Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поэзия императоров и членов их семей

Часть 2. Лекция 6

История Китая в VII–VIII вв.: государство Тан (618–907) в 710–762 гг.

 

Период II. 710–762 гг. Восстановление стабильности. Первый расцвет: правление Сюань-цзуна (712–756) и в конце его правления второй кризис

9. Второе правление Жуй-цзуна (710–712), 3 года. Среднее

В правления этого императора начинает восстанавливаться стабильность.

Предприняты попытки расширить площади казенных земель.

В 710 г. издан указ об изъятии земель в казну у буддийских и даоских монастырей.

В 711 г. число цзедуши расширилось.

 

Через два года Жуй-цзун отрекся от престола в пользу своего сына Ли Лунцзи, который вошел в историю Китая как один из самых сильных правителей.

 

10. Правление Сюань-цзун (712–756), 45 лет, сверхдолгое

Столица г. Чанъань.

После сравнительно кратких правлений Чжун-цзуна и Шан-ди в 712 г. Тан началась новая важная эпоха – правление Сюань-цзун (712 – 756). Его правление является временем наивысшего подъема танской империи.

В его правление прославились первые министры Ди Жэнь-цзе и Чжан Цзянь-чжи.

 

Преобразования

Придя к власти император Сюань-цзун сразу начинает преобразования в сфере управления и системы землепользования и налогообложения. Он осуществил важные мероприятия в хозяйственной сфере, позволившие получать доход и от неземледельческих секторов экономики. Серьезные преобразования в управлении страной привело к усилению государства.

 

Так уже на второй год его правления, в 713 г. была восстановлена государственная монополия на соль. За короткий срок Соляное управление стало важным финансовым органом правительства.

Был усилен надзор за транспортировкой взимавшихся в виде налогов зерна. Произошла стабилизация цен на него. Он принял меры для регистрации беглых крестьян. Контроль за выполнением правительственных программ возлагался на специальных цензоров, преданных императору. Преобразования, особенно действия цензоров, часто наталкивались на сопротивление бюрократии, которое ему приходилось преодолевать.

Коренные преобразования Сюань-цзун провел и в армии. Основная задача его предшественников в организации армии заключалась в том, чтобы сохраняя ее боеспособность, не допускать мятежей военачальников, которые несли угрозу центральной власти. Поэтому до него во главе армии ставились гражданские чиновники, а основные силы армии существовали в виде распыленных мелких гарнизонов (ок. 600 по 1 тыс. человек), дислоцирующихся не равномерно по всей стране и всей протяженности границ, а только в столичной области и на северных границах. Солдаты чередовали военную службу с земледельческим трудом, войска столичной области теряли боеспособность. Такая армия (система фубин), относительно дешевая и надежная, не годилась для длительных войн, отрывавшей воинов от их домов. А ведь именно такие войны государство Тан вынуждена была вести прежде всего на западных ее границах, где танским владениям постоянно угрожали тюрки, тибетцы и юго-западное государство Наньчжао.

В 723 г. завербованные солдаты стали нести постоянную гарнизонную службу.

В 724 г. отряды фубин были реорганизованы и переименованы в коци (конные лучники).

В 725 г. коци были разделены на 12 гарнизонов, которые использовались теперь только для охраны границ.

В 730 г. под редакцией самого императора выходит полный каталог буддийски сутр.

С 737 г. служба в пограничных гарнизонах перестала быть повинностью, здесь служили только завербованные. При этом императоре число цзедуши увеличилось до десяти. Они были наделены военной и гражданской властью, которая постепенно расширялась. За счет гражданского управления и финансов.

Преобразования принесли свои результаты. В это правление источниками отмечается подъем сельского хозяйства, заметное увеличение числа крестьянских хозяйств.

 

В его правление окраинные цзедуши пытались распространить свое влияние далее на запад.

Так в 751 г. генерал-губернатор области Аньси (г. Куча) совершил неудачный поход против войск арабского Халифата. В таласской долине (совр. Казахстан) состоялась битва между арабами и китайцами, которыми руководил Гао Сян-чжи. Китайцы пришли сюда по просьбе жителей Согда. Судьбу генерального сражения решили тюрки-карлуки, которые сначала занимали нейтралитет, а затем ударили во фланг китайцев.

 

Экономическая ситуация

В правление Сюань-цзуна процесс превращения казенных земель в частные становится массовым явлением. В 752 г. даже вышел указ, запрещающий чиновникам захватывать наделы и земли, которые находятся в вечном владении.

