Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

вопрос. Составление сметы затрат на производство




Смета затрат на производство составляется с целью определения общей суммы всех плановых затрат предприятия на выпуск товарной продукции и взаимной увязки плана по себестоимости с другими разделами плана предприятия (планы по труду, материально-техническому обеспечению, план по прибыли). Для составления сметы затрат на производство все расходы предприятия группируются по экономическим элементам расходов, по признаку экономической однородности затрат. Это значит, что каждый элемент затрат отражает в стоимостном измерении общий объем потребления предприятием какого-либо ресурса независимо от его производственного или непроизводственного назначения (целевого). При этом под расходами понимаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты предприятия, направленные на получение доходов. Различают расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

– материальные расходы за минусом стоимости возвратных отходов;

– расходы на оплату труда;

– суммы начислений амортизации основных фондов;

– прочие расходы.

После поэлементного расчета расходов и их суммирования, полученная сумма расходов корректируется (выделяются расходы, связанные с реализацией). Прежде всего, такая корректировка производится в отношении затрат на работы и услуги, не включаемые в состав продукции предприятия. Для промышленных предприятий к этим работам и услугами относятся:

– работы по монтажу оборудования, полученного со стороны или изготовленного самим предприятием для пополнения основных фондов;

– затраты на испытания, опыты, исследования, выполненные для сторонних предприятий и организаций;

– стоимость услуг всех видов заводского транспорта на сторону, своему капитальному строительству и хозяйствам неосновной деятельности своего предприятия, включая стоимость погрузо-разгрузочных работ;

– стоимость работ по капитальному строительству и капитальному ремонту зданий и сооружений;

– стоимость покупных материалов и полуфабрикатов, отпущенных на сторону без обработки на данном предприятии.

 

После этого учитываются изменения остатков расходов будущих периодов. Если остатки расходов будущих периодов в течение планового периода возрастают, то сумма этого увеличения вычитается из общей суммы затрат на производство продукции, т.к. эти расходы будут отнесены на продукцию последующих периодов и, наоборот. В итоге определяется производственная себестоимость валовой продукции предприятия. Для того, чтобы найти сумму затрат по товарной продукции нужно учесть изменения себестоимости остатков незавершенного производства, специальных инструментов и приспособлений собственного производства. Если в течение планового периода предусматривается увеличение себестоимости этих остатков, то размер этого увеличения надо вычесть из общей суммы затрат, отнесенных на валовую продукцию, т.к. в этом случае эти затраты направлены на увеличение незавершенного производства и запасов инструментов и приспособлений, а не на товарную продукцию и, наоборот. В итоге получаем производственную себестоимость всей товарной продукции предприятия. Прибавлением к ней общей суммы коммерческих расходов предприятия дает полную себестоимость товарной продукции, которая служит базой для расчета полной себестоимости реализованной продукции.

 

Вопрос. Планирование прибыли

Масса, общий размер получаемой предприятием прибыли не может быть непосредственно использован для сравнения эффективности производственно-хозяйственной деятельности различных предприятий или даже одного и того же предприятия за разные периоды времени. Одинаковая прибыль не свидетельствует еще об одинаково успешной деятельности, поскольку затраченные на ее получение ресурсы могут существенно отличаться. В практике планирования и оценки деятельности предприятия эта несопоставимость устраняется введением показателя рентабельности, который характеризует величину прибыли, получаемой в расчете на единицу примененных для ее получения ресурсов.

Различают 2 группы показателей рентабельности:

1. Рентабельность вложений в имущество предприятия или ее отдельные виды. По этой группе различают:

– рентабельность всего имущества предприятия;

– рентабельность собственных средств;

– рентабельность производственных фондов (основные фонды плюс оборотные фонды);

– рентабельность финансовых вложений.

Первые три показателя определяются путем деления общей (валовой, балансовой) прибыли на среднегодовую стоимость соответствующего имущества. Среднегодовая стоимость определяется по средней хронологической поквартально. Рентабельность финансовых вложений определяется путем деления прибыли от финансовых вложений (от операций с ценными бумагами и др.) на среднегодовую стоимость этих финансовых вложений.

