Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связь психологи с другими науками




Психология не может развиваться, не опираясь на знания и опыт, накопленные другими науками. Ее взаимосвязи с ними прочны и за­кономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие обще­ственные науки предоставляют психологии возможность методоло­гически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и дея­тельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становле­ния общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в на­правлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально-и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понять патологию пси­хического развития людей и находить пути для психокоррекции и пси­хотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

Психология, таким образом, впитывает в себя из других наук изу­ченные и осмысленные ими представления о генезисе и особенностях проявления психического в зависимости и под влиянием тех конкрет­ных реальностей и феноменов, которые они изучают. Это позволяет ей по-новому оценивать свои собственные знания, а затем и совершен­ствовать их в интересах развития всего общества.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы от­ражения объективной действительности, конкретизировать причин­ную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болез­ни, как показывают самые новейшие данные, имеют психологическое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т. д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выра­ботки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

Без накопленных психологией знаний, таким образом, не могут про­дуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понима­ние своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности являются тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления.


39.Понятие психики. Свойства и функции психики.

Психику традиционно характеризуют как свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Психика — это особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции. Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором. В психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке. Иными словами, психическое отражение есть активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, потребностями. Это субъективное, избирательное отражение объективного мира, поскольку оно принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует и зависит от субъективных особенностей.

Таким образом, психику можно определить как субъективное отражение объективной действительности в идеальных психических образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. Психика способна отражать не только то, что есть, но и то, что может быть (прогнозирование), и то, что только кажется, хотя это и не так в действительности. Можно сказать, что психика — не только отражение внешнего, но и внутреннего психологического мира человека. Это субъективный образ объективного мира, совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Выделяют следующие функции психики:

1) отражение окружающего мира, в результате чего достигается ориентировка живого существа в окружающей среде, в на уровне человека достигается и познание существенных свойств, законов окружающего мира;

2) регуляция поведения, деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Психические свойства являются результатом нейрофизилогической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Хотя психика обусловлена деятельностью головного мозга, ее содержание производится не самим мозгом: источником психических процессов является внешний мир. Соотношение психических и нейрофизиологических мозговых процессов рассматривается в различных теориях.

Так, согласно теории психофизиологического параллелизма психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые, звено за звеном, соответствуют друг другу, но вместе с тем, как две параллельные линии, никогда не пересекаются, не влияют друг на друга.

В теории механического тождества, напротив, утверждается, что психические процессы по сути есть процессы физиологические, т.е. мозг «выделяет» психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории заключается в том, что психику отождествляют с нервными процессами и не видят качественных отличий между ними.

Наконец, теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

Психические явления соотносятся не с отдельными участками мозга или отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов. Иными словами, психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека.

Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, как не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, т.е. при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и др.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Подводя итог, можно сказать, что психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих:

1) внешний мир природа, её отражение

2) полноценная деятельность мозга

3) взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.


40.Сопоставительный анализ внимания Рибо – Выготский.

Т. Рибо. Антагонизм между вниманием и нормальным психическим состоянием. Понятие моноидеизма. Двигательный компонент внимания. Мимика. Естественное и искусственное внимание. Стадии формирования искусственного внимания.

Ранние моторные теории внимания объединяет акцент на двигательной составляющей акта внимания, которая является результатом эволюционного отбора. Субъективное переживание внимания понимается в них как равноправная сторона физиологического процесса.

Французский ученый Т.Рибо (1839-1916) – автор одной из первых моторных теорий внимания исходил из того, что внимание представляет собой эволюционно целесообразное, хотя и в некотором смысле экстраординарное состояние организма, в котором сочетаются кратковременная задержка всех физиологических процессов и субъективное переживание сосредоточенности на объекте.

Состояние неподвижности, которое характеризует механизм внимания, по его мнению,противостоит нормальному течению жизненных процессов.

Т. Рибо определяет внимание как временное единство сознания (умственный моноидеизм - господство одной идеи в сознании в противовес полиидеизму обычного состояния сознания), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании) или искусственным (при произвольном внимании) приспособлением индивида.

Двигательные проявления внимания - это не его причины или следствия, но его равноправные элементы.

Т. Рибо выделяет три вида физиологических элементов внимания:

Сосудистые,

Дыхательные,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...