Методы управления организационными конфликтами. Основная классификация.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1 Внутриличностные методы. Направлены на воздействие на отдельную личность и состоят в правильной организации своего поведения, в умении высказывать свою точку зрения, не вызывая при этом ответной защитной реакции. Метод «Я-высказваний» (Гордон) - человек высказывает свою позицию, не превращая оппонента в противника. Мысли, чувства, действия человек высказывает от первого лица. Эффективен, когда мы хотим донести какую-либо идею, но при этом хотим, чтобы это не было воспринято негативно. Методы, связанные с саморегуляцией эмоционального состояния, так же являются внутриличностными методами. 2 Структурные методы – воздействие на участников коллектива в организации. 1) разъяснение требований к работе. Способ предупреждения и урегулирования конфликта. Чаще всего реализуется через составление инструкций. 2) использование координационных механизмов (иерархия полномочий, которая упорядочивает взаимодействие людей, информационные потоки; принцип единоначалия) 3) разработка и уточнение общеорганизационных целей (объединение усилий на достижение общих целей) 4) разработка обоснований системы вознаграждений (должна быть справедливой) 3 Межличностные методы предполагают, что в конфликтной ситуации участники выбирают стиль поведения для разрешения ситуации. К ним относятся стратегии поведения в конфликте: приспособление, уход от конфликта, противоборство, сотрудничество, компромисс. Так же используются методы принуждения (попытки пересечения действий других людей на оппонента и попытка заставить его принять свое суждение) 4 Решение проблемы - признание равноправия во мнениях и наличие различий в них, стремление понять причины конфликта и найти такие пути решения, которые приемлемы для обеих сторон. Этапы решения проблемы:
- определение проблемы в категориях целей, а не решений (зачем? Для чего?) - выявление решения, приемлемого для обеих сторон - сосредоточение внимания на самой проблеме, а не на личностных особенностях - создание атмосферы доверия - создание положительного отношения друг к другу. 5 Переговоры представляют собой набор практических приемов, направленных на достижение взаимоприемлемых решений. Условия переговоров: - стороны должны быть взаимозависимы - различия в полномочиях участников конфликта - должна быть достигнута определенная стадия конфликта при которой возможны переговоры -наличие участия всех конфликтующих сторон в переговорах 6 Ответная агрессивная реакция Используется когда существует страх перед противоположной стороной или надвигающимся конфликтом; когда время конфликта складывается неудачно (невовремя). Этот метод неэффективен, когда конфликт важен. При наличии длительного существования конфликта так же этот метод неэффективен. Особенности социальных технологий управления организационными конфликтами. Технология возникла в сфере материального производства. Это последовательность операций, приемов и др. средств, применение которых позволяет получить заранее заданный результат. Признаки технологии: - всегда регламентированная деятельность человека - делает деятельность стандартизированной, т.е. технологию можно применить в схожих условиях - тиражирование (распространение) Объектом технологизации является деятельность человека. Технология – форма взаимодействия между наукой и практикой. Практика – 2 сферы (экономическая и социальная). Преломление научных открытий в практике есть технология (артефакты). Технология позволяет изменить практическую сферу деятельности людей.
Виды технологий: - социальная технология (инструмент практической деятельности, который предполагает решение стандартных, повторяющихся задач управленческой деятельности) 2 типа: подготовка управленческих решений (диагностическая) и реализация решений (технология регулирования конфликтов) Посредничество – вмешательство в конфликт, переговоры признание сторонами, которые не обладают официальной властью принятие решений, помощь сторонам добровольно прийти к взаимному согласию по какой либо проблеме. 3 вида посредничества: - формальное (фиксация в правовых документах) - неформальное - общественное (посредник – общественная организация) Посредничество при управлении организационными конфликтами. Посредничество – вмешательство в конфликт, переговоры признание сторонами, которые не обладают официальной властью принятие решений, помощь сторонам добровольно прийти к взаимному согласию по какой либо проблеме. 3 вида посредничества: - формальное (фиксация в правовых документах) - неформальное - общественное (посредник – общественная организация) Принципы посредничества: - приемлемость, беспристрастность, нейтральность, добровольность, высокая степень готовности сторон к урегулированию конфликта, необходимость осознания третьей стороны - ресурсы для заключения компромисса, средства влияют друг на друга Шаленко В.Н. Роли посредника, цели: - открытость для оппонента (коммуникатор) - легитимизатор (право каждой стороны на участи в конфликте); - фасилитатор (облегчение взаимодействия сторон);- тренер (достижение взаимного соглашения);- расширитель ресурсов; - исследователь проблемы; - агент реальности (обосновывает объективность решения);- роль козла отпущения; - лидер
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|