2. Рентабельность продукции. Определяется отношением прибыли, полученной от реализации продукции, работ, услуг к полной себестоимости реализованной продукции или выручки от реализации продукции. Рентабельность отдельных видов продукции определяется отношением прибыли, полученной в расчете на единицу продукции (продажная цена минус полная себестоимость) к ее полной себестоимости или продажной цене.

Возможны и другие варианты показателей рентабельности.

 

Тема 8. Планирование социального развития

Забота о человеке. В плане о социальном развитии рассматривается непосредственная работа человека через самые эффективные вложения человеческого капитала. Мероприятия охватывают следующий направления:

1. Изменение социально-демографической структуры трудового коллектива (по полу, возрасту, уровню образования, квалификации (дальняя мотивация).

2. Улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работников.

3. Улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий рабочих.

4. Совершенствование стиля и методов руководства в коллективе. Улучшение социально-психологического климата в коллективе.

 

Раздел 2.

 

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 1. Необходимость и место бизнес-планирования в системе управления организацией

ВОПРОС 1. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ.

 

Потребность в бизнес-плане возникает при решении следу­ющих задач:

· открытие нового дела;

· перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых ви­дов деятельности;

· подготовка заявок для получения кредитов;

· обоснование предложений по приватизации государственных предприятий.

Под бизнес-планированием (деловым планированием) пони­мают процесс выработки действий по достижению целей фирмы(компании, предприятия). Основная форма бизнес-планирова­ния - составление бизнес-плана. В рыночной экономике бизнес ­план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых, и для действующих фирм и используется во всех сферах предпри­нимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы компании.

Бизнес-план - план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических реше­ний по виду бизнеса. Стратегические решения определяются це­лями бизнеса, которые касаются конкурентоспособности и жела­емого набора видов бизнеса.

Основная цель разработки бизнес-плана - определить стра­тегию и необходимые ресурсы для достижения поставленных це­лей, иначе, планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностя­ми рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Другие возможные цели разработки бизнес-плана: получе­ние кредита; привлечение инвестиций; определение стратегичес­ких и тактических ориентиров фирмы; уяснение степени реально­сти достижения намеченных результатов; доказательство опреде­ленному кругу лиц целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; убеждение сотрудни­ков компании в возможности достижения качественных или коли­чественных показателей, намеченных в проекте.

План бизнеса используют и как инструмент проведения дело­вых переговоров.

Наиболее упоминаемые функции бизнес-плана:

· проработать решения по развитию каждого вида деятельности;

· составить план и график работ, действий;

· информировать заинтересованных внешних лиц (наблюдатель­ный совет, банки, поставщиков и т.д.);

· усилить внутреннюю коммуникацию, получить поддержку, обес­печить мотивацию на выполнение.

При подготовке плана предприниматель должен конкретно указать, что он хочет получить от заимодавца или инвестора, и ясно показать, что он готов отдать.

Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирова­ние имеет большое значение при определении стратегии плани­рования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-пла­нов предприятий может составлять информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в paмках государственного регулирования эко­номики.

В условиях рыночной экономики владение искусством бизнес­-планирования становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами:

1. В российскую экономику входит новое поколение пред­принимателей, многие из которых не имеют опыта управления предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.

2. Изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке, готовиться к такому непривычному для них занятию, как борьба с конкурентами.

3. Рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъе­ма национальной экономики, российские предприниматели долж­ны уметь обосновать свои заявки и доказывать, что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнес­менов из других стран.

 

ВОПРОС 2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:

· организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия;

· выявление потенциальных возможностей предприниматель­ской деятельности, анализ сильных и слабых сторон;

· формирование инвестиционных целей на планируемый период.

 

В бизнес-плане обосновываются:

· общие и специфические детали функционирования предприя­тия в условиях рынка;

· выбор стратегии и тактики конкуренции;

· оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необ­ходимых для достижения целей предприятия

В бизнес-плане выполняется анализ внешних (рынки и конкуpeнты, технологии, социально-экономическая среда, политичес­кая ситуация и др.) и внутренних факторов (продукция, производственная и техническая база, кадры, финансы и др.).

