Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Построение тренировочных занятий




В тренировочных занятиях последовательно осуществляется реализация основной цели и конкретных задач многолетней подготовки волейболистов. Структура, содержание, нагрузка тренировочных занятий органически связаны с теми микроциклами, в состав которых они входят.

По направленности практические занятия делятся на однонаправленные, комбинированные, целостно-игровые, контрольные, теоретические. В основе разделения занятий по видам лежит связь их содержания с характером соревновательной деятельности волейболистов.

Однонаправленные занятия посвящены одному из компонентов тренировки: технической, тактической, физической подготовке. Комбинированные занятия включают материал двух-трех компонентов в различных сочетаниях (физическая и техническая, техническая и тактическая, три этих вида подготовки в одном занятии). Целостно-игровые занятия построены на взаимосвязи сторон подготовки волейболиста с использованием метода совмещенных (сопряжениях) воздействий, фрагментов игры, двусторонней игры в волейбол по правилам мини-волейбола, по упрощенным правилам с соблюдением основных правил.

В основе разделения занятий по направленности лежит связь их содержания с характером соревновательной игровой деятельности волейболистов. Занятия различаются также по степени нагрузки. Меньшей нагрузкой отличаются однонаправленные занятия по обучению технике и тактике игры, в остальных нагрузку можно варьировать в необходимых пределах, в зависимости от поставленных задач.

Однонаправленные занятия по обучению технике - центральные в системе многолетней тренировки волейболистов, особенно юных. От качества этих занятий зависит решение важнейшей задачи - вооружение волейболистов широким арсеналом приемов игры. Такие занятия насыщены подводящими упражнениями, здесь широко применяются наглядные пособия, киноматериалы, видеозаписи, технические средства обучения и т. п. Усилия тренера направлены на то, чтобы юные спортсмены овладели, во-первых, рациональной техникой, во-вторых, овладели этой техникой правильно и в совершенстве.

Однонаправленные занятия по обучению тактике призваны вооружить занимающихся навыками умелого применения изучаемых технических приемов игры в процессе тактических (в нападении и защите) действий - индивидуальных, групповых и командных, а также знаний полученных в процессе теоретических занятий по тактике. При обучении тактике особенно полезны наглядные пособия и различные технические средства. Большое место в таких занятиях отводится заданиям с учетом игровых функций волейболистов в команде. На всех этапах многолетней подготовки волейболистов особое внимание уделяется повышению уровня их индивидуального тактического мастерства.

Однонаправленные занятия по совершенствованию техники должны обеспечить высокую степень надежности навыков выполнения приемов игры. Совершенствование навыков у занимающихся осуществляется под лозунгом универсальности для квалифицированных волейболистов. Чередуются облегченные и усложненные условия выполнения технических приемов, широко варьируются нагрузки с целью избежать отрицательного влияния адаптации к относительно однотипным и однообразным упражнениям.

Однонаправленные занятия по совершенствованию тактики основной целью имеют добиться стабильной надежности выполнения арсенала технических приемов в структуре тактических действий - индивидуальных, групповых и командных, а также совершенного овладения широким арсеналом тактических действий в нападении и защите.

Однонаправленные занятия по физической подготовке посвящаются преимущественно общей физической подготовке или специальной или общей и специальной. На таких занятиях решаются задачи развития физических качеств быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, а также преимущественного развития названных качеств в определенном сочетании применительно к специфике отдельных приемов игры, тактических действий и в целом игровой деятельности. Большое место в таких занятиях занимает скоростно-силовая подготовка. На таких занятиях широко применяется метод круговой тренировки на тренажерных устройствах и различном специальном инвентаре.

Комбинированные занятия, основанные на технической и физической подготовках, подчинены главной задаче - более успешному первоначальному обучению приемам игры при оптимальном уровне развития необходимых для этого физических способностей, а также неуклонному совершенствованию навыков выполнения технических приемов в процессе многолетнего процесса становления мастерства юного волейболиста. Содержание физической подготовки зависит от задач и содержания технической подготовки (начальное обучение, совершенствование) на определенном этапе многолетней подготовки или годичного цикла.

Комбинированные занятия на основе технической и тактической подготовки преследуют цель совершенствования технических приемов в плане обеспечения эффективного выполнения арсенала тактических действий, запрограммированного для данного контингента волейболистов. В то же время совершенствование навыков выполнения индивидуальных, групповых, командных тактических действий должно обеспечить возможность максимального использования технического арсенала, которым владеют на данном этапе многолетней подготовки спортсмены. В комбинированных занятиях могут ставиться задачи начального обучения технике и тактике, но больше это характерно для задач совершенствования.

Комбинированные занятия, базирующиеся на технической, тактической и физической подготовке, строятся на основе предыдущих видов занятий при ведущей роли технико-тактического содержания. Повторяемость упражнений: средства физической подготовки, технической, тактической - при этом многократна. Таким образом, имеет место чередование названных средств. В этих занятиях применяется учебная двусторонняя игра, которая направлена на решение основных задач конкретного занятия.