В правление Сюань-цзуна рассылались чиновники для выявления земель и дворов, которые принадлежали беглым. Началась конфискация незаконно проданных и купленных земель. В его правление был завершен процесс ликвидации уравнительного землепользования. Двор опережая частных лиц создавал императорские и казенные поместья в столичном округе и соседних уездах. Казенными поместьями объявлялись и земли бывших военных поселений и воинских частей. Работавшие на них крестьяне выплачивали фиксированную земельную ренту (дицзу). Но частные лица могли незаконно захватить и императорские земли.

 

Мятеж Ань Лушаня (755–761)

В конце 755 г. поднял мятеж генерал-губернатор одной из северо-восточных провинций Ань Лушань. Он был не ханец, а хусец (степняк) и относился к числу «вассальных генералов» (фаньцзян), которых нанимала империя. Но потом он был назначен цзедуши. Он всячески укреплял свою армию, в которую входили представители самых разных народов.

В 755 г. он вступил в сговор с некоторыми крупно поставленными чиновниками. Видимо, Ань Лушаню не давала покоя слава Цао Цао, Сыма Яня, Ли Юаня и других военачальников предшествующих периодов истории Китая. Являясь главкомом армии, воюющей с киданями, он вместе с киданями (всего ок. 150 тыс человек) взял столицу г. Лоян.

Уже пожилой император Сюань-цзун вынужден был бежать в Сычуань. Его старший сын Ли Хэн бежал в другое место – в Ганьсу. Здесь в 756 г. он был объявлен императором в местном центральном городе – Линъу. На власть претендовал и другой сын Юн-ван, он поднял вооруженный мятеж, но был разбит (в его отрядах сражался и поэт Ли Бо).

В 756 г. Ань Лу-шань вторгся в Чанъань. В завоеванных городах он назначал своих чиновников.

 

 

Культура

В правление Сюань-цзуна проходили важные события в сфере культуры и науки. Особенно плодотворным оказался период под девизом кайюань (713–741).

Тогда (КОГДА) была создана Академия Ханьлинь (букв. «Академия Леса кистей»). Ее главная задача состояла в подготовке проектов основных государственных документов.

 

11. Правление Су-цзуна (756–762), 7 лет, среднее

Император находился на территории пров. Ганьсу.

В 757 г. Ань Лушань был убит своим сыном Ань Цин-сюэм. Начались раздоры. Танское войска во главе с Го Цзы-и захватили Чанъань и Лоян.

В 759 г. Ши Сымин, один из военачальников Ань Лушаня, убил Ань Цин-сюя. Объединив войска, в 760 г. он вновь овладел городом Лоян.

В 761 г. Ши Сымин был убит своим сыном, однако военачальники отказались подчиниться ему.

Император, пользуясь моментом с помощью уйгурских войск захватил Лоян. Большую роль в этом сыграл полководец Го Вэнь-ян (697 – 781). Часть полководцев-мятежников перешла на сторону правительства. Некоторые из них были назначены генерал-губернаторами.

Мятеж стал началом борьбы цзедуши и императорским двором. Он ослабил власть императора. После восстановления мира власть цзедуши усиливалась, сравнительно быстро. Она распространилась на центральные и западные области, непосредственно прилегавшие к столицам. Некоторые губернаторы присвоили право передавать свои должности по наследству.

 

Культура

Во второй период Тан было много событий в истории культуры. Это время расцвета поэзии, философии.

Поэзия

Поэзия императоров и членов их семей

1.1. Известно одно стихотворение девятого императора Жуй-цзуна (710–712), опубликовано в цз. 869 собрания Цюань Тан ши.

1.2. Видным поэтом был его третий сын Мин Хуанди (цз.2), сохранилось его 64 стихотворения ши и два произведения в жанре цзюй.

1.3. Сохранились 11-й император Су-цзуна (756–762) с соавторами (три наследника). ОБДУМАТЬ ЯВЛЕНИЕ. Три произведения в жанре ши и одно ляньцзюй.

ааа

 

Поэзия эпохи расцвета

В этот период творило три поколения великих поэтов. Расскажем о некоторых из них.