Бизнес-план дает объективное представление о возмож­ностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономи­ческих результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения; В бизнес-плане решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, таки внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоот­ношений с другими фирмами и организациями.

Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются ос­новные аспекты фирмы, анализируются проблемы, с которыми она может столкнуться, и определяются способы их решения. Следо­вательно, бизнес-план - одновременно поисковая, научно­-исследовательская и проектная работа.

 

ВОПРОС 3. НЕОБХОДИМОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Бизнес-план можно назвать основой управления не только коммерческим или инвестиционным проектом, но и самим пред­приятием. Правильно составленный бизнес-план дает перспективу развития фирмы и отвечает на основной вопрос: стоит ли вклады­вать деньги в это дело, принесет ли дело те доходы, которые оку­пят затраты сил и средств?

Благодаря бизнес-плану у руководства появляется возмож­ность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться.

Степень участия руководителя в подготовке бизнес-плана важна. С другой стороны, консультанты владеют знанием наибо­ лее подходящих методик подготовки бизнес-плана.

Бизнес-план также призван помочь руководителю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

  • определить конкретные направления деятельности, перспек­тивные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
  • оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта про­дукции, соизмерить их сценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;
  • выявить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по реализации поставленных целей;
  • проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и фи­нансовые ресурсы достижению намеченных целей;
  • просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Предприниматель и руководитель получает от планирования деятельности следующие выгоды:

  • фундаментальное изучение руководителями перспектив фирмы;
  • осуществление более четкой координации предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
  • определение необходимых для контроля показателей деятель­ности фирмы;
  • стимулирование руководителей для более конкретного опре­деления целей и путей их достижения;
  • подготовка фирмы к внезапным изменениям рыночной ситуа­ции;
  • формализация обязанностей и ответственности руководителей фирмы.

 

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА

 

ВОПРОС 1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ВИДЫ БИЗНЕС-ПЛАНОВ

Объем среднего бизнес-плана- 20-50 страниц. Можно выде­лить много разновидностей бизнес-планов по разным признакам:

1. По конечным пользователям - бизнес-планы, предназначенные для внутреннего пользования (менеджмента компа­нии); банков; региональной администрации; бизнес-партнеров (покупателей, кредиторов); акционеров; инвесторов.

2. По цепям разработки - бизнес-планы для получения внеш­него финансирования; выработки стратегии развития; плани­рования деятельности компании.

З. По особенностям оформления бизнес-планы с приложени­ями и без приложений.

4. По объему сжатые и развернутые бизнес-планы.

5. По используемым методикам - бизнес-планы, подготовлен­ные с использованием международной методики ЮНИДО (UNIDO); российских методик; новых западных методик.

6. По rоризонту планирования: долгосрочные; среднесрочные и краткосрочные.

7. По используемой пpoгpaммe финансового моделирова­ ния Project Expert; АльтИнвест; собственные расчеты на базе Excel; программа сайта www.fiптodel.ru..

8. По объекту планирования - в бизнес-плане может планиро­ваться деятельность следующих субъектов: компании; группы компаний; малого предприятия; проекта; бизнес-единицы (на­правления бизнеса).

ВОПРОС 2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНОВ.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

Бизнес-план должен быть подготовлен с учетом следующих рекомендаций:

1. Краткость - изложение самого главного по каждому разделу бизнес-плана.

2. Доступность в изложении и понимании - бизнес-план должен быть понятен

широкому кругу людей.

3. Неперегруженность техническими подробностями.

4. Убедительность, лаконичность, пробуждение интереса у парт­ нера.

5. Соответствие определенным стандартам - бизнес-план дол­ жен быть принимаем читателем и удобен с точки зрения мето­дики его составления.

Источники информации, используемые при подготовке биз­нес-плана, могут быть различными, лишь бы они предоставляли необходимую и достоверную информацию. В качестве источни­ков информации могут использоваться: маркетинговые или дру­гие исследования; интернет; книги; деловая пресса и СМИ; инфор­мация, предоставляемая фирмой; справочные данные специали­зированных банков и баз данных; информация, предоставляемая промышленными ассоциациями, международными организация­ми, производителями оборудования.

