Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пояснительная записка к рабочей программе по мировой художественной культуре для11 класса




МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени А.М.Горького»

Городского округа город Фролово Волгоградской области

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 - 11 класса

Составитель Мельникова Е. С.

Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе Программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010».

Цель курса — на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащих­ся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.

Задачи курса:

· развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

· формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах разви­тия русской художественной культуры, выявить закономерно­сти ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.

· воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.

Изменения, внесенные в рабочую программу. Содержание полностью соответствует программе курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010».. Изменения не внесены.

Учебно-методический комплект Учебники для общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура. Для 10 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Русская художественная культура. 10класс. Ч.2: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

Количество часов. В школьном учебном плане на изучение предмета «Мировая художественная культура»» отводится в 10 классе 1 час из базисного учебного плана. Таким образом, в 10 классе за год должно быть проведено 35 часов, в т. ч. 10 минут на тестирование знаний по теме урока и 25 мин. на изучение нового материала.

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-лекция урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнения художественно-практических заданий и написания сочинений (эссе).

Нормативная база:

1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.(приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).

2. Концепция художественного образования(приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).

3.«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255);

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

4.«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);

5.Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • попыток самостоятельного художественного творчества.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел I. Художественная культура Древнего и средневекового Востока - 10 часов.

Раздел II. Художественная культура Европы: Становление христианской традиции - 14 часов.

Раздел III. Духовно – нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X – XVIII вв.) - 10 часов.

Итоговое повторение - 1 час.

 

Формы и средства контроля

устная, в виде тестового контроля из пособия для учителя «Изобразительное искусство» 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты/авт.О.В.Свиридова: Учитель, 2008., стр.11; стр.14; стр.19; стр.23;стр.25; стр.29; стр36; стр46., а также художественно-практические задания и написание сочинения (эссе). Будут учитываться и достижения детей в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах, фестивалях.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основная литература.

Учебники для общеобразовательных учреждений.

Мировая художественная культура. Для 10 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Русская художественная культура. 10класс. Ч.2: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

 

Дополнительная литература.

МХК. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная культура. 10 класс" / Сост.: А.В. Хорошенкова. - Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", 2006. - 144 с.

Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с..

Учитель - учителю: Из опыта работы учителей Белгородской области. Серия "Дисциплины социально-гуманитарного цикла". Вып. 3 / Сост. Л.М. Белогурова; БелРИПКППС. - Белгород: ИПЦ "Политерра", 2008. - 188 с.

Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

Оборудование и приборы

Компьютер; экран; мультимедийная установка

Слайды: Искусство Древнего Египта. Искусство Древней Греции. Искусство Древнего Рима. Искусство Византии. Романская архитектура и скульптура. Искусство готики. Культура Древней Руси. Средневековое искусство мусульманского мира. Культура древнего и средневекового Китая. Искусство Японии. Культура Возрождения. Искусство Барокко. Искусство Классицизма

Аудиозаписи и фонохрестоматии, фрагменты музыкальных произведений.

 

Календарно-тематический план 10 класс.

 