2.1. Старшим поэтом этой эпохи был Мэн Хаожаня (689 – 740). Он оставил более двухсот шестидесяти стихотворений. Мэн Хаожань был новатором. Он отказался от традиции дворцовой поэзии, а обратился к творчеству Тао Юаньмина, для которого было характерно утверждение самоценности человека и Се Линъюня с его описаниями красот природы.

Чиновничья карьера Мэн Хаожаня была не очень успешной. До сорока лет он учился, а когда захотел поступить на служюу, сначала получил отказ, потом был взят на место чиновника, но служил недолго и окончил свои дни в бедности.

В Северный зал больше бумаг не ношу,

К Южной горе вновь в лачугу пришел.

Я не умен – мной пренебрег государь.

Болен всегда, – и обо мне позабыли друзья. (пер. Эйдлина)

В творчестве Мэн Хаожаня ощущается благородство отрешенности от чиновничьей службы

Грустная радость единения с природой. Например, в стихотворении «Весеннее утро»:

Меня весной не утро пробудило:

Я отовсюду слышу крики птиц.

Ночь напролет шумели дождь и ветер.

Цветов опавших сколько – посмотри! (Перевод Л. Эйдлина)

 

Второе поколение поэтов.

2.2. Ван Вэй (701–761) был поэтом, каллиграфом и живописцем Он служил, в двадцать один год уже имел высокую степень. Он вращался в кругу именитых людей и был увлечен своими успехами и блеском страны.

В юности много писал о воинских подвигах. Он создал, в частности, повторяющуюся затем не раз в китайской поэзии трогательную и героическую историю старого полководца не у дел, которого страна призвала к оружию, когда ей стало угрожать чужеземное нашествие.

 

На судьбе Ван Вэя успел сказаться мятеж Ань Лушаня (755–761), сыгравший трагическую роль в жизни многих больших танских поэтов. Ван Вэй не покинул столицу. Ань Лушань заставил его служить мятежникам. После подавления мятежа поэт на некоторое время был подвергнут опале..

 

Вначале он примиряет службу с уединением и даже в одном из дошедших до нас писем порицает Тао Юаньмина, который предпочел стыд милостыни стыду службы. В дальнейшем же стихи его говорят о полном отказе от чиновничьей карьеры.

 

С годами в стихах Ван Вэя все большее место занимает природа. Но природа Ван Вэя уже более связана с людьми, чем у Мэн Хаожаня. Если пейзажные стихи Мэн Хаожаня - это всегда прежде всего способ выражения чувств самого поэта, то в творчестве Ван Вэя даже там, где, казалось бы, речь идет только о природе, всегда незримо присутствует человек, любующийся ею.

В этом - пришедшее в китайскую литературу с Ван Вэем усиление внимания и интереса к человеку.

Горы пустынны, не видно души ни одной.

Лишь вдалеке голоса людские слышны.

Вечерний луч протянулся в сумрак лесной,

Зеленые мхи озарил, сверкнув с вышины.

(Перевод Арк. Штейнберга).

 

Ван Вэй обращается к буддизму. Буддийские воззрения Ван Вэя заставили поэта искать уединения и как можно меньше говорить о самом себе.

 

2.3. Ли Бо (701 – 763).

Он не держал экзаменов, ушел из дому, жил в стороне от людей, странствовал, увлекался даоскими практиками. Независимость Ли Бо была связана с идеалами внутренней и внешней свободы поэта, провозглашенного еще Тао Юаньмином.

Когда ему было больше сорока лет, его вызвали к императорскому двору и наградили званием члена академии Ханьлинь.

Ли Бо оставался поэтом, независимым в убеждениях и поступках. Через три года Ли Бо покинул столицу. Он встречался с поэтами Гао Ши, Ду Фу и другими.

Мятеж Ань Лушаня (755–761) повлиял на судьбу Ли Бо трагически. Через Лишань, где остановился на время поэт, проходили войска Ли Линя, младшего брата императора Су-цзуна, и Ли Бо согласился пойти к нему на службу. Ли Линь посягнул на престол, и поэт, как его сторонник, был брошен в тюрьму, а затем сослан в далекий Елан. Но затем его помиловали и вернули с середины пути.

В 762 г., Ли Бо умер в доме своего родственника Ли Янбина, которому мы обязаны собранием сочинений поэта. Сохранилось свыше девятисот его стихотворений.

 

Ли Бо как поэт и как личность значительно выделялся среди современников. Он чувствовал собственную незаурядность и верил в свое предназначение.

