Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стих сто пятьдесят девятый

«Виждъ, яко заповеди Твоя возлюбих. Господи, по милости Твоей живи мя».

Подумаешь: живет пророк так исправно, что совесть ни в чем его не зазирает; когда другие теснят его за верность закону, не уклоняется от него; когда видит других не хранящими его, снедается скорбию,— какое ж еще нужно дока­зательство любви к закону? И, однако ж, он го­ворит: «виждъ, яко заповеди Твоя возлюбих», — и гово­рит Тому, о Ком знает, что пред Ним все откры­то. Что же он хочет выразить этим? — То, что он не внешний только законник, а сердечный. «Не просто говорит, поясняет блаженный Феодорит, соблюдал я заповеди, но возлюбил их, хотя ничто не принуждало меня к исполнению их». Запове­ди лежат в глубине сердца моего, в самых исходищах жизни, и заправляют всеми проявлени­ями ее. Люблю не одни дела по заповедям, а самую чистоту нравственную, требуемую ими, самое совершенство жизни, изображаемой ими,— люблю не одни дела смирения, но и самое сми­рение,— не одно воздержание от порывов гнева и нечистоты, но и самую кротость и целомуд­рие,— не одни дела милосердия, а самую милостивость, и прочее. А что Богу говорит пророк — «виждъ»,то этим хочет выразить лишь то, что гово­рит так не легкомысленно, не по самомнению присвояя себе то, чего нет, а по освидетельствованию себя, при свете всевидения Божия; сходя с ним в сердце, он видит не в самопрельщении, а на самом деле, что вседушно любит заповеди Божий. Такое расположение и есть начало, из которого должна исходить добрая нравствен­ность: любовь к заповедям ради любви к тем добродетелям, которые они внушают.

Эта любовь не вынуждена, а сама собою вне­дряется или, точнее, возгорается, как скоро кто вкусит добродетели. Это оттого, что добродетели не чужды нам, но составляют первообразный наш духовный строй. Созданные по образу Божию, мы носим в себе семена всех доброт Божиих. Они бы одни и воссиявали в сердце нашем, если бы чрез падение не привились к нам омрачаю­щие, закрывающие и искажающие их страсти. Страсти бывают причиною того, что в нас явля­ется холодность к добродетелям, противление и, наконец, отвращение от них. Не будь заповедей Божиих, может быть, страсти довели бы нас до того, что мы совсем согнали бы с лица земли всякую добродетель. Но заповеди, быв услыша­ны, чрез слух входят внутрь и возбуждают там воспоминание о добродетелях и о той светлости состояния, в какое они поставляют человека, в противоположность мрачности страстей. Это вос­поминание располагает покориться заповедям, ра­ди сокрытой в них силы возвратить нам потерян­ное, но вожделенно-светлое состояние духовное,— и мы покорствуем. На первый раз эта покорность как вызывается, так и поддерживается одним чаянием духовного добра от заповедей и произ­водится напряжением воли. Но постоянство в исполнении их, убивая страсти, оживляет заглу­шённые ими в сердце добродетели, оживленные возращает и дает вкусить сладость возращенных. Вкушенная сладость добродетели прилепляет к ней сердце и делает ее неотъемлемою, потому что не совне она привходит, а воссиявает извнутри и объемлет сердце. Отсюда — любовь. Так доб­родетели, одна за другою, объемлют сердце и ста­новятся предметом его любви. Не все вдруг, а постепенно; всему свое время. Когда же воссияет в сердце вся полнота добродетелей, тогда в ра­дости духовной можно воззвать с пророком: «виждъ, яко заповеди Твоя возлюбих»,— не их только, но и добродетели, сокрытые в них. Вот и рай духовный! Любовь эта есть наслаждение всеми блаженствами от вкушения сладости добродете­лей. Вот как Царствие Божие бывает внутрь нас! Тогда и Бог бывает здесь не как временный гость, а как всегдашний обитатель.

Потому-то, когда вслед за сим пророк мо­лится: «Господи, по милости Твоей живи мя», то выра­жает этим не иное какое желание, как то, чтобы Господь продолжал жить в нем и, живя в нем, оживлял его. Господь — источник жизни, и куда Он пойдет, там разверзаются обильные потоки жизни сладостной и всеблаженной. Испытавший это, когда молится: «живи мя»,то выражает этим: не отходи от меня,— веруя, что лишь бы не ото­шел Господь, то и живительность от Него будет источаться сама собою. Господь охотно пребыва­ет в сердце, полном добротолюбия и самих доб­рот, но не связан тем, а свободно присещает. Присещает и отходит, когда и как Ему угодно. Но когда отходит — мрак и холод в сердце. По­тому и нельзя не молиться: не лишай меня, Гос­поди, милости пребывания Твоего во мне, но не­прерывно живи мя, по милости Твоей.

