Опыт учителей по развитию самоконтроля в учебной деятельности младших школьников
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 (по материалу статьи Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников)
А. «Разноцветные поправки» Для инициации у школьников потребности в СК, осознания его роли в течение всего периода обучения мы использовали приемы «по собственной инициативе» и «разноцветные поправки» (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов). Суть последней состоит в том, что учащимся после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, просматриваются, но не оцениваются. Через некоторое время учитель предлагает взять тетради и внести исправления карандашом другого цвета. Затем работы вновь собираются и анализируются. На основании полученных данных можно сделать выводы о наличии потребности в СК. В I классе детям предоставлялись три попытки внесения разноцветных поправок, во II классе - две, в III и IV классах ученик мог вносить исправления один раз. Опыт показал, что качество и количество внесенных поправок позволяют приблизительно определить уровень развития СК. Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, мы использовали комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующих развитие итогового, пооперационного, прогнозирующего СК. Так, в I классе дети учатся: сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме; воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем; выполнять действия по развернутой инструкции; осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта; использовать для СК схемы модели, составленные учителем. Во II классе ученикам предлагается: сравнивать промежуточный результат с эталоном;
перечислять последовательность действий и операций контроля; корректировать памятки; выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья; осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта; участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям. В III классе ученики тренируются в: сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий; составлении проверочных заданий для самоконтроля; коллективном составлении алгоритмов; выполнении действий по инструкции с ограничениями; самопроверке по плану с отсутствующими звеньями; составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя. В IV классе школьники упражняются в: сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности; определении состава действий и операций предстоящей деятельности с анализом субъективных трудностей; выполнении действий по общей инструкции; самопроверке по плану с отсутствующими (недоопределенными) звеньями; самостоятельном корректировании плана проверки; целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога. Такое постепенное усложнение заданий от I к IV классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, труд, изо, природоведение) способствуют четкой отработке каждого действия СК. Основой, позволяющей объединить разрозненные действия в единое умение самоконтроля, являются графические образные памятки - «пирамиды самоконтроля» (в I классе дети работают с пирамидой итогового самоконтроля, во II классе - с пирамидой пооперационного самоконтроля, в III классе - с пирамидой прогнозирующего самоконтроля, в IV классе - с обобщенной пирамидой). Данные памятки иллюстрируют общую структуру саморегуляции: постановка цели - создание модели значимых условий - продумывание программы действий - выяснение критериев оценки успешности - оценка результатов деятельности в соответствии с критериями - внесение при необходимости исправлений, коррекция.
Благодаря тому что структура контрольного акта четко закреплена, схемы памятки удобны для использования и запоминания, ученики быстро усваивают их содержание и успешно применяют для самоконтроля на разных уроках. Проиллюстрируем рассуждения детей на уроке русского языка при выполнении упражнения по каллиграфии: «Буду проверять, как я написала, для того, чтобы меня похвалили. Я помню, что у букв должен быть одинаковый наклон, одинаковая высота, а между буквами одинаковое расстояние. Сейчас я приложу ладошку левой руки к буквам и узнаю, одинаковый ли наклон… Да! А теперь я приложу линейку к верху букв и узнаю, одинаковая ли высота… (Дети с I класса пишут в тетради в широкую линейку.) Чуть-чуть отличаются некоторые буквы, а буква «с» совсем маленькая. Может быть, я поторопилась? В следующий раз буду внимательнее». (Саша С., I класс.) Систематизировав данные, полученные в течение семилетней работы, были выявлены и описаны 5 уровней развития самоконтроля. Эта информация позволила объективно оценить результативность проведенной работы, направленной на развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников. С целью анализа условий для развития самоконтроля в учебной деятельности младших школьников нами составлена следующая «Схема наблюдения за деятельностью учителя и учащихся на уроке»:. Психологическое целеполагание. . Задачи развития итогового СК. . Задачи развития пооперационного СК. . Задачи формирования прогнозирующего СК. . Учет целей (задач) при формулировке учебной задачи.. Организация познавательной деятельности. . Формирование потребности в СК. Способность учащихся генерировать разные уровни смыслов. . Определение мер для обеспечения условий становления СК: а) планирование условий проявления СК; б) использование различных методов, средств для актуализации ранее освоенных умений СК. . Организация деятельности в процессе усвоения нового материала:
а) соотношение внешнего контроля и СК; б) опора на психологические закономерности формирования СК (создание модели значимых условий; критерии оценки успешности; наличие эталона; способы внесения корректив); в) учет типичных ошибок, формирование прогнозирующего СК. . Особенности организации закрепления результатов работы: обучение переносу ранее усвоенных способов самоконтроля.. Организация учащихся. . Проявление внутренней дифференциации в осуществлении СК и взаимоконтроля. . Наличие возможностей для взаимоконтроля.. Учет возрастных возможностей. . Наличие алгоритма пооперационного СК (памяток). . Возможность сличения с образцом, заданным в материальной форме или через систему условий.. Стиль урока. . Организация учебного сотрудничества. . Адекватность взаимоотношений, педагогический такт при осуществлении внешнего контроля. . Оптимальный расход времени на осуществление учащимися СК. Работа педагогов со «Схемой наблюдения…» создает условия для развития их профессиональной рефлексии. С этой же целью разработана и сертифицирована программа повышения психолого-педагогической компетентности педагогов «Ключи к самоконтролю», включающая отработку комплекса конструктивных, оперативных и содержательных умений. Работа проблемной группы, консультации и семинары по развитию СК в учебной деятельности младших школьников вызывают у педагогов устойчивый интерес. Ученики начальной школы, прошедшие обучение приемам самоконтроля по схемам «пирамидам», показали в V классе (по сравнению с контрольными классами) высокий уровень социально-психологической адаптации, деятельностной самоорганизации и регуляции. По результатам проведенного исследования выявлено, что 92% детей, обучаясь в старших классах, продолжают использовать алгоритм СК, заданный «пирамидами». [9] Б. «Линеечки» (по материалу статьи «Расскажи о себе, не используя ни одного слова», автор Анастасия Горелова) Есть сильная потребность зафиксировать находки детей вовремя фронтальной работы и работы в группах, чтобы отметить содержательность усилий каждого. В то же время невозможно заваливать учеников пятерками или похвалами, и приходится как-то решать проблему многофакторного оценивания.
Мне пришлась по вкусу оценочная технология «Линеечки», которая описана в психологической литературе и которой пользуются многие учителя. И главное, «Линеечки» приучают ребенка к внутренней «кухне» оценивания, учат самооценке. Итак, каждому ученику выдается листочек с вертикально расположенными линеечками. Для удобства определения уровня все линеечки длиной в 100 мм. Каждая линеечка озаглавлена сверху и снизу. Нетрудно понять, как устроены эти линеечки: сверху высокая степень некоего качества, снизу самая низкая, и надо поставить крестик на той высоте, на которой ты оцениваешь это качество у себя. Сколько должно быть линеечек? 15-20, это оптимальное количество вопросов для раскрытия любого содержания, обычно я ставлю 16. В заглавиях линеечек можно использовать названия умений, которые осваивались на уроках по теме (на каждом уроке не получится, потому что эта работа занимает в классе не менее 15 минут). И тут открывается много интересного для учителя. Оказывается, во-первых, что если ты заранее, накануне изучения темы, определил для себя хотя бы 10 таких параметров, еще шесть обязательно «подбираются» по дороге, в процессе. Во-вторых. На уроках ты невольно более явственно «даешь знать» детям, куда их ведешь. В-третьих, просматривая диагностические листы, ты сопоставляешь самооценку ученика и свою оценку того же самого не для установления расхождений, хотя, как правило, ученик относится к себе гораздо строже, чем я к нему, а для того, чтобы убедиться, что процесс усвоения учебной программы идет осознанно, в благоприятной обстановке и нет сигналов тревожности. А они бывают. Ребенок ставит крестики в самом низу. Не понял, не смог, не разобрался. Сказать об этом на уроке или после урока учителю, который пребывает в вечной суете среди детей, порой просто невозможно. Другое дело - поставить значок на волшебной линеечке, зная, что учитель будет просматривать листочки в спокойной обстановке. Тем более приемлемо, если в результате помощь приходит на самом деле. Наконец, как не сказать о «долгоиграющем» эффекте линеечек. Намного легче проводить отсроченный контроль, если папки с результатами по темам всегда под рукой. Например, повторение в конце четверти или в конце года я всегда провожу с опорой на сравнение с прежними результатами, и это надо видеть: насколько важным и серьезным делом дети считают самодиагностику. А еще они всегда улыбаются своим значкам. [1] В. Карты самоконтроля На открытом уроке в Янинской СОШ (конспект урока см. в приложении) я увидела карты самоконтроля, разработанные учителем начальных классов Мареевой Галиной Иринеевной (МОБУ «Янинская СОШ» Всеволожский район).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|