Деятельность арабских мыслителей
Развитие психологии в средние века и эпоху Возрождения. История средних веков охватывает период с У п о ХУ1 в.в. В истории он определяется как эпоха возникновения, развития и упадка феодализма. Рубежом между средним веком и новым временем является английская революция (1640- 1660г.г.). На Востоке феодализм стал складываться раньше, чем на Западе, но сложившиеся там условия задерживали исторический процесс, замедляя развитие капитализма, в результате чего развитие психологической мысли переместилось с Востока на Запад. Средние века в истории получили противоречивую характеристику. Их характеризуют как эпоху варварства, аскетизма, невежества и в то же время рыцарства. Эпоха средневековья выдвинула плеяду великих людей: Томас Моор, Роджер Бэкон, Авиценна, Николай Коперник, Джордано Бруно, Омар Хайям, Галилео Галилей, Данте, Петрарка, Рафаэль, Андрей Рублев, Леонардо да Винчи и др. Анализируя, своеобразный материл средневековья, А.Я. Гуревич сделал вывод, что в эту эпоху складывается понятие о личности средневекового человека, выявляется его специфика. В средневековье господствует авторитет церкви. Все неугодное ей предается анафеме. Уже в 1022 г. в Орлеане запылали первые костры инквизиции. В этот период появляются профессора мистики, алхимии, астрологии. В силу этого период с У по Х111 в.в. называют «темными годами». В средние века сложились мировые религии: буддизм в Азии, ислам в Средней Азии и Северной Африке, христианство в Европе и Азии. Важнейшим институтом религии являлась церковь, но ее роль на идеологию и общество осуществлялась по-разному в разных странах. Буддизм в Китае не играл такой роли государственной жизни как католичество. Просвещение и образование в Китае находилось в руках конфуцианцев, т.е. представителей светского просвещения.
В Х1 – Х11 в.в. происходит развитие городов, возникают университеты, которые являются опорой схоластов и духовенства. Активно изучается «Органон» Аристотеля, основанный на веровании и религии, другие труды античных философов были запрещены. Психология в средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия – показать, как дух человека возвышается до царства благодати. Деятельность арабских мыслителей Для этого периода характерна деятельность арабов: Авиценны, Альгазена, Аверроэса. Они вернули народам Европы греческую философию и, развив ее, положили начало материализму ХУ111века. В трудах этих ученых говорится об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, отвергается бессмертие души. Авиценна дал более точное, чем врач Гален, описание связи процессов ощущения и мышления с мозгом (наблюдая за ранеными). Альгазен в «Оптике» развивает учение об ощущении, впервые обращая внимание на длительность психических актов. Аверроэс развил учение Аристотеля о пассивном и активном разуме. В целом, арабоязычные мыслители способствовали восстановлению психобиологии, утверждению господства аристотелевской психологии, ставшей абсолютной с Х111 века. К основным учениям средневековья относится номинализм, утверждающий, что общности – не предметы, они просто слова, звуки, имена (номина). Это учение развивалось в борьбе с реализмом, согласно которому общности (универсалии) существуют как отдельные предметы. Номинализму и рационализму было противопоставлено учение концептуализма (Х11в.) Суть которого в следующем: «Хотя идеи отдельно от вещей не существуют, их нельзя признать только словами. Идеи – продукты ума и выражают существенное свойство мысли».
Все эти учения существовали в рамках схоластики.. Между ним шел спор об отношении общего к единичному. В этом споре решался главный вопрос философии: что первично, а что вторично. Господствующей идеей в средние века была позиция объективного идеализма (Платон). Решалась одна из глобальных проблем: вера или знание. Фома Аквинский (1226- 1274г.г.), схоласт, решал задачу поддержания религиозного мировоззрения в условиях зарождающейся тяги к объяснению природы и ее опытному изучению. 1. Ф. Аквинский учил, что душа одна обладает бытием, отдельным от тела. Его формула соотношения души тела: душа – источник движения тела. Ф. Аквинский различал способности души: разум (нус), воля и функции (растительные и животные). Соотношение между душой и телом - это соотношение формы и материи. Различаются чистые формы и формы, осуществляющиеся лишь в материи. Человеческая душа – низшая из этих чистых форм (поэтому она бессмертна) и высшая из форм второго рода (поэтому она принцип всей органической жизни). 2. В учении о познании различаются человеческое «естественное» познание и «сверхъестественное» (основа для религиозной веры). Естественное познание - это познание истины посредством чувств и интеллекта, который не является актом какого-либо телесного органа, он расширяет человеческое познание, поскольку может воспринимать вещь обобщенно. Бог есть высшая и конечная цель познания, которая познается путем откровения. Отсюда следует, что разум находится на службе веры. В качестве одного из механизмов познания у Ф. Аквинского выступает специальная операция сознания – интенциональность – внутреннее свойство, какая-то сила человека, данная ему от природы, которая придает акту восприятия и познания определенную направленность. 3. Разум и воля делают человека ответственными за свои поступки. Разум имеет примат над волей: «Нельзя желать того, что до этого не признано разумом». Однако конечным источником человеческих решений является не человек, а Бог, который вызывает в человеке стремление поступать так, а не иначе. Интерес к человеку был характерен для средневековья Китая. Особенное внимание уделялось совершенствованию человека в философии чань- буддизма. К душевному самоанализу были направлены такие формы религиозных обрядов как исповедь, молитва, аскетизм.
Роджер Бэкон (1214-1292) в спорах со схоластами провозгласил значение опытов и наблюдения в познании. Однако опыт дает возможность познать тело, а для познания души необходим особый ряд вдохновения – внутреннее просветление.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|