Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)




Недели Темы Лексико-грамматические категории N занятия
Сентябрь
  Обследование
  Обследование
  Детский сад Закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа  
  Игрушки Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число  
Октябрь
  Осень Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже  
На дели Темы Лексико-грамматические категории занятия
  Овощи Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительноласкательными суффиксами -ик-, -чик-, -ечк-, -очи-, -еньк-, -оньк- по теме  
  Фрукты Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже  
  Сад — огород Согласование существительных с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: на — с, в — из  
Ноябрь
  Лес. Грибы, ягоды, деревья Согласование имен числительных два и пять с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев и т.д.)  
  Перелетные птицы Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление употребления в речи простых предлогов: на — с, в — из; упражнение детей в умении образовывать уменьшительноласкательную форму имен существительных  
  Одежда Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -емок-, -оньк-; формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными  
  Обувь, одежда, голов ные уборы Формирование умения согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут); упражнение детей в умении подбирать слова противоположные по значению  

 

Занятие 1. Детский сад

Цели занятия:

Коррекционнообразовательная:

— обучать умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой. моя.

Коррекционно развивающие:

— отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного числа;

— закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме;

— расширять и активизировать словарь глаголов.

Коррекционно воспитательная:

— воспитывать интерес детей к слову и умение работать индивидуально.

Оборудование: игрушка — гном, фотографии помещений детского сада, предметные картинки с изображением торта, кекса, чая, сока, книги, мячика, пирамидки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед (держит в руках игрушку — гнома — и от его имени здоровается с детьми): Здравствуйте, ребята! Я веселый Гном. В лесном царстве я решил открыть детский сад, но не знаю, как это сделать. Вы расскажете мне о своем детском саде? (Да!)

2. Объявление темы.

Логопед: Ну что же, ребята, сегодня мы постараемся рассказать Гному о том, что такое детский

сад и чем мы здесь занимаемся. А теперь слушайте внимательно!

3. Вводная беседа.

Детский сад

Первый детский сад был открыт в Шотландии. А в России детские сады появились больше ста лет назад. С детьми здесь работают педагоги со специальным образованием. Занятия в детских садах чередуются с играми, труд с отдыхом.

На занятиях дети знакомятся с окружающим миром, учатся рисованию, лепке, конструированию, пению, началам грамоты и математики. У малышей развивают речь и мышление, их учат слушать и понимать объяснения воспитателя, доводить работу до конца. Ребят приучают наблюдать за явлениями природы, воспитывают любовь к ней и уважение к труду людей. Детский сад готовит детей к школе.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: А теперь с вашей помощью я проведу для Гнома экскурсию по детскому саду.

Игра «Где это происходит?». Можно провести

игру, используя фотографии помещений детского сада.

• Раздеваются (где?) —... (В раздевалке.)

• Моют руки, умываются —... (В умывальной комнате.)

• Играют, занимаются, рисуют —... (В группе вой комнате.)

• Спят —... (В спальне.)

• Танцуют, поют —... (В музыкальном зале.)

• Учатся правильно говорить —... (В логопеди песком кабинете.)

• Бегают, прыгают —... (В спортивном зале.)

• Режут, варят —... (В кухне.)

• Осматривают, слушают, лечат —... (В медицинском кабинете.)

Логопед: Ребята! Гном наш гость. Давайте угостим его и подарим подарки.

Игра «Подарки и угощение для Гнома». У каждого ребенка на столе лежат предметные картинки с изображением торта, кекса, чая, сока, книги, мячика, пирамидки и т.д. Дети берут их и поочередно составляют предложения со словами угощу и подарю (в зависимости от картинки).

Это мой сок. Я угощу Гнома соком.

Это моя книга. Я подарю Гному книгу и т.д.