В соответствии с международной методикой ЮНИДО для биз­нес-плана необходимы следующие показатели и формы входя­щей информации:

1) инвестиционные издержки;

2) программа производства и реализации;

З) среднесписочная численность работников;

4) текущие издержки на общий объем выпуска:

материальные расходы;.

расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды; обслуживание и ремонт оборудования и транспортных средств;

административные накладные расходы; общехозяйственные накладные расходы;

расходы на сбыт продукции;

5) структура общих издержек по видам продукции;

6) потребность в оборотном капитале;

7) источники финансирования - акционерный капитал; кредиты и пр.

Такие показатели и формы информации пригодны при исполь зовании любой из принятых систем моделирования инвестиционных проектов.

 

Тема 3. Структура и содержание бизнес-плана

ВОПРОС 1. СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

Важное значение имеет структура бизнес-плана, который представляет собой достаточно сложный документ. Разделы бизнес-плана должны охватывать все аспекты деятельности предпри­ятия. Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов, по существу, остается практически неизмен­ным, хотя по форме может видоизменяться в зависимости от типа решаемой задачи.

Основные, информационные разделы бизнес-плана:

1. Концепция, обзор, резюме.

2. Описание базового предприятия.

3. Описание продукта.

4. Анализ рынка, маркетинг и продажи.

5. План производства.

6. Организационный план.

7. Окружение и нормативная информация.

8. Финансовый план.

9. Риски проекта и их минимизации.

10. Календарный план реализации проекта.

Оформление бизнес-плана начинается с подготовки титульно­го листа, который должен обеспечить информацию о том, где, ког­да и кем составлен данный документ. Здесь же указывается назва­ние проекта, которое должно четко и кратко формулировать идею, заложенную в бизнес-плане.

После титульного листа должно находиться оглавление, отра­жающее структуру бизнес-плана. Это номенклатура разделов или параграфов. В любом случае оглавление должно быть четко оциф­ровано, обязательно арабскими цифрами.

 

ВОПРОС 2. РАЗДЕЛ БИЗНЕС-ПЛАНА «КОНЦЕПЦИЯ, 0БЗОР, РЕЗЮМЕ»

В этом разделе указывается все самое главное - информа­ция, дающая представление о проекте и кратко обеспечивающая все необходимые данные, характеризующие проект:

  • название, автор, версия бизнес-плана;
  • собственник, срок проекта;
  • суть проекта;
  • цель проекта;
  • задачи проекта;
  • показатели проекта (потребности в капитале, результаты, эф­фект);
  • гарантии возврата инвестиций;
  • критические для успеха элементы;
  • ключевые факторы, способные повлиять на рассмотрение воз­можности инвестирования;
  • аннотация (краткое описание проекта).

Указываются задача составления бизнес-плана и круг лиц, ко­торым он адресован. Целесообразно также отметить, почему воз­никла необходимость в создании данного проекта.

В приоритетном порядке указываются направления деятель­ности компании, по каждому направлению определяются целевые рынки и ответственные лица. Формулируются основные цели про­екта, а также его конкретные задачи.

ВОПРОС 3. РАЗДЕЛ БИЗНЕС-ПЛАНА «ОПИСАНИЕ БАЗОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

Этот раздел должен присутствовать, если бизнес-план предназ­начен для внешних пользователей и планируемый проект осуществ­ляется на уже существующем предприятии (базовом предприятии).

В разделе указываются следующие основные данные о предприятии (фирме, компании, организации):

· название;

· организационно-правовая форма;

· форма собственности;

· структура собственности;

· месторасположение (карта), транспортные магистрали;

· почтовый адрес;

· интернет -сайт;

· электронный адрес;

· руководство (ФИО, возраст, должности, квалификация, крат­кая характеристика, фото, доли участия в капитале);

· уставный фонд;

· краткие финансовые показатели за последнее время (оборот, активы, прибыль);

банковские реквизиты (рублевые и валютные счета, депозиты); лицензии, сертификаты, разрешения и т.д.;

· история развития, основные этапы, основные достижения и неудачи;