Ли Бо восхваляет поэта Се Тяо за силу дух, «достигающий до темного неба и взирающий на светлую луну».

Уединение Ли Бо не похоже на тихое уединение его предшественников Мэн Хаожаня или Ван Вэя.

Все, что видит Ли Бо, огромно ("На Яньшани хлопья снега величиною с циновку...").

 

Ли Бо писал обо всем, что входило в круг тем танской поэзии.

Через тысячу лет после Цюй Юаня (поэта IV - III вв. до н.э.) поэт снова встал рядом с бушующей стихией и безбоязненно распахивает ворота в небо ("Прогулка во сне на горе Тяньму" и другие стихотворения).

Ли Бо автор пятидесяти девяти стихотворений "Древнего", в которых сравнивает себя с Конфуцием и обличает неправду.

В его творчестве прослеживается связь с народной поэзией.

Он обновил китайское стихосложение. Его произведения расширили рамки правил стихосложения.

 

В «пограничных» его стихах - мужество, суровость и пленительный лиризм. Он не был чужд романтики военных походов, но одновременно он пишет смелые стихи против войн, которые изобиловали 40-50-е годы VIII в.

 

...С тех пор как китайцы пошли на Бодэн,

Враг рыщет у бухты Цинхай,

И с этого поля сраженья никто

Домой не вернулся живым.

И воины мрачно гладят за рубеж -

Возврата на родину ждут,

А в женских покоях как раз в эту ночь

Бессонница, вздохи и грусть.

("Луна над пограничными горами". Перевод А. Ахматовой)

 

Ли Бо величествен.

В отношении к людям нет высокомерия. Он поглощен людскими тревогами, он доставляет радость людям и одновременно просвещает их.

 

2.4. Гао Ши (702–765) по сведениям В.М.Алексеева начал писать стихи на 51-м году жизни. Быстро овладел поэтическим мастерством и получил широкое признание[1].

Говорит о величии родины и о судьбе людей. Он задумывался над тем, какова жизнь народа. Неудачи в карьере, годы странствий и, наконец, желанная служба, очень скоро ставшая постылой, – такова жизнь Гао Ши. В его творчестве переплелись «пейзажная» и «пограничная» темы, на которые разделяют (условно) танская поэзию того времени.

Поэт дважды побывал на границе в походах. Так появился его «Яньский напев». Гао Ши пережил бои и походы, он видел тоскующих солдатских жен и оставленные поля («Написанное в дороге»).

В стихотворении «Уезд Фэнцю» Гао Ши пишет, как он тяготится жизнью чиновника. Он знает, что жить надо обрабатывая «южное поле». Он мечтал бы о спокойной жизни на старой горе, если бы не приказ государя. Он думает о Тао Юаньмине и о его сочинении «Домой, к себе!». Словосочетание «южное поле», которое восходит к Шицзину, тоже пришло из творчества Тао Юаньмина («Я распахал целину на далекой южной окраине»).

Гао Ши расставаясь с другом писал:

Ты не печалься, что в дальний путь с тобою не едет друг.

Есть ли под нашим небом тот, кто не знаком с тобой!

 

Следующее, третье, поколение поэтов.

2.4. Ду Фу (712–770)

В творчестве Ду Фу выделяют четыре периода.

До тридцати пяти лет - это годы учения и скитаний,, дружбы и совместных странствий с Ли Бо и Гао Ши. Судя по немногим дошедшим до нас стихотворениям молодого Ду Фу, он полон мечтаний, веры в свои силы, и возможность приложения их.

Затем – десять лет в столице Чанъани, которую он покидает в сорок четыре года, когда бежит от мятежа Ань Лушаня. В столице Ду Фу бедствует, ему не удается устроиться на службу.

В «Песни о боевых колесницах» укор тому, кто рад войне.

Третий период творчества Ду Фу начинается со времени бегства из плена у мятежников. В плену он печалился о гибели страны. После бегства он пишет такие замечательные произведения, как "Деревня Цянцунь», шесть стихотворений – «Три чиновника» и "Три расставанья". Эти сюжетные стихи, дающие достоверное изображение семьи поэта и людей из народа.

В «Чиновнике в Синьани» он описывает, как гонят на войну почти детей, говорит матерям о бесполезности слез: "Вы только исчахнете, целями днями горюя, а небо не сжалится, Небо - оно безучастно". Его "расставанья" - трагические монологи. В этих стихах боль за народ и боль за страну. В них и бытовые подробности, и масса "прозаизмов", и все вместе создает ту насыщенную поэзией картину действительности, за которую творениям Ду Фу дано название "поэтической истории".