Занятия по интегральной подготовке (целостно-игровые) направлены на решение важнейшей задачи - обеспечение взаимосвязи сторон подготовки и реализацию приобретенного арсенала средств в игровой и соревновательной деятельности. Основное содержание таких занятий составляют задания на взаимосвязь физической и технической, технической и тактической подготовки, на переключение, игровые тренировки. Взаимосвязь сторон подготовки достигается упражнениями, развивающими физические качества с помощью приемов игры, совершенствующих технику в структуре тактических Действий, а также многократным повторением приемов техники и тактики игры. Тренировка на переключение состоит в попеременном выполнении технических приемов нападения и защиты, индивидуальных, групповых и командных тактических действий отдельно в нападении, в защите и всех вместе. Игровые тренировки посвящены Учебным играм в волейбол, в которых применяется система продуманных заданий. Главная цель - добиться того, чтобы волейболисты применяли в игре изученный технико-тактический арсенал в полном объеме и уверенно, а также тактически целесообразно и эффективно,

Контрольные занятия посвящены приему нормативов, выполнению контрольных заданий (по индивидуальным планам), при необходимости двусторонних игр с целью получить данные о том, как применяют в игре занимающиеся изученные технические приемы и тактические действия.

Теоретические занятия проводятся в виде лекций, семинаров, бесед и экзаменов (зачетов). Кроме того, теоретической подготовке следует уделять внимание и на практических занятиях, о которых говорилось выше.

Важный компонент структуры тренировочного занятия - тренировочное задание, под которым понимают комплекс физических упражнений, специально подобранных игр для решения конкретных задач. Тренировочное занятие можно рассматривать как определенную последовательность тренировочных заданий. Для каждого типа тренировочных занятий разрабатываются каталоги тренировочных заданий.

Комплексный контроль

Наряду с планированием (программированием) важнейшей функцией управления является исполнение, которое подразделяется на организацию и контроль. Функция контроля охватывает процесс, направленный на обеспечение совпадения отдельных событий (показателей) с плановыми заданиями, то есть координация действий всех элементов данной системы по достижению цели.

Исходя из концепции единства планирования и собственно действия как двух частей одной работы, контроль здесь выступает как оперативное управление, которое обеспечивает функционирование системы в соответствии с намеченным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с намеченными планами и последующей корректировкой процесса подготовки спортсменов и самих планов.

В процессе управления подготовкой волейболистов контроль рассматривается в трех аспектах: первый - как элемент общего руководства процессом; второй - как набор специальных мер контрольной службы; третий - как обеспечение обратной связи с целью наблюдения за состоянием системы тренировки. Контроль должен быть полезен тем, для кого он предназначен; быть тесно связан с организацией процесса, уметь предвидеть отклонения; указывать характер корректирующих действий; быть гибким. Выходные данные должны быть лаконичны и понятны.

Система контроля служит для получения информации о текущем состоянии процесса подготовки волейболистов, всех его составных частей, а от информационного обеспечения зависит эффективность управления. Основные виды контроля - этапный, текущий, оперативный. Основные формы контроля - педагогический, медико-биологический и психологический.

В ходе педагогического контроля получают информацию, на основании которой оценивается эффективность системы педагогических воздействий. В его задачи входит осуществление тренировочных планов и их корректировка, оценка эффективности применяемых средств и методов, тренировочных заданий, тренировочных занятий, микроциклов, средних циклов и т. д.; выбор показателей и обоснование контрольных нормативов для оценки подготовленности волейболистов по основным параметрам; выявление динамики спортивных достижений (показатели соревновательной деятельности); выявление и отбор перспективных волейболистов.

В процессе контроля соревновательной и тренировочной деятельности применяются следующие методы:

  • видеозапись, стенографирование, хронометрирование волейбольной встречи (действия обеих команд) с последующим анализом соответствующей информации;
  • наблюдение за технико-тактическими действиями волейболистов (кодированная запись, видеозапись) в процессе соревнований и тренировки, сравнительный количественно-качественный анализ;
  • киносъемка для биомеханического анализа техники, оценки тактики;
  • хронометраж тренировочных занятий;
  • тестирование технической подготовленности (основные приемы игры, сочетание приемов игры);
  • тестирование тактической подготовленности (индивидуальные, групповые и командные действия в нападении и защите);
  • тестирование физической подготовленности;
  • тестирование интегральной подготовленности (в единстве технико-физическая, тактико-техническая);
  • экспертные оценки;
  • анализ и синтез.

Медико-биологический контроль служит для получения информации о состоянии здоровья, физическом развитии, функциональных возможностях и индивидуальных особенностях каждого волейболиста и выработки предложений для более успешного решения задач подготовки волейболистов.

В процессе медико-биологического контроля применяются следующие методы: анатомо-морфологическое обследование; пульсо - метрия; измерение артериального давления; электрокардиография; определение физической работоспособности (по тесту PWC170, тестирующие упражнения и др.); точность воспроизведения мышечных усилий; тремография; теппинг - тест; время реакции на световой раздражитель: простой, сложной, на движущийся объект; оценка коротких интервалов времени; определение пропускной способности зрительно-моторной системы; биохимические методы (определение в крови мочевины, лактата, глюкозы, гемоглобина, в моче белка и др.).

В процессе психологического контроля применяются следующие методы: мотивации спортивных достижений (МСД); личностные методики (карты личности К. К. Платонова, опросники Кэттела,

Айзенка, Спилберга); социометрия, выявление социально-психологического климата (СПК); моделирование взаимосвязанной групповой деятельности (гомеостатическая методика).

Таким образом, комплексный контроль должен обеспечивать получение информации, охватывающей следующие основные звенья: тренировочная деятельность - соревновательная деятельность - спортивные достижения (результат), как применительно к каждому звену в отдельности, так и в их взаимосвязи, в интегративном выражении. При этом информация должна давать возможность оценивать параметры как в данный момент, так и обладать прогностической значимостью на тот или иной промежуток времени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...