Логопед: А теперь я приглашаю вас и Гнома на веселую физкульминутку.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Солнце скрылось за домами, *Солнышко» над головой.
Покидаем детский сад. Шаги на месте.
Я рассказываю маме Про себя и про ребят. Показывают на себя, а потом на воображаемую маму.
Как мы хором песни пели, Далее движения по тек-
Как играли в чехарду, сту.
Что мы пили, что мы ели.  
Что читали в детсаду.  
Г. Лодонщиков  

Логопед: Ребята! Гном хочет мне что-то сказать. (Логопед наклоняется к игрушке и прислушива ется.) Ему очень стыдно, но он забыл, чем вы занимаетесь в детском саду. Давайте поможем Гному вспомнить: я буду показывать вам фотографии, а вы расскажете, чем и где вы занимаетесь.

Игра «Подбери действие». Логопед называет

помещение, а дети говорят, для чего оно нужно

в детском саду.

• В физкультурном зале (что делают?) —... (Прыгают, бегают, тренируются, занима ются спортом, соревнуются.)

• В музыкальном зале (что делают?) —... (Тан цуют, поют, проводят праздники.)

• В логопедическом кабинете (что делают?) —... (Рассказывают, играют, отгадывают, учатся правильно говорить.)

• В кухне (что делают?) —... (Готовят, варят, жарят, режут, пекут, наливают, раздают.)

• В медицинском кабинете (что делают?) —... (Осматривают, слушают, делают привив ки, перевязывают.)

• В раздевалке —...

• В групповой комнате —...

• В умывальной комнате —...

• В спальне —...

5. Итог занятия.

Логопед: О чем мы рассказывали на занятии веселому Гному? А зачем он к нам приходил?

Чем занимаются дети в детском саду?

Задания для закрепления вне занятий

(тетрадь 1, с. 4-5)

• Игра «Закончи предложение»>.

Мальчик переодевается, а мальчики... (Переоде ваются.)

Мальчик лепит, а мальчики... (Лепят.)

Девочка делает зарядку, а девочки... (Делают зарядку.)

Девочка поет, а девочки... (Поют.)

Девочка пьет сок, а девочки... (Пьют сок.) Мальчик рисует, а мальчики... (Рисуют.)

• Игра «Как называется?»

Утром, когда мы кушаем, — это... (Завтрак.)

В полдень, когда мы кушаем, — это... (Обед.) После дневного сна, когда мы кушаем, — это... (Полдник.)

Вечером, когда мы кушаем, — это... (Ужин.)

• Игра «Когда мы это делаем?»

Завтракаем (когда?) —... (Утром.)

Обедаем —... (В полдень.)

Полдничаем —... (Днем.)

Ужинаем —... (Вечером.)

 

Занятие 2. Игрушки

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

— учить детей преобразовывать имена существительные единственного числа в имена существительные множественного числа.

Коррекционно развивающие:

— отрабатывать у детей навык правильного использования падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа;

— углублять знания детей по теме; закреплять употребление предлога с;

— развивать умение строить небольшие предложения;

— развивать наблюдательность, инициативную речь.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать бережное отношение к своим игрушкам и игрушкам своих друзей, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: разнообразные игрушки, предметные картинки с изображением игрушек.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Назови ласково».

Логопед: Сядет тот, кто назовет ласково.

Кукла — куколка.

Машина — машинка.

Шар — шарик.

Лошадь — лошадка.

Лиса — лисичка.

Щенок — щеночек.

Корабль — кораблик.

Паровоз — паровозик.

2. Объявление темы.

Логопед: Ребята! Сегодня я приглашаю вас побывать в стране игрушек. Но там случилось несчастье: все игрушки поссорились и перестали дружить друг с другом. Нам с вами нужно их помирить и тогда в стране игрушек снова наступит мир.

3. Вводная беседа.

Логопед: А теперь послушайте, какой путь совершают игрушки, прежде чем они окажутся у вас в руках.

Игрушки

Все дети любят игрушки и даже не задумываются о том, какой большой путь совершили игрушки, прежде чем попали к ним. Игрушки делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть цеха, в которых из различных материалов изготавливают игрушки.

