гг.). Определите этапы и назовите особенности развития процесса многопартийности в России. Какие политические партии появились в России. Назовите партийных лидеров этих политических партий их идейно-политические платформы. Кто из них представлял левое крыло, центр и правое крыло, выступал оппозицией власти. Назовите черты, характерные для российской многопартийности. Почему, на Ваш взгляд, с политического поля исчезли многие российские политические партии?
  35. Возрождение парламентаризма в России в 90-е гг. ХХ в. Охарактеризуйте развитие российского парламентаризма в это время, перечислите характерные черты его развития на протяжении 2000-2013 гг. Что присуще для развития парламентаризма на региональном уровне? Почему становление нового Российского государства было столь трудным? Аргументируйте свой ответ.
  36. Приватизация в России на протяжении 90-х гг. ХХ в. Назовите ее основные этапы, содержание принимаемых шагов в рамках каждого из них. Охарактеризуйте особенности российской приватизации, укажите ее значение для развития рыночных отношений в российской экономике. На Ваш взгляд, возможно ли было, избежать резкой социальной дифференциации в процессе приватизации в условиях перехода от государственного способа хозяйствования к рыночному? Аргументируйте свой ответ.
  37. Достижения и причины просчетов экономической политики 1990-х гг. в РФ. Перечислите реальные успехи, которые имели место в экономической области. Укажите, в чем состояла противоречивость экономической политики в это время? Что, на Ваш взгляд, послужило причиной такого (противоречивого) состояния российской экономики, которое сложилось на протяжении 90-х гг. Аргументируйте ответ, ссылаясь на конкретные исторические примеры.
  38. Духовное развитие российского общества на протяжении 90-х гг. ХХ в. Оцените изменения в духовной жизни российского народа, назовите основные процессы, характеризующие его духовную жизнь на протяжении 90-х гг., ценности, которые в это время стали доминирующими среди россиян.
  39. Особенности политического развития РФ в 2000-2013 гг. Охарактеризуйте состояние политической системы в начале 2000-х гг. Укажите первоочередные задачи, которые предстояло решить новому руководству страны в области укрепления государства. Выделите основные этапы в их решении. Опираясь на конкретные факты, которые предпринимались для реформирования политической системы, раскройте содержание выражения «укрепление позиций государства в обществе».
  40. Административная реформа (2000 – 2013 гг.). Укажите шаги, которые были направлены в ходе ее проведения на «укрепление вертикали власти». Как на Ваш взгляд, стало ли крепче от принятых мер наше государство? Обоснуйте свое видение, опираясь на конкретные исторические факты. Изложите суть шагов, направленных на реформирование судебной системы в России.
  41. Формирование новой Федерации в России на протяжении 90-х гг. ХХ века. Назовите основные этапы, тенденции в федеративном устройстве в это время. Укажите правовые способы, предпринимаемые федеральными органами по предотвращению процесса суверенизации в РФ. В чем, на Ваш взгляд, заключалась противоречивость в развитии федеративных отношений в период с 1994 по 1999 гг.? Аргументируйте свой ответ, опираясь на конкретные примеры.
  42. Развитие российского федерализма в 2000-2013 гг. Перечислите основные направления, которые были определены в новой программе по выстраиванию федеративных отношений в начале 2000-х гг., задачи, которые предстояло решать в ходе их реализации. Какие, на Ваш взгляд, шаги руководства страны способствовали выстраиванию новой системы федерализма. Что представляет собой российский федерализм сегодня и каковы его особенности?
  43. Локальные национальные и религиозные конфликты на постсоветском пространстве, в том числе и Российской Федерации, в 90-е годы ХХ в. Назовите критерии, по которым Вы классифицируете, перечисленные конфликты. Какие причины привели к их возникновению? Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков в Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ? Перечислите условия предотвращения любых конфликтов. Ответ аргументируйте.
  44. Этнополитические процессы в Российской Федерации (1992-2013 гг.). Что оказало влияние на их формирование? Выделите регионы активного проявления этнополитического процесса. Назовите основные этапы его развития и раскройте содержание каждого из них. Перечислите меры, принимаемые Российским государством по предотвращению межэтнических противоречий и конфликтов.
  45. Особенности социально-экономического развития РФ 2000-2013 гг. Отметьте достижения, трудности в этой области, вызовы, с которыми столкнулась Российская Федерация. Отличается ли, на Ваш взгляд, экономическая система современной России от советской экономической системы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на знания истории Отечества.
  46. Религия и церковь в духовной и культурной жизни россиян. Чем, на Ваш взгляд, определяется место религии в культурно-духовном пространстве? Какова роль Конституции Российской Федерации (1993 г.), Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) в обеспечении свободы совести в современной России? Какие изменения произошли в религиозной жизни россиян за последние 25 лет? В чем это нашло проявление? Аргументируйте свой ответ.
  47. Всемирные и региональные межправительственные организации. Перечислите их, назовите функции, которые на них возложены, приведите примеры их деятельности по сохранению мира на рубеже ХХ-ХХI вв. Укажите место и роль в них Российской Федерации.
  48. Всемирные и региональные неправительственные организации. Назовите их, укажите их предназначение, покажите на конкретных примерах их роль в урегулировании и предотвращении межгосударственных конфликтов и сохранении мира на рубеже ХХ-ХХI вв.
  49. НАТО и другие военно-политические организации. Укажите время и цель, которая преследовалась при создании НАТО, назначение Северо-Атлантического блока, других военно-политических организаций, основные направления их деятельности на современном этапе. Какие тенденции в развитии НАТО наблюдались на протяжении последних 25 лет? Как, на Ваш взгляд, складываются сегодня отношения между НАТО и Россией? Аргументируйте свой ответ.
  50. ЕС и другие интеграционные экономические и финансовые структуры. Укажите их назначение и основные направления деятельности. Приведите конкретные примеры интеграции РФ со странами Европы, Азии. Раскройте сложившиеся тенденции экономического сотрудничества России со странами СНГ. Назовите проблемы, с которыми сталкивается Россия на сегодняшний день в области экономической интеграции.
  51. Россия в системе международных отношений на рубеже ХХ-ХХI вв. Какие факторы, оказали влияние на геополитическое положение России? Какие задачи в связи с этим стоят перед РФ в области внешней политики? Назовите этапы российской внешней политики в период с 1991 по 2013 гг. Можно ли выделить приоритетные направления во внешней политике за последние 25 лет? Какие достижения и просчеты России в области внешней политики Вы могли бы отметить?
  52. Место Российской Федерации в современном мировом сообществе.Назовите геополитический характер вызовов, с которыми столкнулась Россия на рубеже ХХ-ХХI вв. Какое место, на Ваш взгляд, занимает современная Россия в цивилизационном пространстве? Чем определяется место и роль России в современном мире? По какому пути должна идти Россия сегодня? Каковы ценностные ориентиры развития современной России?

53. Особенности развития культурно-духовного пространства России на рубеже ХХ- XXI вв. Определите духовно-нравственные ориентиры современной России. Какова, на Ваш взгляд, роль культуры, отечественной современной науки в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций? Укажите трудности, с которыми столкнулась отечественная наука на современном этапе развития, основные процессы, характеризующие ее развитие, достижения научной мысли, приумножающие славу российской науки.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...