Можно считать, что последний период творчества Ду Фу начался в 759 г., когда он бросил службу, к концу года приехал в Чэнду, и на западной окраине города построил свою "хижину". Однако жизнь его не стала умиротворенной и здесь, и кончил он ее в скитаниях. За последние одиннадцать лет им было написано больше тысячи стихотворений. Одна из них - "Стихи о том, как осенний ветер разломал камышовую крышу моей хижины". Собственное несчастье приводит поэта к мечте об огромном доме, в котором нашли бы спасение от дождя и ветра бедняки всей Поднебесной.

 

О, если бы такой построить дом,

Под крышею громадною одной,

Чтоб миллионы комнат были в нем

Для бедняков, обиженных судьбой!

Чтоб не боялся ветра и дождя

И, как гора, был прочен и высок,

И если бы, по жизни проходя,

Его я наяву увидеть мог,

Тогда - пусть мой развалится очаг,

Пусть я замерзну - лишь бы было так.

(Перевод А. Гитовича).

 

Здесь уже не просто сострадание, не стыд благополучного перед страждущими, а прямое желание пожертвовать собою, если это нужно для блага бедняков. В этом - не только эволюция чувства Ду Фу, но и путь развития китайской поэзии в ее отношении к человеку. Стремление к самопожертвованию пока еще довольно абстрактно: поэт не ведал настоящих путей к облегчению жизни народа, и естественна его вера в добрые намерения государя:

"Кто найдется, способный в государеву дверь постучаться,

// Чтоб указ государя дал вздохнуть от войны и налогов?"

Впрочем, как увидим дальше, вера в верховного правителя сохраняется даже у такого поэта, как Бо Цзюйи, который в своих обличениях был уже более конкретен, чем Ду Фу.

Думы о крестьянине, мечты о его довольстве, связанные с пренебрежением собственным благополучием, не оставляют Ду Фу и тогда, когда он пишет стихи о природе.

В "Ливне" он равнодушен к тому, что протечет его хижина, только бы дождь поднял хлеба. Когда же ливень превращается в бедствие, он думает только о несчастьях хлебопашца и в стихотворении "В девятый день посылаю Цэнь Шэню" горюет о простом люде, о том, что не спасти посевов, и взывает к тому, кто мог бы усмирить тучи и затянуть прореху в небе.

Ду Фу создавал также традиционные стихи о друзьях, о природе. Этим стихам присуща ясность, простота и предметность.

Творчество Ду Фу оказывало большое влияние на китайскую поэзию. «Стихи Ли Бо и Ду Фу живут, и сияние их распространяется на десять тысяч чжанов», – писал танский поэт Хань Юй. Знаменитый сунский поэт Лу Ю черпал вдохновение в поэзии Ду Фу. Полководец и поэт Вэнь Тяньсян (казненный монгольской династией в конце XIII в.), находясь в тюрьме, читал Ду Фу и даже составил сборник из двухсот его пятисловных четверостиший. Он писал: «Я ощущал их как собственные стихи, забыв, что они принадлежат Ду Фу».

Некоторые специалисты считают, что влияние Ду Фу было большим, чем влияние Ли Бо, потому что Ли Бо был, при поражающей самобытности своей индивидуальности, все же традиционен; Ду Фу же, будучи менее разносторонним и менее ярким, благодаря целеустремленности, впервые по-настоящему ввел в китайскую поэзию мир обездоленных, внимание к которому раньше никогда не бывало столь пристальным и глубоким.

 

2.5. Цэнь Шэнь (715–770) – автор многих «пейзажных» и «военных» стихов. Для его поэзии характерна благородная сдержанность.

Мужественность, порожденная суровой природой, в стихах поэта соседствует с лиризмом.

В стихах Цэнь Шэня поражает и этнографическая точность, и в то же время любовь к необыкновенному, особенно в явлениях природы.

Тоска по дому, любовь к другу. Цэнь Шэня был увлечен походами. Он сострадает простым воинам, поскольку после войны основные заслуги приписываются полководцам.

 

 


[1] См. В.М.Алексеев «Антология мастеров китайской классической поэзии и прозы» [Алексеев, 1978, с. 156-157].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...