Игрушки бывают мягкие, резиновые, деревянные, пластмассовые. Деревянные игрушки художник специальными красками раскрашивает, и они становятся яркими.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Почему же произошла ссора в стране игрушек? Все из-за того, что игрушки не смогли найти себе хозяев. Давайте каждый из вас выберет себе игрушку, а затем мы расскажем, чья это игрушка.

Игра «Ванина или Дашина игрушка?». Каждый ребенок выбирает себе игрушку. Один из детей встает, а остальные рассказывают, чья это теперь игрушка. (У Вани самолет. Это Ванин самолет. У Даши кукла. Это Дашина кукла.)

Логопед: В стране игрушек полный порядок. Давайте пока останемся здесь и узнаем как можно больше об этой стране. У каждого из вас есть игрушка. Расскажите мне, с кем или с чем будут играть ваши друзья. Оля расскажет мне про Васю, а Катя расскажет про Олега. И т.д.

Игра «Расскажи о соседе». Вася будет играть с машинкой. Катя будет играть с пирамидкой. Олег будет играть с роботом. И т.д.

Логопед: Ребята! Вы запомнили, у кого какая игрушка? (Ответы детей.) Подойдите к доске и поставьте свои игрушки на полочки. Еще раз посмотрите на игрушки. Посмотрели? Запомнили? А теперь мы сыграем в игру «Чего не стало?»

Игра «Чего не стало». Логопед убирает одну игрушку, просит детей открыть глаза и назвать, какой игрушки «не стало». (Не стало кубика. Не стало машинки.)

Можно провести усложненный вариант игры. Дети должны дать ответы типа «Не стало Вани ного самолета», «Не стало Машиной куклы».

Физкультминутка «Лошадка». Выполнение движений по тексту стихотворения.

Я люблю свою лошадку, Скачут на воображаемой лошадке.
Причешу ей шерстку гладко, Поглаживающие движения сверху вниз по туловищу.
Гребешком приглажу хвостик Приглаживают хвостик.
И верхом поеду в гости. А Барто Скачут на воображаемой лошадке.

Логопед: Сегодня на занятии у каждого из вас было по одной игрушке. А в стране игрушек их очень много. Представьте себе, что у вас не один робот, не одна кукла, а много. А как же тогда про них говорят? Давайте попробуем это сделать.

Игра «Скажи о нескольких игрушках». Логопед

предлагает детям ответить на вопросы.

Одна кукла, а если их несколько, то это что?

(Куклы.)

Один мяч, а если их несколько, то это что? (Мячи.)

Один флажок, а если их несколько, то это что?

(Флажки.) И т.д.

Логопед: Ребята! Когда игрушек слишком много, то что правильнее будет с ними сделать? (Подарить тому, у кого их мало.) Давайте мы сделаем друг другу подарки.

Логопед раздает детям мелкие игрушки (например, из шоколадных яиц), а дети дарят их друг другу, сопровождая действия предложениями типа «Я подарил Ане куклу», *Я подарил Андрею самолет».

5. Итог занятия.

Логопед: Где мы с вами побывали? Как мы смогли помирить жителей этой страны? Расскажите, кому что подарили? (Мне подарили паровозик. И т.д.)

Задания для закрепления вне занятий

(тетрадь 1, с. 6-7)

• Игра «Узнай игрушку по описанию». Воспитатель описывает игрушку, ребенок должен угадать ее. Например: резиновый, круглый, чем больше бьют, тем больше подскакивает вверх.

• Составить описательный рассказ об игрушке по следующему плану:

1. Что это?

2. Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?

3. Из какого материала сделана?

4. Как с ней можно играть?

Например: Это кукла, она большая, красивая, у нее желтое платье. С ней можно играть в дочки матери.

• Согласование существительных с числительными два, две. Игра «Подбери слово» (по теме «Игрушки*): два —... (Мяча.); две —... (Куклы.) И т.д.

 

Занятие 3. Осень

Цели занятия:

Коррекционно образовательная:

— учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

Коррекционноразвивающие:

— развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

— уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

— закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

— упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

— формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны); предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то как называется это время года? (Ответы детей.)

2. Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы отправляемся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)

3. Вводная беседа.

