Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Политические режимы




ГЛАВА I. ПОЛИТИКА

Тема 1. Политика и власть

1. Выпишите из текста учебника все определения понятия.

Политика —

 

2. Прочитайте несколько определений политики. Сравните их с определениями, приведенными в учебнике. Что их объединяет?

1) политика — умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими»;

2) политика — знание о правильном и мудром правлении;

3) политика — общественное дело; деятельность органов государственной власти и управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других общественных группировок, определяемая их интересами и целями;

4) политика — искусство управления государством и обществом.

Подчеркните одной чертой определения политики в значении «деятельность», двумя чертами — определения в значении «знание».

 

3. Прочитайте текст, выполните задание и ответьте на вопрос.

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

Можно заниматься «политикой» — то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них — как в качестве политика «по случаю», так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на «политическом» собрании, произносим «политическую» речь и т. д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками «по совместительству» являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным «делом жизни»... Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые «работают» на нее лишь во время сессий...

Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить «для» политики, либо жить «за счет» политики и «политикой».

(М. Вебер. «Политика как призвание и профессия»)

1) Используя содержание текста, заполните таблицу.

 

 

Типы политиков Характеристика Пример
     
     
     

2) Как вы понимаете выражение «жить политикой»?

4. Запишите определение понятия.

Политическая власть —

5. Отметьте верное суждение знаком «+».

A. Политическая власть является разновидностью общественной власти.

Б. Политическая власть опирается на силу законов, мощь государства, авторитет политических лидеров.

B. Политическая власть осуществляется только государством.

 

6. Участники телевизионного ток-шоу обсуждали связь политики и морали. Прозвучали следующие суждения:

1) «Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства»;

2) «Политики не должны прикрывать не приглядные, а порой и незаконные поступки благими целями». Подумайте, какие аргументы за и против могли быть у сторонников каждого из суждений, и запишите в таблицу по два аргумента.

 

 

Суждение Аргументы «за» Аргументы «против»
     
     

Какое суждение наиболее близко вам? Почему?

7. Отношения государства и средств массовой информации (СМИ), граждан и СМИ являются одной из центральных тем исследований ученых. Ознакомьтесь с результатами нескольких социологических опросов и выполните задания.

Социологи опросили 1600 россиян. Им задавали вопросы о том, как часто они читают газеты, какие точки зрения на события в стране и мире рассчитывают в них увидеть. Полученные данные представлены в виде диаграмм. Ознакомьтесь с ними, выполните задания и ответьте на вопросы.

1) Вопрос респондентам: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, то сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?»

 

 

 

Сформулируйте результаты опроса.

К какой группе можно отнести вашу семью? Почему?

2) Вопрос респондентам: «Что лучше, когда каждая газета (другие СМИ) предлагает свои оценки событий или все придерживаются одной точки зрения?»

 

14%

Предлагать свои оценки

Придерживаться одной точки зрения

14%

Затрудняюсь ответить

 

 

72%

 

Сформулируйте результаты опроса.

Предположите, почему некоторые граждане сомневаются в необходимости представлять в СМИ разные точки зрения.

 

8. Объясните смысл высказывания.

«Политика, по существу, это власть: способность достичь жела­емого результата какими бы то ни было средствами»

(Э. Хейвуд).


Тема 2. Государство

1. Объясните смысл понятия.

Государство —

2. Используя текст учебника, установите соответствие между теориями происхождения государства и их основными идеями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

Основная идея происхождения государства Теория
1) государство возникло как объединение людей на добровольной основе в результате соглашения между правителем и подданными А) патриархальная
2) государство возникает как результат завоевания одной части общества другой Б) теологическая
3) государство подобно семье, поэтому государственная власть есть продолжение власти отца В) договорная
4) государство образуется как результат социального неравенства для того, чтобы обеспечить политическое гос­подство одного класса над другими Г) теория завоевания
5) любая власть и любое государство имеют божественное происхождение Д) классовая

 

Запишите в таблицу буквы под соответствующими цифрами.

         
         

 

3. Организация Z распространила свою власть на некоторую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопорядок, издает законы, устанавливает налоги. Можно ли сказать, что Z является государством? ДА НЕТ

Аргументируйте свой ответ.

4. Впишите в пропуски номера слов и словосочетаний из приведенного ниже списка.

Хотя понятия «страна» и «государство» часто используются как, между ними имеется существенная разница. Понятие «государство» обозначает власти, установленной на определенной территории, особого рода, в то время как понятие «страна» скорее относится к -----------------, общегеографическим () и другим факторам. Термин «страна» также имеет менее --------- окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию «страна») и state (государство), хотя в определенном контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

1) Организация; 2) общность территории; 3) политическая система; 4) синоним; 5) культурный; 6) официальный.

 

5. Отметьте номер понятия, которое объединяет, обобщает все остальные.

1) Политический режим; 2) форма правления; 3) форма государственного устройства; 4) форма государства; 5) демократия.

 

6. Заполните схему.

 

7. Используя схему из задания 6 и текст учебника, определите форму государства в следующих примерах:

1) Во главе государства А находится единоличный правитель, получивший власть по наследству.