· инфраструктура предприятия (связь, транспорт, социальные объекты);

· основные средства (недвижимые и движимые);

· расположение недвижимости;

· нематериальные активы, ноу-хау;

· уровень технологии;

· оборотные средства;

· инвентарь;

· оценка залоговых средств;

· персонал, средняя численность, оргструктура;

· описание бизнес-процессов;

· поставщики (расположение, характеристика);

· продукция;

· рынки сбыта (расположение, характеристика);

· отношения с властью, наличие государственной поддержки;

· существующие проблемы;

· стратегические и тактические цели, планы их достижения;

· преимущества и недостатки, возможности и угрозы.

Перечисленные пункты указываются в соответствии с потреб­ностями и целями бизнес-плана.

 

ВОПРОС 4. РАЗДЕЛ БИЗНЕС-ПЛАНА «ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА (ПРОДУКЦИИ, УСЛУГИ, ИЗДЕЛИЯ)»

В этом разделе. необходимо, описать продукт (продукцию, услуги, изделия) и показать его полезность потребителю.

В качестве характеристик продукта указывают:

· функциональное назначение продукта;

· примеры использования продукта;

· соответствие продукта принятым стандартам;

· технологичность, универсальность продукта;

· стадия разработанности продукта в текущее время;

· требования к контролю качества продукта;

· требования к подготовленности пользователей (потребителей);

· требования к гарантийному и послегарантийному обслужива­нию и поддержке пользователей (потребителей);

· условия хранения и транспортировки продукта; возможности дальнейшего развития (доработки) продукта.

Кроме характеристик самого продукта при его описании целе­сообразно раскрыть: 1) возможные технологии (способы) произ­водства продукта; 2) себестоимость единицы продукта в зависи­мости от объемов и способа производства; 3) требования по лицензированию и сертификации производства продукта; 4) осо­бенности патентно-лицензионной защиты продукта; 5) требования к исследованиям по разработке и совершенствованию продукта; 6) анализ продукции конкурентов; 7) конкурентные преимущества и недостатки продукта по сравнению с продукцией конкурентов.

ВОПРОС 5. РАЗДЕЛ БИЗНЕС-ПЛАНА «АНАЛИЗ РЫНКА, МАРКЕТИНГ И ПРОДАЖИ»

В этом разделе освещаются способы достижения намечаемых объемов продаж и доведения продукции до потребителя (по каж­дому продукту). Описываются три основных массива информа­ции: 1) характеристика рынка; 2) план маркетинга (стратегический маркетинг); 3) план сбыта (продаж).

При характеристике рынка раскрываются:

· отраслевая ситуация;

· производители (конкуренты в России и за рубежом) - объе­мы, цены, доли, качество продукции, запас прочности, уровень технологии, финансовое положение, сильные и слабые сторо­ны, возможная реакция, прогнозы;

· рынки - объемы, цены, условия экспорта, история, тенденции, прогнозы, сегментирование, прогнозы;.

· потребители (покупатели) - фирмы, расположение, требова­ния к качеству, условиям поставки, мнение о продукции, про­гнозы, контракты;

· специфические особенности рынка (трудности доступа и др.).

В плане маркетинга раскрывается информация по стратегии и тактике достижения целевых мести доли на рынке:

  • общая стратегия маркетинга; принятая на фирме;
  • конкурентные преимущества и недостатки фирмы на рынке;
  • методы стимулирования роста объемов продаж;
  • методы и формы рекламной кампании;
  • связи с общественностью и формирование общественного мнения о продукции и фирме;
  • организация послепродажного обслуживания клиентов, сер­висное и гарантийное обслуживание.

План сбыта включает в себя:

  • ценовую политику, методы и схему ценообразования и установ­ления гарантийного срока;
  • формы организации сбыта, схему реализации товара, условия оплаты;
  • политику скидок;
  • политику определения уровня запасов.

ВОПРОС 6. РАЗДЕЛ БИЗНЕС-ПЛАНА «ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА»

В плане производства основное - убедить потенциальных ин­весторов, что фирма будет в состоянии производить необходимое количество товаров требуемого качества в нужные сроки; Т.е. орга­низовать эффективное производство. Обычно производственный план включает в себя описание следующих процессов: 1) снабже­ние (обеспечение); 2) технологический цикл; З) обслуживание обо­рудования; 4) возможности совершенствования технологии..