Логопед: Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.

Осень

Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!

Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и сля

коть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Ребята! Королева Осень прислала нам рисунок, на котором нарисована осень. Она очень недовольна, что художник неправильно изобразил ее царство и дает нам задание исправить ошибки художника.

Игра «Чего не бывает осенью?». Дети рассматривают картину и говорят о том, чего не бывает осенью.

Осенью не растут подснежники.

Осенью не купаются в речке.

Осенью не загорают.

Осенью не надевают шубы. И т.д.

Логопед: Ребята! Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она прислала нам загадки и просит отгадать, о чем идет речь. А чтобы нам было легче, у меня есть подсказки. (Логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра.)

Игра «Узнай по описанию». Логопед предлагает детям ответить на вопросы.

Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что?) —... (Солнце.)

Тяжелые, серые, темные, дождливые (что?) —... (Облака.)

Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что?) —... (Дождь.)

Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что?) — (Ветер.)

Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что?) —... (Листья.)

Логопед: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки осени. А теперь давайте расскажем, какая же сама осень.

Игра «Подбери признак». Дети подбирают признаки к слову «осень*.

Осень (какая?) —... (Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная и т.д.)

Физкультминутка «Осенью». Выполнение движений по тексту стихотворения.

Туча небо кроет, Солнце не блестит. Взмахи руками над головой.
Ветер в поле воет, Изображают рупор.
Дождик моросит. Взмахи руками перед собой.
Воды зашумели Быстрого ручья, Топают ногами на месте.
Птички улетели В теплые края. А. Плещеев Изображают улетающих птичек.

Логопед: Ребята! Королева Осень хоть и строгая, но щедрая. Щедра осень на урожай. Посмотрите внимательно на картинки. Что там изображено? (Пшеница, овощи, фрукты.) А теперь закончите мои предложения.

В поле собирают урожай (чего?) —... (Пшеницы.) В огороде собирают урожай (чего?) —... (Овощей.) В саду собирают урожай (чего?) —... (Фруктов.)

5. Итог занятия.

Логопед: В чьем царстве мы побывали? Какая она, королева Осень? Что собирают осенью? Где собирают урожай пшеницы (овощей, фруктов)? Назовите приметы осени.

Задания для закрепления вне занятий

(тетрадь 1, с. 8-9)

• Игра «Один — много». Дерево—деревья. Лист — листья. Трава — травы. И т.д.

• Игра «Скажи наоборот». Тепло — холодно, пасмурный день — солнечный день, длинный день — короткий день, сухой — мокрый, ранняя осень — поздняя осень, листья вырастают — листья опадают, прилетают — улетают. И т.д.

• Игра «Подбери признак». Небо осенью (ка кое?) —... Солнце —... Погода —... Деревья —... Трава —...

 

Занятие 4. Овощи

Цели занятия:

Коррекционнообразовательная:

— учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Коррекционно развивающие:

— развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи»;

— упражнять в отгадывании предметов по их описанию;

— развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей интерес к окружающему, гигиенические навыки и навыки правильного питания.

Оборудование: картинки с изображением овощей, корзинка, муляжи овощей, куклы: бабушка и дедушка.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Игра «Скажи наоборот».

Тепло — холодно, пасмурный день — солнечный день, длинный день — короткий день, сухой — мокрый, ранняя осень — поздняя осень, листья вырастают — листья опадают, прилетают — улетают. И т.д.

2. Объявление темы.

Логопед: Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А поедем мы к бабушке и дедушке на дачу, чтобы посмотреть, какие овощи созрели там на грядках. (Логопед и дети садятся на свои места, «едут» — имитируют езду на поезде). А чтобы в пути не было скучно, я расскажу вам об овощах.

3. Вводная беседа.

Овощи

Овощи растут в огороде или в поле. Некоторые из них вырастают в земле, а некоторые над землей. Овощи очень вкусные и содержат все нужные для здоровья витамины и минеральные вещества. Их едят сырыми, жареными или вареными. Человек употребляет в пищу корни, листья, стебли, стручки и семена разных овощей. Но перед употреблением овощи тщательно промывают.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Вот мы и в огороде. Кто здесь нас встречает?