2) На территории государства В действует единая центральная власть, отсутствуют территории, обладающие политической автономией.

3) Государство Д состоит из нескольких частей, каждая из которых обладает определенной степенью самостоятельности.

4) В государстве Т власть принадлежит выборным органам.

 

8. В государстве К правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, и несет ответственность перед парламентом. Президент выполняет представительские функции. Назовите форму правления государства К и ее конкретный тип.

9. Раскройте смысл понятия.

Гражданство

10. Прочитайте извлечения из Федерального закона РФ «О гражданстве», ответьте на вопросы и выполните задания.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство Российской Федерации является единым и рав­ным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за предела­ми Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

 

1) Как вы понимаете смысл термина «принципы гражданства»?

2) Отметьте в тексте нормы, относящиеся к конституционному принципу равноправия граждан РФ.

3) Какие основания приобретения гражданства вам известны?

4) Предположите, почему «Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации».

5) Аркадий получил гражданство РФ. Примерно через полгода после этого события проходили выборы депутатов Государственной Думы. Он решил воспользоваться своим конституционным правом и принять участие в выборах, но засомневался, может ли он это сделать, ведь он прожил на территории РФ менее 5 лет? С опорой на знания обществоведческого курса разрешите сомнения Аркадия.

11. Объясните смысл высказывания.

«Без приобретения чувств гражданина ребенок мужского пола, вырастя, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера» (Н.Г. Чернышевский).


Тема 3. Политические режимы

1. Объясните смысл понятия.

Политический режим

2. Найдите в приведенном ниже списке вопросы, ответы на которые помогают понять, какой политический режим установился в стране. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Кто правит? 2) Каковы взаимоотношения власти и общества? 3) Каким образом правитель получил власть? 4) Какие средства ис­пользуются для осуществления власти? 5) Из каких частей состо­ит государство?

3. Используя текст учебника, заполните схему.

Политические режимы

 
 

 

 


4. Отметьте в приведенном ниже списке характеристики тоталитарного режима.

1) Независимый справедливый суд; 2) все незапрещенное позволено; 3) все непредписанное запрещено; 4) уважение к правам человека; 5) идеологизация жизни общества.

 

5. Используя текст учебника, заполните таблицу.

 

Общие черты Различия
Тоталитарный режим Авторитарный режим
Стремление контролировать личность    
Отсутствие реальной многопартийности    
Применение репрессий против собственных граждан    

 

6. Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.

Я думаю, что есть несколько фундаментальных ценностей, без сохранения и развития которых демократия не может существовать. Наиболее очевидная из них — равенство людей. Другая ценность — безусловная вера в то, что люди имеют право на выражение и защиту своих интересов, в чем бы они ни заключались, что эти интересы общество должно уважать. Я верю также (и считаю это очень важным), что сам человек лучше, чем кто-либо другой, может судить о том, в чем состоят его интересы. Скажем, я отлично знаю, в чем состоят мои интересы, а вы, бесспорно, лучше меня знаете, в чем заключаются ваши. Это для меня несомненно, хотя в определении людьми своих интересов возможны и ужасные ошибки. Как бы там ни было, я не могу отдать право судить о моих интересах кому-либо другому, это мое фундаментальное право.

Если вы верите в демократические ценности, вы хотите определенной политической системы, в которой эти ценности будут реализоваться. Впрочем, если говорить о сущности критериев демократии, то они описывают, конечно, идеальную систему, идеал, который нигде не был достигнут, а возможно, и в принципе недостижим. Но к этой идеальной системе можно двигаться, приближаться. Институты по поддержанию демократических ценностей могут существовать в действительности.

(Р. Даль)

1) Подчеркните предложения, в которых автор называет фунда­ментальные ценности демократии.

2) Какой смысл автор вкладывает в понятие «фундаментальные ценности»?

3) Как, по мнению автора, связаны интересы людей и существование демократии?

4) Как он обосновывает эту связь?

5) Можно ли сказать, что автор пессимистично оценивает перспективы демократии? Свой ответ поясните.

 

7. Установите соответствие между признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

Тип А) демократический Б) тоталитарный

Признак

1) верховенство права

2) выборность высших должностных лиц

3) полный контроль над гражданами

4) распределительная система

5) идеологическая свобода

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

         
         

 

 

8. В государстве Z все должностные лица и граждане подчиняются закону. Существует несколько партий, каждая из которых активно участвует в политической жизни страны. Какой политический режим установился в стране Z?

По каким признакам вы это можете определить?

 

9. Бургомистр, герой сказки Е. Шварца «Дракон», призывает исполнять следующий приказ: «Во избежание эпидемии глазных болезней, и только поэтому, на небо смотреть воспрещается. Что происходит на небе, вы узнаете из коммюнике, которое по мере надобности будет выпускать личный секретарь господина Дракона». Государству с каким политическим режимом свойственна подобная «забота» о своих гражданах?

 

10. Проанализируйте высказывание.

«Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться»

(Ф. Хайек).

1) Как вы понимаете смысл этого высказывания?

2) Запишите два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл этого высказывания.

3) Приведите несколько примеров, подтверждающих это высказывание.

4) Согласны ли вы с этим высказыванием? Приведите два-три аргумента в защиту вашего мнения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...