В разделе «Снабжение (обеспечение)» подробно раскрыва­ется информация о факторах производства:

· сырье, материалы, комплектующие, производственные услу­ги - направления применения, условия хранения, транспор­тировки;

· источники сырья - цены, условия поставки, транспортировки, тенденции, контракты;

· энергия - потребности, источники, доступность;

· участки земли, здания, сооружения, коммуникации;

· оборудование - модели, производительность, потребности в работниках, энергии, сырье, пространстве, микроклимате, сты­ковка со смежным оборудованием, условия приобретения;

· поставщики оборудования - фирмы, контракты.

При описании технологического цикла раскрывается ин­формация:

  • о составе операций цикла, их производительности;
  • режиме работы цикла;
  • размещении технологических циклов (возможно, с картой);
  • контроле качества.

При описании обслуживания оборудования раскрывается

информация:

. о ремонте, нормативном обслуживании;

. обеспечении условий функционирования оборудования ­- энергия, микроклимат, сохранность.

 

ВОПРОС 7. РАЗДЕЛ БИЗНЕС-ПЛАНА «ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН»

Этот раздел предназначен для описания того, как будет орга­низован проект (фирма). В разделе указываются следующие дан­ные:

· форма организации проекта;

· полномочия и функции участников проекта; организационная структура проекта (фирмы); функциональная структура;

· штатное расписание и потребности во временной рабочей силе;

· стимулирование и мотивация персонала;

· описание бизнес-процессов;

· распределение бизнес-процессов по юридическим лицам;

· формируемый имидж, миссия и общественное мнение;

· информационная структура проекта (фирмы);

· система управления и регулярное управление проектом (фир­мой);

· организация инфраструктуры (организация обеспечения).

Под инфраструктурой подразумевается в основном оказание проекту (фирме) следующих услуг: перевозки; страхование; аудит; обучение, повышение квалификации работников; консультации; создание и обслуживание социальных объектов; снабжение электроэнергией и коммунальными услугами.

 

ВОПРОС 8. РАЗДЕЛ БИЗНЕС-ПЛАНА «ОКРУЖЕНИЕ И НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ»

Описание окружения, факторов, рисков и нормативной информации осуществляется в разрезе трех уровней: 1) ситуация в стране; 2) региональная ситуация; З) местная ситуация.

В рамках каждого уровня описывается ситуация в экономической; политической; социальной; законодательной; экологической сферах. Не затрагивающие проект аспекты могут быть опущены.

В разделе возможно привести анализ альтернатив реализуемому проекту.

 

ВОПРОС 9. РАЗДЕЛ БИЗНЕС-ПЛАНА «ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН»

Финансовый план является самым важным разделом бизнес ­плана и предназначен для оценки потенциала фирмы и планиро­вания ее финансовой Деятельности с целью достижения жизне­способности фирмы и эффективного использования имеющихся денежных средств. В финансовом плане рассматриваются вопро­сы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.

Финансовый план призван охарактеризовать реальное состо­яние фирмы и спрогнозировать финансовые результаты ее дея­тельности на ближайшее будущее и более отдаленную перспекти­ву. Подготовленный надлежащим образом финансовый план ис­пользуется для оценки результатов бизнеса. Он может послужить базой для разработки детального рабочего бюджета компании и становится документом, способным обеспечить успех бизнеса.

Финансовый план строится на основе анализа текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации продукции на рынках в последующие периоды. Цель финансового плана ­сформулировать и представить всеобъемлющую систему плано­вых данных, отражающих финансовые результаты деятельности компании.

При составлении финансового плана первостепенное значе­ние имеет достоверность предоставляемых данных. Качество ис­следований непосредственно отражается на точности планово-от­четных показателей. Поэтому столь важно в ясной и сжатой фор­ме изложить все материалы, которые послужили основой отчетных документов, содержащихся в финансовом плане.