Логопед выставляет кукол: дедушку и бабушку. Можно кукол заменить картинками. Далее занятие логопед ведет от имени дедушки и бабушки.

Бабушка предлагает детям отгадать, урожай каких овощей они собрали с дедушкой. Для этой цели используются муляжи овощей, которые находятся в корзинке. Логопед дает описание овоща, дети отга-

дывают, что это за овощ. После этого логопед достает овощ из корзинки.

Игра оУзнай по описанию». Дети подбирают к ряду слов-признаков слово-предмет.

Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. (Помидор.)

Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый. (Огурец.)

Круглая, зеленая, твердая, сочная. (Капуста.) Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая, витаминная. (Морковь.)

Круглый, жгучий, витаминный, твердый. (Лук.)

Круглая, бордовая, твердая, полезная, сладкая. (Свекла.)

Логопед: Ребята! Дедушка и бабушка собрали много овощей. Дедушка собирал овощи большого размера, а бабушка маленького размера. Назовите бабушкины овощи ласковыми словами.

Игра «Назови ласково». Дети образуют существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Огурец — огурчик, помидор — помидорчик, свекла — свеколка, баклажан — баклажанчик, лук — лучок, морковь — морковка, репа — репка, капуста — капусточка.

Физкультминутка «Огород». Выполнение движений по тексту стихотворения.

Огород у иас в порядке — Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород. Поливали огород. Действия по тексту.
В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту. «Сажают».
Лето все она толстела, Показывают руками круг перед собой.
Разрасталась вширь и ввысь. Руки в стороны, а затем вверх.
А теперь ей тесно белой, Говорит — посторонись! £ Стюарт Руки разведены в стороны, выполняют отталкивающие движения.

Логопед: Бабушка и дедушка приготовили для нас загадки. Но загадки не простые, они зашифрованы в виде картинок.

Игра «Четвертый лишний». Логопед выкладывает ряды картинок с изображением овощей — по четыре картинки. В каждом ряду одна картинка «лишняя*, то есть отличается существенным признаком.

Баклажан, тыква, картофель, капуста. («Лишний» картофель, потому что он растет в земле, а все остальные овощи над землей.)

Огурец, картошка, свекла, морковка. (Огурец.) Баклажан, капуста, помидор, тыква. (Все круглой формы, баклажан — овальный.)

Лук, кабачок, морковь, репа. (Всерастут в земле. а кабачок над землей.)

Логопед: Мы отгадали загадки, пора возвращаться в детский сад. («Едут».)

Вот мы и дома!

5. Итог занятия.

Логопед: Где мы с вами побывали? Урожай чего собрали дедушка и бабушка?

Почему овощи полезно употреблять в пищу? (Потому что они вкусные, витаминные, полез ные.)

Задания для закрепления вне занятий

(тетрадь 1, с. 10-11)

• Игра «Большой — маленький». Огурец — огурчик, помидор, горох, баклажан, свекла, морковь и т.д. •

• Составить описательный рассказ об овощах по плану:

1. Что это?

2. Где растет?

3. Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?

4. Какой вкус?

5. Что из него готовят?

 

Занятие 5. Фрукты

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

— учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже.

Коррекционно развивающие:

— упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои:

— развивать, активизировать и расширять словарный запас детей по теме;

— развивать внимание и мышление, уча устанавливать причинно-следственные связи.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей интерес к изменениям в природе в осенний период, трудолюбие.

Оборудование: картинки с изображением фруктов и деревьев: береза, осина, яблоня, дуб; серия предметных картинок: зернышко, росток, молодое дерево, яблоня в цвету, яблоня с плодами.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Игра «Выдели четвертый лишний».

Береза, осина, яблоня, дуб. (Яблоня.)

2. Объявление темы.

Логопед: Где растет яблоня? (Во фруктовом

саду.) А ухаживает за фруктовым садом садовник.