Раздел, тема Урок в теме Содержание, основные понятия Стандарт темы. Дата план Дата факт
Древние цивилизации 1. Первые художники Земли. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка, танец.   Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных стран и народов мира, сложившаяся на протяжении исторического развития цивилизации. Происхождение искусства. Первые опыты художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Синтез слова, музыки, танца и изображения в магическом ритуале. Художественная символика в искусстве последующих эпох.      
2. «Пирамиды» - жилища вечности фараонов. Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света.     Художественная культура древних цивилизаций. Памятники зодчества, изобразительного искусства, литературы и музыки Древнего Египта. Пирамиды в Гизе, храмы в Карнаке и Луксоре[1], канонические скульптурные изображения богов и фараонов, рельефы и фрески, музыкальные инструменты.      
3. Архитектура Среднего и Нового царства Др. Египта. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, храм царицы Хатшепсут.      
4. Изобразительное искусство Египта. Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельеф и фрески)      
5. Художественная культура Древней Передней Азии. Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.   Художественные достижения Передней Азии, Индии и Китая. Шедевры зодчества и изобразительного искусства (Великая Китайская стена, зиккурат в Уре, ступа в Санчи, чайтья в Карли). Народный эпос.      
6. Искусство доколумбовской Америки. Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовской Америки.   Главные темы искусства Доколумбовой Америки. Многообразие архитектурных форм и изобразительное искусство (ступенчатые пирамиды и дворцы, монументальная скульптура, фрески и произведения декоративно-прикладного искусства).      
Культура Античности 7. Золотой век Афин. Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя.   Мифология – главный источник образов и символики античного искусства. Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции (Афинский Акрополь, творчество Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя и др. Рельефы, фрески, вазопись). .      
8. Архитектура Древнего Рима. Архитектурные символы римского величия. Пантеон – «храм всех богов».   Художественная культура Древнего Рима. Развитие древнегреческих традиций. Шедевры зодчества: Римский Форум, Пантеон, Колизей, инженерные сооружения. Римский скульптурный портрет. Мозаики и фрески Помпей    
9. Театральное искусство Античности. Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа.   Древнегреческий театр и его творцы (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Музыкальное искусство. Зрелищные искусства. Музыкальная культура. Раннехристианское искусство.    
Средние века 10. Мир византийской культуры. Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.   Художественная культура Средних веков. Архитектура и изобразительное искусство Византии. Собор Святой Софии в Константинополе, иконопись, мозаики Равенны.      
11. Архитектурный облик Древней Руси. Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских».   Особенности славянской языческой культуры. Влияние Византии на художественную культуру Руси. Формирование национального стиля в архитектуре: крестово-купольная и шатровая модели храма.    
12. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.   София Киевская и Новгородская, Успенский собор во Владимире, храм Покрова Богородицы на реке Нерль, церковь Вознесения в Коломенском.    
13. Архитектура Московского княжества. Ансамбль Московского Кремля.     Архитектура Московского Кремля. «Дивное узорочье» московского барокко. Шедевры деревянного зодчества. Художественный мир мозаик и фресок XI-XVII веков.    
14. Изобразительное искусство Древней Руси ХI – ХIII вв. Икона и иконостас. Особенности новгородской школы живописи.     Шедевры Новгородской и Владимиро-Суздальской школ живописи.. Особенности музыкальной культуры (знаменный распев).      
15. Изобразительное искусство Древней Руси ХIV - ХV вв. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. Творчество Дионисия. Художественный стиль Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия    
16. Архитектура западно-европейского Средневековья. Романский стиль. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Освоение западноевропейских традиций. Разнообразие национальных школ и смена стилистических канонов в искусстве Западной Европы. Шедевры романского и готического стиля архитектуры. Соборы Нотр-Дам в Париже и Шартре (Франция), собор в Кёльне (Германия) и др. Готический собор как синтез искусств (базиликальный тип архитектуры, скульптурный и изобразительный декор, григорианский хорал, литургическая драма). Светское искусство (средневековый фарс, музыкально-поэти-ческое творчество трубадуров и миннезингеров).    
17. Архитектура западно-европейского Средневековья. Готический стиль. Готический собор как образ мира.    
18. Изобразительное искусство Средних веков. Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой.      
Культура Востока 19. Индия – «страна чудес». Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.   Характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства стран ислама. Медресе Улугбека в Самарканде, соборная мечеть в Кордове, минарет аль-Мальвия в Сирии, дворец Альгамбра в Испании, мавзолей Тадж-Махал в Индии. Искусство орнамента, каллиграфии и книжной миниатюры. Литература Арабского Востока. Своеобразие музыкальной культуры. Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского храмового зодчества и изобразительного искусства. Музыкальное и театральное искусство Индии. Индийский танец как синтез искусств. Значение и уникальный характер художественной культуры Китая и Японии. Шедевры зодчества: императорский дворец в Пекине, золотой павильон в Киото, пещерный храм Юньган, замок «Белой цапли» в Химедзи. Садово-парковое искусство: сад камней Реандзи в Киото, комплекс Бейхай в Пекине. Многообразие жанров китайской живописи. Японская гравюра (К.Утамаро, А. Хиросигэ). Театральное и музыкальное искусство (Пекинская музыкальная драма, японский театр Ноо и Кабуки).      
20. Музыкальное и театральное искусство Индии. Классическая музыка Индии. «Веды», «Ригведы». Театральное искусство «Натьяшастры».    
21.Художественная культура Китая. Архитектура. Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры.      
22. Художественная культура Китая. Живопись. Жанры китайской живописи. Монохромность живописи.    
23. Искусство Страны восходящего солнца (Япония). Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевря японской архитектуры. Садово-парковое искусство. Гравюра.      
24. Художественная культура ислама. Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Межкультурные коммуникации русских и татар в Вятскополянском районе Кировской области.    
Возрождение 25. Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.   Культура эпохи Возрождения. Идеалы гуманизма и их влияние на развитие искусства. Шедевры архитектуры (Ф. Брунеллески, Л.Б.Альберти, Д.Браманте, А.Палладио). Мастера изобразительного искусства (Джотто ди Бондоне, Донателло, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонорроти, Рафаэль Санти, Тициан, Джорджоне, А.Дюрер, К.Босх, П.Брейгель и др.). Духовная и светская музыка Ренессанса. Итальянская комедия дель арте. Театр Шекспира. Характерные черты искусства маньеризма.      
26. Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника.      
27. Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело. Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти      
28. Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных». Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника.      
29. Возрождение в Венеции. Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии.    
30. Северное Возрождение. Живопись нидерландских мастеров Живопись нидерландских мастеров. Творчество Яна Ван Эйка Босха.    
31. Северное Возрождение. Живопись немецких мастеров. Дюрер – «художник, достойный бессмертия».    
32. Музыка эпохи Возрождения. Музыкальная культура Возрождения. Композиторы: Орландо Лассо, Клеман Жанекен, Палестрин.      
33. Театр эпохи Возрождения. Итальянская комедия дель арте. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира.      
  34. Заключительный урок: «Мировая художественная культура от истоков до ХVII вв.» Обобщение изученного за год.      
                   

 

Пояснительная записка к рабочей программе по мировой художественной культуре для11 класса

 

Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по мировой художественной культуре.

Изучение МХК осуществляется в рамках базового курса, опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования и рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год).

В рамках изучения предмета используется следующий учебно – методический комплект:

1. Мировая художественная культура. 11 класс. Ч.1: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

2. МХК. 10 11 класс. Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура. 10-11 класс.»/ Сост. А.В.Хорошенкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010/.

3. Электронное средство учебного назначения, разработанное к учебникам МХК для 10-11 классов (Министерство образования Российской Федерации, ЗАО «Новый Диск», 2003).

 

4.Учебное электронное издание по курсу «Культурология» (Министерство образования Российской Федерации, ЗАО «Новый Диск», 2003)

Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Данная рабочая программа изучения курса «Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе Программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005».

 

Цель курса — на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.

 

Задачи курса:

 развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

 формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.

 воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.

 

Изменения, внесенные в рабочую программу. Содержание полностью соответствует программе курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005».. Изменения не внесены.

Учебно-методический комплект Учебники для общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура. Для 10 классов. Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005. Допущено Министерством образования и науки РФ.

 

Нормативная база:

1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.(приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).

2. Концепция художественного образования(приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).

3.«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255);

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

4.«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);

5.Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...