Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Артикуляционные признаки звуков речи

По артикуляционным признакам звуки речи подразделяются на гласные и согласные. Основным критерием такого разделения является наличие или отсутствие преграды в ______________________ полости при их произнесении. При образовании гласных выходящая струя воздуха _________________________________. И, наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха ______________________________________________.

Гласные звуки играют большую роль в нашей речи: их отчетливое, внятное произношение способствует разборчивости речи, ее плавности, зависящей от длительности и равномерности речевого дыхания, мелодичности, которая достигается путем изменения тона голоса.

В зависимости от степени подъема языка по вертикали гласные бывают:

- верхнего подъема ([ ], [ ], [ ]);

- среднего подъема ([ ], [ ]);

- нижнего подъема ([ ]).

При образовании гласных к нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части: передняя, средняя, задняя. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости. При образовании гласных:

- переднего ряда ([ ] и [ ]) поднимается передняя часть языка;

- среднего ряда ([ ] и [ ]) участвует средняя часть языка;

- заднего ряда ([ ] и [ ]) поднимается задняя часть языка.

В образовании гласных наряду с языком существенную роль играет положение губ. Путем вытягивания губ вперед образуются лабиализованные гласные ([ ] и [ ]). При произнесении нелабиализованных гласных [ ] и [ ] губы занимают положение улыбки. Гласные [ ] и [ ] произносятся при минимальной степени участия в артикуляции губ и также относятся к нелабиализованным.

Согласные звуки образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости.

При образовании носовых звуков (___________) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо поднято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую полость.

При образовании гласных, сонорных (звучных) согласных (______________________________) и звонких согласных (_______________________________) голосовые связки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.

При образовании глухих согласных (_________________________________________) голосовые связки раскрыты, не вибрируют, и голос не образуется.

Согласные звуки делятся на две труппы: по способу образования и по месту образования.

Способ образования отражает характер преграды, т. е. в форме чего она образуется: смычка органов артикуляции, щель между ними и т. п.

Щелевые (фрикативные, лат. «frico» - тру) – органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха:

______________________________ – нижняя губа образует щель с верхними зубами;

______________________________ – передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами – мягкими тканями, покрывающими альвеолярный край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку нёба;

______________________________ – поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом);

______________________________ – задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;

_____________________ – средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.

Смычно-взрывные – органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей:

________________ – смычку образуют губы;

________________ – передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;

_________________ – задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба.

Смычно-щелевые (аффрикаты) – органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно:

____ – передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;

____ – кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (правильное звучание бывает и при нижнем положении кончика языка).

Смычно-проходные – органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается проход в другом месте:

________ – смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;

________ – передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

________ – кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой.

Дрожащие (вибранты):

________ – кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.

Губно-губные: ______________ – преграда образуется нижней и верхней губой.

Губно-зубные: ______________ – преграда образуется нижней губой и верхними зубами.

Переднеязычные __________________________________________________ – преграда образуется передней частью спинки языка. Переднеязычные делятся на (по положению кончика языка):

дорсальные (латинское dorsum - спинка): передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (________________________);

апикальные (лат. арех - вершина, кончик), альвеолярные: кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (_____________);

какуминальные (лат. cacumen - верхушка), при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (_______________) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу.

Среднеязычные: j (йот) – преграда образуется средней частью спинки языка.

Заднеязычные: _______________ – преграда образуется задней частью спинки языка.

При классификации согласных звуков по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию – подъем средней части языка к нёбу. Если к основной артикуляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости. Но есть и непарные звуки: только твердые – ш, ж, ц, только мягкие – ч, щ, j.

Различие согласных по твердости и мягкости требует особенного внимания. Твердые и мягкие парные согласные обозначаются одной буквой, а различие на письме достигается с помощью других средств (написания после мягких согласных букв ь, я, е, ё, ю, и).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...