И сегодня я предлагаю вам превратиться в юных садовников и как можно больше узнать о фруктах, которые растут в саду. Вы согласны?

3. Вводная беседа.

Фрукты

Существует множество самых разных фруктов, которые растут по всему миру. Фрукты очень вкусные и полезные. Они сладкие, потому что в них есть особый сахар. Большую часть фруктов можно есть сырыми. Из них также готовят варенье, компот, мармелад... А еще фрукты можно сушить. Тогда они съеживаются и становятся еще слаще.

Из многих фруктов выжимают сок. Люди пьют сок таких фруктов, как апельсины, грейпфруты, лимоны, ананасы и виноград. Если смешать фрукты с молоком или мороженым, то получится молочный коктейль.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед указывает на доску, на которой выставлены картинки с изображением фруктов.

Логопед: Посмотрите внимательно на фрукты, которые находятся перед вами. А теперь подумайте и скажите, к какому из фруктов подходит слово «мой* («моя», «мое*).

Игра «Мой, моя, мое». Дети подбирают слова- признаки к местоимениям.

Мой (что?) —... (Апельсин.)

Моя —... (Вишня.)

Мое —... (Яблоко.) И т.д.

Логопед: Ребята! Садовник может многое нам рассказать о фруктах, рассказать, какие они: сладкие, кислые, вкусные, полезные, сочные, витаминные. Но мы ведь с вами тоже юные садовники. Поэтому к каждому слову, которое назвал садовник, подберем нужный фрукт.

Игра «Про что можно так сказать?». Дети подбирают слова-предметы к словам-признакам. Вкусный (что?) —..., ароматный (что?) —..., румяное (что?) —.... сочная (что?) —.... полезный (что?) —..., витаминная (что?) —.... круглое —.... овальный —..., гладкая... И т.д.

Логопед: А теперь пусть каждый из вас выберет себе фрукт. Посмотрите, кто какой фрукт себе взял и чей это стал фрукт.

Игра аЧьи фрукты: Ванины или Машины?».

Логопед просит детей составить предложения по образцу.

Маша взяла яблоко. Это Машино яблоко.

Ваня взял сливу. Это Ванина слива. И т.д.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

В саду фруктовом яблоня Машут руками над головой.
Посажена была. «Сажают» яблоню.
Она цветами белыми Руки подняты вверх, ладони изображают нерас- пустившийся цветок.
Весною расцвела. «Цветок* распускает лепестки.
Следил наш старый дедушка, Известный садовод, Изображают старого дедушку с палочкой.
Чтоб наливала яблоня Машут руками над головой.
Румяный сладкий плод. Пощипывают щеки.

Игра «От зернышка к плоду».

Логопед достает из конверта предметные картинки и просит детей расставить их в нужной последовательности, так как садовнику сложно справиться с этим.

Логопед: Ребята! Дедушка-садовник прислал нам письмо-загадку и просит ее разгадать.

После выполнения задания проводится беседа.

Логопед: О чем загадка садовника? (О том, как развивается яблоня.) Назовите, что было сначала, а что потом.

Дети поочередно, в нужной последовательности описывают изображенное на картинках: «Сначала было зернышко (семя). Из него появился росток. Из ростка — молодое дерево. Дерево зацвело, а затем появились плоды».

5. Итог занятия.

Логопед: Кем вы были на занятии?

Как называются деревья, на которых растут фрукты? Из чего вырастают большие фруктовые деревья?

Задания для закрепления вне занятий

(тетрадь 1, с. 12-13)

• Игра «Назови сок, варенье». Сок из яблока — яблочный, варенье из яблок — яблочное. И т.д. (Груша, апельсин, виноград, персик, абрикос.)

• Составить описательный рассказ о фруктах по плану:

1. Что это?

2. Где растет?

3. Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?

4. Какой вкус?

5. Что из него готовят? •

• Игра «Один — много». Апельсин — апельсины. И т.д.

 

Занятие 6. Сад — огород

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

— учить детей согласовывать имена существительные с глаголами.

