Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чин оглашения в учении и истории Церкви




На протяжении веков наша Церковь на каждой Литургии призывает оглашенных «помолиться Господеви», но этот призыв остается тщетным и бессмысленным, т. к. в наших храмах не стоят оглашенные, с которыми пастыри работают и которых готовят ко Крещению. Вообще непонятно, о ком священник читает положенные на Литургии молитвы, прося Бога «во время благопотребно» (т. е. после тщательной подготовки) удостоить «бани пакибытия и одежды нетления», если священник не ведет чина оглашенных в своем приходе? Но то, что Церковь не исключила полностью этой ектении и молитвы из Литургии, является одновременно и напоминанием священнику о необходимости «чина оглашенных», и укором совести священника, который этого чина не ведет.

Заметим так же, с каким последованием возносятся молитвы об оглашенных: 1. «Огласит их словом Истины». 2. «Откроет им Евангелие Правды». И только после этого – 3. «Соединит их Святой Своей Соборной и Апостольской Церкви». Не забегает вперед – не ставит сначала крещение, а потом просвещение, но четко устанавливается порядок: Сначала наставление, познание Истины Евангелия, а уже потом – Крещение. Пастыри, учите своих пасомых закону молитвы! Пусть они – вместе с Церковью – прежде всего молятся о просвещении светом Познания Христа своих родственников, а не о том только, «чтоб у них прошла успешно хирургическая операция и чтобы они были успешными и здоровыми».

В Православном Требнике чины «еже сотворити оглашенного» и чинопоследование Божественного Таинства Крещения представляют собою два разных чина, соединение которых «в одну службу» является результатом халатности священства. Молитвы над оглашенным читались в начале курса огласительных бесед – тогда, когда после первых двух-трех бесед человек изъявит готовность изучать основы вероучения Православной Церкви. В конце чина оглашения (т. е. через пол года, или как минимум – через 2 месяца) человек совершал свои отречения от сатаны и сочетания со Христом и читал Символ Веры. И только после этого назначался день Святого Крещения, которое, как правило, совершалось на 1-й праздничной Литургии Пасхи, Рождества, Крещения или Пятидесятницы (остатком от этой практики «Крещальных Литургий» служит пение «Елицы во Христа крестистеся» на литургиях указанных праздников). Напомню так же, что еще в 2000 году Священный Синод в Москве принял для всецерковного употребления чинопоследование «Крещальной Литургии», составленное Православным Свято-Тихоновским Богословским Институтом. Этот чин потом дважды утверждался Архиереейскими Соборами в 2000 и в 2010 гг. К сожалению, некоторые священники ждут все каких-то «особых приглашений» от своего архиерея, не принимая во внимание общецерковных решений, которые и без «особых приглашений» со стороны правящего епископа, являются обязательными для всех.

Могут возникнуть вопросы: Если это все так важно, то почему на протяжении нескольких столетий в Церкви отсутствовал институт оглашенных, а крестили без предварительной подготовки?

Мы должны понимать, что «институт оглашенных» выпал из церковной действительности по вполне объективным причинам: С момента подписания императором Феодосием Великим (380 г. ) указа о статусе «persona non grata» для всех религий, кроме «христианской ортодоксии», в течение одного-двух поколений вся империя стала «православной», а это означало, что граждане в обязательном порядке посещали храм и отдавали своих детей в церковно-приходские школы изучать «Закон Божий». Заметим, что как в Византии, так и в России за некоторые грехи полагалось не только церковное, но и государственное наказание (например, за прелюбодеяние в Византии отрывали носы, а за аборты – сделавшему аборт смертная казнь, а несостоявшейся матери – 20 лет каторги). Образовался крепкий церковно-государственный тандем. Государство брало на себя функции контроля за работой указанной системы. В Христианском государстве Церкви просто некого было «оглашать», так как не было «невоцерковленных граждан».

Князь Владимир в 988 г. Крестил Русь, но он превратил Русь в Христианское (а не светское) государство и за «крещением без подготовки» последовало тут же обязательное для всех посещение приходских школ, которые князь повсеместно открывал для детей и взрослых, принявших крещение. Т. е. крещенные в 988 г. киевляне не были «предоставлены самим себе», и государство брало на себя обязательства воспитать из них христиан. Можно, суммируя, сказать, что в христианском государстве само государство берет на себя глобальную роль «крестного восприемника» всего народа. Эту же систему унаследовала и Российская Империя (до 1905 г. ). Иноверцы могли существовать в рамках империи на правах «широкой внутренней автономии», но и при определенных ограничениях (например, они не могли проповедовать свою веру другим), а вероисповедание стало – наподобие национальности – «наследственным свойством»: От христиан рожденный мог быть только христианином, а в случае его желания обратиться в иную веру он лишался всех сословных и гражданских прав. Так же и мусульманином или иудеем мог быть только тот, у кого родители были адептами данной религии. После «эдикта о веротерпимости» (1905 г. ) послышались активные призывы восстановить огласительную систему: Раз государство прекратило свое существование в качестве гаранта обязательной принадлежности ее граждан к Православной Церкви, последняя теперь вынуждена сама заботиться о воспитании и образовании лиц, свободно (а не в силу законного предписания) обращающихся к Православию. Но печальные события революционного террора и последующие гонения на Церковь сместили акценты и, к сожалению, наш патриархат не мог в тех условиях создать единой огласительной системы. Однако наиболее талантливые светильники веры – святой праведный иерей Алексей Мечев и его сын – священник Сергий; община протоиерея Александра Меня; священники Глеб Каледа и Всеволод Шпиллер – еще в годы существования СССР создали в своих общинах (хотя и независимые друг от друга) «огласительные системы». И было одной из самых страшных наших ошибок то, что в начале 1990-х, видя интеллектуальное и религиозное брожение, в котором пребывает общество, мы не очертили четко границ церковности и не поставили перед крещением «шлагбаум» оглашения. Результатом этой ошибки стало тотальное крещение масс народа безо всякого как предваряющего, так и последующего наставления в вере. Сегодня Церкви в этом вопросе не на кого полагаться, никто не поможет ей в обязательной («принудительной») катехизации всех, кто «формально»крестился. Поэтому восстановление «огласительных школ» является первоочередной задачей самой Церкви.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...