Методические рекомендации преподавателю «Ноксология»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Методические рекомендации преподавателю По дисциплине
«Ноксология»
Составитель: канд. техн. наук, доцент А.Х. Агадуллина
Уфа-2012 Методические рекомендации преподавателю «Ноксология»
Ноксология в высшем образовании - это необходимый превентивный анализ всех принимаемых техногенных решений с целью обнаружения возможных опасных проявлений, требуется применение научно обоснованных требований к созданию малоопасных технологий, машин и производств, установление современных норм и правил для обеспечения безопасности зон труда и отдыха, нормативов возможного допустимого воздействия техносферы на человека и на окружающую среду. Одновременно имеется потребность в массовом внедрении в общество культуры безопасности, основанной на получении каждым человеком знаний о происхождении и принципах появления опасностей; знаний о современном мире опасностей и защите от него. Таким образом, объективно возникла необходимость активного развития человеко- и природозащитной деятельности на научной основе путем создания науки об опасностях окружающего материального мира — ноксологии, а также подготовки инженерно-технических и научных кадров — носителей соответствующих знаний. Дисциплина «Ноксология» относится к математическому и естественнонаучному циклу и обеспечивает понимание и логическую взаимосвязь систем «человек — техносфера — природа» на уровне их негативного взаимодействия. Ноксология изучает: ü происхождение и совокупное действие опасностей, ü описывает зоны и показатели их влияния на материальный мир, ü оценивает ущерб, наносимый опасностями человеку и природе.
В задачи ноксологии входит: ü изучение принципов минимизации опасностей в источниках; ü основ защиты от них в пределах опасных зон. Дисциплина «Ноксология» отражает и систематизирует научно-практические достижения в области человеко-и природозащитной деятельности, основывается на теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых. Известные знания о безопасности жизнедеятельности и защите природы объединены в рамках этого учения далеко не случайно. Они имеют одну понятийную основу и неразрывно связаны с понятием «опасность». Кроме того, они имеют общее реальное содержание, обусловленное общностью источников опасностей, действующих, как правило, одновременно на человека, общество и природу, а также значительную общность средств защиты. Цель дисциплины: формирование у студентов базовой профессиональной ноксологической компетентности (в части знаний теоретических основ мира опасностей и принципов обеспечения безопасности, готовности к реализации этих знаний в процессе жизнедеятельности, осознании приоритетов задач по сохранению жизни и здоровья человека, значимости дальнейшей профессиональной деятельности), выступающей результатом заявленных в ФГОС ВПО общекультурных и профессиональных компетенций (организационно-управленческих и экспертных, надзорных и инспекци-онно-аудиторских) по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (квалификация/степень — бакалавр). Задачи дисциплины: ü дать представление об опасностях современного мира и их негативном влиянии на человека и природу; ü сформировать критерии и методы оценки опасностей; ü описать источники и зоны влияния опасностей; ü дать базисные основы для анализа источников опасности и представления о путях и способах защиты человека и природы от опасностей. Дисциплина призвана подготовить студентов к решению следующих профессиональных задач:
1) проектно-конструкторская: идентификация источников опасностей на предприятии, определение уровней опасностей; 2) организационно-управленческая: участие в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях; 3) научно-исследовательская: анализ опасностей техносферы, участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты. Место дисциплины. Дисциплина «Ноксология» базируется на изучении дисциплины математического и естественнонаучного цикла «Экология». Перед изучением дисциплины «Ноксология» студент должен: 1) знать: факторы, определяющие устойчивость биосферы; основы взаимодействия живых организмов с окружающей средой; естественные процессы, протекающие в атмосфере, гидросфере, литосфере; характеристики антропогенного воздействия на природу, принципы рационального природопользования; 2) уметь: осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины у студента должна быть заложены мотивационные, теоретические и деятельностные основы базовой профессионально-ориентированной ноксологической компетентности как интегральной характеристики личности высших профессиональных кадров в области обеспечения техносферной безопасности. Мотивационный (ценностный) критерий ноксологической компетентности студентов выражается в: • сформированности профессионального мотива, заключающегося в убежденности значимости дальнейшей профессиональной деятельности в области защиты объекта от опасностей и создания безопасной среды обитания для человека; • понимании необходимости обеспечения безопасности на всех уровнях, превентивности вопросов безопасности, осознании ценности человеческой жизни; • сформированности положительного отношения к предмету. Когнитивный критерий ноксологической компетентности студентов определяется:
• объемом, полнотой, устойчивостью, системностью знаний в области теоретических основ опасностей и теоретических основ обеспечения безопасности; • качеством знаний в области теоретических основ опасностей и теоретических основ обеспечения безопасности, приэтом в понятие качества включается глубина, точность (четкость), освоенность, прочность, результативность; • сформированностью познавательной активности учащихся. Деятельностный критерий ноксологической компетентности студентов включает следующие показатели: • готовность к практическому применению полученных знаний в области теоретических основ опасностей и теоретических основ обеспечения безопасности в учебной и профессиональной деятельности, при этом учитываются направленность, динамичность и действенность применения; • готовность, способность к самостоятельному решению поставленных профессиональных и жизненных задач; • творческий подход при решении поставленных профессиональных и жизненных задач. Структура и содержание дисциплины. Общая трудоемкость курса ноксологии составляет пять зачетные единицы — 180 час. Для повышения мобильности студентов в рамках направления «Техносферная безопасность» дисциплина должна реализовываться в рамках второго года обучения. Разделы дисциплины, их понедельное распределение, предлагаемые виды учебной работы и формы контроля приведены в рабочей программе.
1. Лекция - ведущая форма организации учебного процесса в вузе. Роль лекции в вузе так же велика, как и роль урока в общеобразовательной школе. Ее особое значение состоит в том, что она знакомит студента с наукой, расширяет, углубляет и совершенствует ранее полученные знания, формирует научное мировоззрение, учит методике и технике лекционной работы. Преподаватель в процессе изложения курса связывает теоретические положения своей науки с практикой. Вместе с тем на лекции мобилизуется внимание, вырабатываются навыки слушания, восприятия, осмысления и записывания информации. Лекция несет в себе четкость, стройность мысли, живость языка, эмоциональное богатство и культуру речи. Все это воспитывает логическое мышление студента, закладывает основы научного исследования.
Лекция дает возможность показать образец логического, четкого, аргументированного изложения мыслей, обоснований, суждений, формулирования выводов в соответствии со схемами: Каждой лекции отводится определенное место в системе учебных занятий по курсу. В зависимости от дидактических целей лекции могут быть: вводными; обзорными; обобщающими; тематическими; установочными. Они различаются по строению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов. Выбор типа лекции обусловлен спецификой учебного предмета и решением воспитательных и развивающих задач. Студентам необходимо готовиться к восприятию лекции, чтобы сознательно усваивать материал, мыслить вместе с преподавателем. Что же входит в предварительную подготовку к лекции, ее восприятию? Во-первых, психологический настрой на эту работу: осознание необходимости ее систематического выполнения. Во-вторых, целенаправленная познавательно-практическая деятельность накануне лекции (просматривание записей предыдущей лекции с целью восстановления в памяти ранее изученного материала; ознакомление с заданиями для самостоятельной работы, включенными в программу, подбором литературы). Подготовка к лекции мобилизует студента на творческую работу, главными в которой являются умения слушать, воспринимать, анализировать, записывать. Завершающим этапом самостоятельной работы над лекцией является обработка, закрепление и углубление знаний по теме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|