Коррекционно развивающие:

— развивать у детей умение составлять предложения и правильно употреблять предлог в;

— упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;

— закреплять знания о геометрических фигурах, развивать внимание, мышление и умение соотносить различные формы.

Коррекционно воспитательная:

— воспитывать у детей умение работать в команде, сопереживать и приходить на помощь товарищам.

Оборудование: картины с изображением сада и огорода, эмблемы с названиями команд («Огородники», «Садовники») и таблички для столов, две корзины, морковки и яблоки (вырезанные из картона) в качестве «очков», предметные картинки с изображением овощей и фруктов, два стола со стульями для членов команд.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На доске выставлены две картины с изображением сада и огорода. Логопед раздает детям пред

метные картинки с изображением овощей и фруктов. После этого проводится разделение детей на две команды: те дети, у которых в руках картинки с изображением овощей, становятся командой «Огородники*, те у которых картинки с изображением фруктов — «Садовники».

2. Объявление темы.

Логопед: Ребята! Я объявляю викторину. Это значит, что две команды — «Огородники* и «Садовники» — будут соревноваться между собой. Победит та команда, в корзине которой окажется больше морковок или яблок.

Вы уже, наверное, догадались, что «Огородники* за правильный ответ будут получать морковки, а «Садовники» — яблоки. А вопросы я буду задавать о саде и огороде.

4. Развитие лексико-грамматических категорий. Проведение викторины.

После каждого тура викторины (лексико-грамматической игры) подводится итог и даются наставления командам.

Игра «Во саду ли, в огороде». Дети соотносят предметные картинки с сюжетными картинами. Овощи выставляют рядом с изображением огорода, фрукты — рядом с изображением сада, и объясняют свои действия: «Помидор растет в огороде*, «Яблоко растет в саду* и т.д. Логопед подводит итоги и кладет в корзину победителя соответствующий предмет.

Игра «Четвертый лишний*. На доске выставлены ряды картинок для одной и второй команд. Дети должны определить, какой предмет из четырех не подходит к другим, «лишний».

Для команды «Огородников»: Помидор, огурец, апельсин, морковь. Редис, лук, картофель, вишня.

Для команды «Садовников»: Яблоко, репа, груша, мандарин. Виноград, свекла, слива, лимон.

Физкультминутка «Огород» (см. занятие 4).

Игра «Узнай по описанию». Логопед предлагает детям догадаться, о чем идет речь. Побеждает команда, которая даст больше ответов. Игра проводится с помощью предметных картинок.

Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. (Помидор.)

Круглое, зеленое или красное, сочное, твердое. (Яблоко.)

Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый. (Огурец.)

Овальный, желтый, кислый, сочный, витаминный. (Лимон.)

Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая. (Морковь.)

Треугольная, спелая, сочная, желтая или зеленая, твердая. (Груша.)

Круглая, зеленая, твердая, сочная. (Капуста.)

Игра «На что похоже?». На столы каждой из команд логопед кладет: четыре картинки с изображением овощей («Огородникам»), четыре картинки с

изображением фруктов («Садовникам») и геометрические формы (потри каждой) — треугольник, круг, овал. Картинки с изображением овощей и фруктов раскладываются в ряд, а команды возле каждой картинки должны положить соответствующую геометрическую форму: к лимону — овал, к яблоку — круг, к морковке — треугольник и т.д. Когда задание будет выполнено, логопед проверяет и просит капитанов команд объяснить, почему именно эту форму они положили к овощам и фруктам.

Логопед: Почему возле яблока лежит круг? Ребенок: Потому что яблоко круглое.

5. Итог занятия.

Итог проведенной викторины: подсчитываются заработанные очки (морковки и яблоки), определяется победитель, поздравление и награждение обеих команд (в качестве награждения можно использовать настоящие фрукты).

Задания для закрепления вне занятий

(тетрадь 1, с. 14-15)

• Игра «1, 3, 5, 7». Согласование имен числительных с именами существительными: один помидор, три помидора, пять помидоров, семь помидоров и т.д.

• Игра «Нет чего?» Арбузы, а нет... (Арбузов.) И т.д.

• Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...