Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Роль разных видов деятельности, общения, воспитания и обучения в психическом развитии




Деятельность как основное условие развития психики. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности человека. Понятие ведущей деятельности и ее роль в развитии психики. Роль различных видов деятельности в психическом развитии. Ориентировочная и исполнительская часть деятельности. Гипотеза о происхождении внутренней деятельности (интериоризация)

Роль социальных условий жизни, семьи, общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии ребенка. Детерминированность психического развития общением со взрослыми и сверстниками. Понятие о госпитализме и его причины. Основные виды общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Роль воспитания и обучения и собственной активности ребенка в психическом развитии. Обучение и сензитивные периоду развития психики. Диалектическая взаимосвязь воспитания, обучения и психического развития. Л.С. Выготский о ведущей роли обучения в психическом развитии.

Литература

1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003.

3. Гальперин П.Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте // Психология как объективная наука. - М.:МПСИ,1998.-С.357-388.

4. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии / Ред. и сост. Г.В.Бурменская. - М., 1996. - С.20-27.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1998.

6. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985. - С. 28-44.

7. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. / Сост. Л.С. Семенюк.- М., 1994.-С.169-176.

8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.

9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1996. - С. 28-64, 103-132, 182-197.

  1. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003.

10. Фельдштейн Д.Н. Закономерности развития деятельности как основа развития личности // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М.Семенюк. - М., 1994. - С. 121-135.

Тема 4. Проблема периодизации психического развития

В отечественной и зарубежной психологии

Протяженность развития во времени: филогенез, антропогенез, онтогенез, микрогенез. Исторический, диалектический подход к проблеме детства.

Понятие возраста: житейское, социальное и научное. Паспортный, биологический и психологический возраст. Календарный возраст и уровень психического развития. Созревание организма и техническое развитие. Виды возраста и их взаимосвязь. Структура возраста (по Л.С.Выготскому). Динамика возрастного развития. Стабильные и критические периоды. Значение кризисов для психического развития. Понятие кризиса возрастного развития, социальной ситуации развития, новообразований. Акселерация и ее причины.

Принципы построения возрастной периодизации развития.

Возрастные периоды развития. Критерии определения их границы и характеристика (периодизация Д.Б.Эльконина, А.В.Петровского, Д.И.Фельдштейна, В.И.Слободчикова, Э.Эриксона, З.Фрейда).

Современное состояние периодизации в отечественной и зарубежной психологии.

Литература

  1. Бочаров В.В. Антропология возраста. - СПб.: СПбГУ, 2000.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб 1997. - С.3-27.
  4. Выготский Л.С. Проблема возраста // Возрастная и педагогическая психология / Сост. И.В., Дубровина, А.М.Прихожан, В.А.Зацепин.-М.:Академия,2001.-С.11-18.
  5. Крайг Г. Психология развития. - СПб: Питер, 2000. - С.83-90.
  6. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976. - С. 30.
  7. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2 - Психология образования. - М., 1998. - С.33-38.
  8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. - С. 65-103.
  9. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003.
  10. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психологического развития // Вопросы психологии. - 1996, № 5.
  11. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр.психол.труды. – М., 1989. – с. 60-77.
  12. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.С.Семенюк. - М., 1994. - С. 169-176.
  13. Фельдштейн Д.И. Закономерности поуровнего развития личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.С.Семенюк. - М., 1994. - С. 176-190.

РАЗДЕЛ II. Психическое развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте

Тема 5. Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте

Основные закономерности психического развития ребенка от рождения до 1 года. Единство физического и психического развития как главная особенность развития в раннем детстве.

Период новорожденности. Кризис рождения. Безусловные рефлексы и их роль в развитии ребенка. Особенности реагирования на раздражители внешней среды и развития органов чувств. Эмоциональное развитие. Своеобразие социальной ситуации развития, новообразования периода: появление зачатков психической жизни; начало формирования биоритма “сон- бодрствование”, отделение сна от бодрствования, увеличение промежутков бодрствования. Режим, постоянство распорядка дня, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка.

Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль матери и общения со взрослыми в психическом развитии младенца. “Комплекс оживления”: предпосылки, составляющие, этапы формирования, Характеристика общения как ведущей деятельности младенца.

Возникновение ситуативно-личностной формы общения младенца со взрослыми, ее влияние на развитие эмоциональной и познавательной сферы ребенка первого полугодия жизни. Эмоционально-экспрессивная функция общения. Возникновение ситуативно-деловой формы общения младенца со взрослыми, ее значение для развития ребенка второго полугодия жизни. Совместный со взрослыми образ жизни младенца как основа его развития и воспитания.

Становление предпосылок общения со сверстниками. Влияние ранних контактов со сверстниками на психическое развитие младенца.

Развитие движений и действий младенца. Хватание как основа их развития. Становление первых целенаправленных действий младенца.

Довербальный этап развития речи. Предпосылки усвоения речи в младенчестве. Развитие пассивной и активной речи. Установление связи слова и предмета.

Развитие ориентировки в окружающем мире. Особенности внимания, памяти, восприятия мышления.

Предпосылки становления личности. Представление младенца о себе, развитие образа «Я». Положительные привычки и первые привязанности как истоки характера. Индивидуальные различия младенцев. Кризис первого года.

Литература

1. Авдеева Н., Мещерякова С. Вы и младенец. – М., 1991.

2. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. – М., 1996.

3. Андреева Н.Г., Соколова Л.В. Этот удивительный младенец (О развитии и воспитании ребенка первого года жизни). – СПб., 1999.

4. Бауэр Г. Психическое развитие младенца. – М., 1985.

5. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.

6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М, 2003.

7. Воспитание детей раннего возраста /Е.О.Смирнова, Н.Н. Авдеева, М.Н. Галигузова и др. – М., 1996.

8. Выготский Л.С. Младенческий возраст// Собр. Соч. в 6 т.т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 269-318.

9. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций. – М., 1973.

10. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1973.

11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

12. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: Психологическое взаимодействие. – СПб., 1999.

13. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.

14. Психология детства. Учебник /Под ред. члена корреспондента РАО А.А.Реана. – СПб, 2003.

15. Уайт Б. Первые три года жизни. – М., 1982.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...