 

 

Стих сто шестидесятый

«Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея».

Если все словеса Божии представить под ви­дом тела, то глава его — истина. Если предста­вить эти словеса под видом кодекса, то заглавие ему или надпись — истина. Убеждение, что все словеса Божий, определяющие достодолжный образ жизни нашей, суть непреложно истинны, служит основанием жизни по сим словесам. Убежденный в том, что так, а не иначе как в них изображено, должно жить, не может ожидать ка­кой-либо возможности к уклонению от них или изобресть какой-либо предлог и перетолкование их, чтоб, и исполняя их, исполнять не в той силе, как гласят самые словеса. Потому не может не держать в мысли и сердце, что одно из двух неизбежно: или жить по слову Божию, или обречь себя на вечную пагубу,— вечную, потому что «во век вся судьбы правды Божией»,то есть сила решений Божиих, праведно определяющих по­средством заповедей, как следует нам жить, про­стирается на всю вечность. И в вечность за­поведи Божий пойдут вслед нас и будут там или ходатаями за нас, или нашими обличителями. Сознав же такую неминучесть, можно ли еще раздумывать и колебаться, какою идти дорогой?

Враг знает силу этих убеждений, а потому все усилия употребляет к тому, чтобы рассеять их. И успевает, посредством забвения и развлечения внимания другими предметами или посредством странного какого-то решения: «авось, небось.» Как только попадет на это душа, — и потекла жизнь как придется, увлекаемая соприкосновен­ными течениями общей жизни, в которой и смя­тение, и всякое нестроение. А враг тут и есть; он ловит свою добычу и богатит ими вечное свое обиталище, присужденное ему и клевретам его.

Помнящий же заповеди и носящий убеждение, что они непреложны, стоит не колеблясь. Кругом волны, а он словно на утесе; около ветры бушуют, а он как в уютной комнате. И враг ничего с ним не может поделать. Бывают, конечно, подступы и к нему, но они не сдвигают его с места ине изменяют направления его жизни. Оттого у него всегда один и тот же строй, и в уме, и в сердце, одни и те же порядки во внешней жизни. Дли­тельность пребывания в одном и том же еще более утверждает его в том,— и он неизменным проходит, наконец, и среди сени смертной и всту­пает в область вечную, для вечного пребывания опять-таки в том же, в тех же судьбах правды Божией.

Весь мир, которому мы и пределов не знаем, стоит на судьбах правды Божией, но стоит не сам собою: держит его в этом всемощная десница Божия. А так как он не сам собою стоит, то и отступать от этих судеб сам собою не может. Мы же свободны: нам надобно свободно подчинить себя этим судьбам и держать себя в них, чтоб войти в соглашение и гармонию со всею совокуп-ностию тварей. «Всяческая работна»(выше, стих 91) Господу, Творцу и Вседержителю. Отбегать от этого ига, естеством налагаемого, хотя и имеет призрак храбрости, но смысла в нем нет никако­го, ибо в пребывании под ним — наше же благо, и временное, и вечное. Пребывающие под ним сами в себе чувствуют, что так и должно быть; и те, которые убегают из-под него, чувствуют, что так не должно быть, даром что отуманены и за­кружены.

Стихи 161 - 168

 

 

Восьмистишие это обозначается буквою или словом «шин — зуб».

Зубы в животном царстве суть орудие защиты и питания, а у людей, сверх того, помогают говоре­нию. Представляя себе ходящего в законе Божием живым существом, окруженным неприязнию против самого хождения его в законе, можно спросить: чем же дано ему защищаться против того? — Страхом нарушить закон, отвечает про­рок (стих 161), надеждою благ от исполнения его (стих 162), любовию к нему (стих 163). Если со­берешь под один обзор всех, живущих по слове­сам Божиим, то увидишь, что именно эти орудия духовные отражают всякое движение, противное Божиим словесам. К ним в конце пророк присо­единяет хождение пред Богом (стих 168), кото­рое еще крепче тех трех и даже им самим при­дает силу. Вот и зубы его. Чем занята у такого речь? — Богохвалением, именно за блага, истека­ющие от судеб правды Божией (стих 164). Чем питается он? — Теми благами, какими исполня­ется душа его от исполнения заповедей (стихи 165 — 167). Таково содержание этого восьмисти­шия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...