Финансовый анализ будущего неизбежно характеризуется разной степенью неопределенности. Поэтому имеет смысл рас­смотреть в финансовом плане несколько сценариев развития ком­пании, даже если не все из них будут включены в окончательный вариант плана. Финансовый план может включать в себя оптими­стический и консервативный прогнозы. Такие расчеты составля­ют основу анализа подходов бизнеса к различным вариантам раз­вития и позволяют лучше понять перспективы компании.

Финансовый план является наиболее гибкой во временн6м отношении частью бизнес-плана. Инвестор или будущий партнер может изучать документ месяцами. За это время могут произой­ти события, которые способны оказать существенное влияние на финансовое положение фирмы. Поэтому для того, чтобы бизнес­ план был действенным инструментом планирования, важно пери­одически возвращаться к содержанию финансового плана и кор­ректировать его по мере необходимости.

Финансовый план должен включать в себя следующую ин­формацию:

· раскрытие учетной политики;

· данные о налогах и таможенных пошлинах;

· данные о закупках;

· данные о продажах;

· данные о прямых издержках;

· данные о зарплате;

· план инвестиций (источников, потребностей) и их возврата;

· план поступлений и платежей (движения денежных средств, денежных потоков);

· план прибылей и убытков (финансовых результатов, доходов и

расходов);

· балансовый план;

· финансовые аналитические показатели (коэффициенты);

· анализ эффективности инвестиций.

Основными элементами финансового плана считаются план прибылей и убытков, план движения денежных средств и ба­лансовый план.

Основными требованиями к финансовому плану являются обоснованность прогнозов и лаконичность. Несмотря на возмож­ные изменения фактических значений финансовых показателей, план должен содержать определенный набор документов, со­ставленных в стандартном виде. Величина отчетного периода обычно зависит от обстоятельств: одни выбирают в качестве та­кого периода год, другие квартал или месяц.

Частью финансового плана или отдельным разделом может быть раздел стратегии финансирования, или план инвестиций. При составлении этой части бизнес-плана рассматриваются сле­дующие вопросы: 1) средства, необходимые для реализации пред полагаемого проекта; 2) источники инвестиций; 3) сроки окупаемости и размеры ожидаемого дохода от реализации проекта.

..

ВОПРОС 10. РАЗДЕЛ БИЗНЕС-ПЛАНА «РИСКИ ПРОЕКТА И СТРАХОВАНИЕ»

В разделе оценки риска и страхования освещаются проблемы, которые могут возникнуть у фирмы в процессе реализации про­екта, и основные методы защиты от потенциальных трудностей. Данный раздел содержит следующие составные части:

· перечень возможных рисков с указанием вероятности их воз­никновения и ожидаемого ущерба от этого;

· организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков;

· программа страхования от рисков.

В разделе возможно привести анализ альтернатив реализуе­мому проекту.

Предпочтительно, чтобы раздел содержал расчеты всех суще­ствующих рисков и экспертное мнение специалистов. В дополне­ние можно приложить обзоры рынка, статьи и информационные бюллетени, содержащие информацию касательно рисков.

 

ВОПРОС 11. РАЗДЕЛ БИЗНЕС-ПЛАНА «КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА»

Календарный план является итоговой формой представления информации о проекте, которая характеризует проект с точки зре­ния управления им как проектом (табл. 1).

 

Таблица 1

ПРИМЕР ФОРМЫ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА

Работа Дли- Раннее Раннее Позднее Позднее
  тель- начало окон- начало окон-
  ность,   чание   чание
  мес.        
Инвестиционное          
проектирование          
Разработка          
проектной доку-          
ментации          
Строительные          
работы          
Монтаж обору-          
дования          
Поставка          
материалов          

 

Основная литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2, гл. 25 «Налог на прибыль организаций».

2. Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций). Утверждены приказом Министерства экономики РФ №118 от 1 октября 1997г.

3. Афитов Э.А. Планирование на предприятии: Учебное пособие. – 2-е изд., Мн.: Высшая школа, 2005.

4. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.

5. Волков А.С., Марченко А.А. Бизнес-планирование: Учеб. пособие – м.: РИОР, 2011.

6.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...