Основные концепции правового государства
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу правящих индивидов. Сам термин «Правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно - в первой четверти XIX в. в немецкой юридической литературе (в работах К.Т. Велькера, P. фон-Моля и др.). В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных сторонников правового государства были Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяковский, П. А. Покровский и др. Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начало формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности, изложили прогрессивные мыслители того времени - Н.Макиавелли и Ж. Боден. B своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом, отвечающего потребностям своего времени. Цельгосударства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Д. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье и др. Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формальногоравенства перед законом, незыблемость договоров. Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане». Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности. Мыслители Западной Европы сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин. Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д. И. Писарева, А. И. Герцена. Н. Г. Чернышевского, А. И. Радищева
Демократическое реформирование идет по пути к правому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти. Правовое государство — многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Правовое государство — объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу. К началу XX. основные, принципы юридической концепции правового государства в ведущих западноевропейских государствах были воплощены в жизнь: введенное в 1918 г. в Англии всеобщее избирательное право и эффективно функционирующая в США система разделения властей стали общепринятыми моделями для построения современного демократического правового государства. Отсюда следует и целый ряд требований, предъявляемых к государству: 1) законы, издаваемые государством, не должны нарушать право, которое понимается как ряд неотъемлемых прав индивида (равенство, собственность, свобода); 2) закон, принимаемый государством, должен соответствовать ряду формально-юридических критериев, а именно он должен быть понятен, общедоступен, стабилен, не иметь обратной силы; 3) в системе государства существует особый представительный орган, который является единственным органом, обладающим возможностью принимать законы; 4)представительный орган, принимающий законы, формируется на выборной основе; 5) выборы в представительный орган проводятся на основе всеобщего избирательного права с соблюдением специальной процедуры; 6) органы исполнительной власти создаются на основе конституции и действуют только в рамках своей компетенции, закрепленной конституцией. Все акты исполнительных органов власти должны соответствовать закону, принятому представительным органом власти. Иными словами, существует и реализуется принцип верховенства закона;
7)существует разделение властей, которое реализуется не только по горизонтали, но и по вертикали. Иными словами, существует разделение компетентности между центральными и местными opraнами власти; 8) все споры, в том числе между индивидами и государством, разрешаются в судебном порядке. При этом в части судопроизводства и функционирования суда соблюдаются принципы, независимости, беспристрастности, справедливости, открытости законности. Суд становится максимально независимым; 9) все отношения между государством и индивидом строятся только на основании закона. Это означает наличие ответственности гражданина перед государством только в строго определенных случаях, предусмотренных законом, обязанности выполнения гражданином только тех требований государства, которые основаны на законе, а также возможность возмещения вреда, нанесенного действиями органов государственной власти. Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга. В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака: 1) разделение властей; 2) верховенство закона; 3) строгое соблюдение прав и свобод человека; 4) социальную и юридическую защищенность личности Защита прав и свобода человека – это, прежде всего, конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.
Экономической основой правового государства является производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Социальную основу правового государства составляет, саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан – носителей общественного прогресса. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности, во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства терпимости к различным религиозным мировоззрениям. Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон.
Социальное государство – есть особый тип современного государства, осуществляющего сильную и эффективную социальную политику, обеспечивающего высокий уровень социальной защищенности граждан и благоприятные условия для «достойной жизни и свободного развития человека». Идеи о социальном государстве зародились в протестантских странах еще в XIX в., а в ХХ веке ряд стран Европы заявили о социальном характере своих государств, закрепив это в текстах своих конституций. Социальному государству присущи следующие принципы: 1. Основой внутренней политики социального государства являются его социальные функции. Социальная функция - это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членам государства к общественным благам с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума. Социальную деятельность государство начинает практически осуществлять еще на ранних этапах своего развития, но максимального развития эта функция достигает на индустриальном и постиндустриальном этапах, когда государство целенаправленно обеспечивает высокий уровень жизни своих граждан. 2. В качестве основной категории в определении социального государства выступает понятие социальной справедливости. Справедливость содержит в себе требование соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. Суть социальной справедливости - в общественном благополучии, гармоничных и стабильных социальных отношениях.
3. Активная деятельность государства по регулированию экономики как гаранту справедливого распределения национального продукта и материальных благ. Любое социальное государство берет на себя правовые обязательства в обеспечении своих граждан медицинской помощью, получения образования, социальными выплатами малообеспеченным семьям и т.п. Однако необходимо помнить, что целью социального государства не является устранение полного фактического неравенства, так как в рыночной экономике достигнуть полного социального равенства невозможно. Например, Федеральный конституционный суд ФРГ так истолковал понятие «социальное государство». «Это не означает учреждения тотального государства благосостояния и не предполагает экономической системы, полностью управляемой и организуемой государством. Государство стремится лишь к приблизительно равномерному содействию благу всех граждан и приблизительно равномерному распределению тягот». 4. Эффективная система социальной защиты. Этим принципом обусловлено следующее: а) право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума; б) обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия существования, хотя бы не бесплатно (коммунальные услуги, здравоохранение, образование, трудоустройство и пр.); в) возможные ограничения свободы договоров (например, меры по регулированию цен); г) требование социальной налоговой политики; д) социальное страхование, под которым следует понимать обязательное и добровольное страхование от социальных рисков, связанных с потерей работы, доходов и трудоспособности. 5. Социальное государство должно быть правовым государством. Личности гарантирована защищенность ее свободы, прав и интересов. Принципы социального государства определяются степенью зрелости государства, мощностью его материально-технических ресурсов, духовно-нравственными ценностями. Несмотря на то, что Россия провозгласила себя социальным государством, оно для нашей страны остается пока только перспективой, идеалом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|