Вотчины Московского государства: определение, виды, особенности правового статуса.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Во́тчина — земельное владение, принадлежащее феодалу, состоящее из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. По характеру субъектов В. Делились:
1. Дворцовые-. собственные земли царя и его семьи; государственные принадлежат ему же, но как главе государства. Дворцовые земли и жившие на них крестьяне эксплуатировались обычными для феодализма способами: на них распространялись повинности в виде барщины или оброка. 2. Церковные- принадлежали церквям. 3. Частновладельческие- принадлежали феодалам. По способу приобретения:
Крестьянство Московского государства: основные категории, особенности правового статуса. В XIV и XV вв. в Московском государстве продолжают развиваться частные формы зависимости; в XVI и XVII вв. устанавливается общее прикрепление сельских жителей.
Крестьяне
Старожильцы (долго жили у одного феодала) половники(бедняки, не имели земли, отдавали пол урожая)
Серебраники (взявшие серебро в догл и обязанные его отработать) Бобыли (Получали от феодала желище, и иногда нетяглую землю)
Системы управления Русского централизованного государства (дворцово-вотчинная, путная, приказная). Дворцово-вотчинная Во времена Московского государства дворцово-вотчинная система делилась на две части: А)Управление дворца во главе- дворецкий (дворский), имевший в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворский ведал и пашенными княжескими крестьянами. Б)Другую часть образовывали так называемые пути, обслуживающие непосредственно князя и его окружение (должности: Сокольничий, Ловчий, Конюшенный, Стольничий и т.д. Пути выступали и как административные, и как судебные органы. Руководители путей именовались путными боярами. Из органов, обслуживающих личные нужды князя, дворцово-вотчинные органы управления все больше превращаются в общегосударственные учреждения. Так, дворский с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением светских и церковных феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого (по численности) и разветвленного (по структуре) аппарата. Чины дворца
- дьяки - специализировались на определенном круге дел. -выделяется великокняжеская казна, которая становится самостоятельным ведомством. Была создана также большая дворцовая канцелярия с архивом и иными структурными подразделениями. Как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин "приказ". Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Классифик. Приказов по Юшкову: 1) Дворцово-финансовый П. 1) П. Большого Дворца 2) П. Большого прихода 3) Военные П. A. Разрядный (назнач. На должности служилых). B. Стрелец. C. Казачий D. Иноземный E. Бронный 4)Суд.-админ. П. А) Поместный (раздача вотчин/поместий, иски по земельным спорам). Б)земский В) Холопий 4) Облостные П. А) Сибирский Б) Указ казенного дворца и т.д. 5)Ведавшие спец. Отраслями управления А)посольский Б)ямской и др. Состав приказов. Судья(начальник) - из Б.Думы, мог возглавить неск. Приказов.
Дьяки · Число зависело от значимости и размера приказа · Выбирались из рядового дворянства, дух.лиц, из круп.купечества. · Возгл-ли приказные столы, судили, доклад. Царю. · За службу получ. Поместье и денеж.оклад.
Подъячие- канцелярск. Служилые из дворян и детей приказных людей. 1)молодые- перепис.документы, неск.лет служ.без жалования 2)подъячие средней статьи- состав. Текст док-тов, работали с архивом, получ. Ден.оклад. 3) Старые п.- возглавляли повытья, руководили составлением документов за ден. Оклад.
· Переводчики · Толмачи · Золотописные · Рассыльные · Сторожа и т.д. В общем, в штате около 40 человек. Структура приказов. Столы (самые крупные; главные- дьяки)
(по территор-му и функц-му признаку) Повытья. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководившими всем громадным государством.
112. Изменения в государственном аппарате Российской империи в годы дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.). 1)Екатерина I. Меншиков, Толстой, Апраксин посоветовали Екатерине учредить специальный орган, который бы возвышался над всеми государственными учреждениями империи. 8 февраля 1726 года был создан Верховный тайный совет, ставший главным правительственным органом при императрице. В состав этого совета вошли А.Д. Меншиков (фактически глава совета), П.А. Толстой, Г.И. Головкин, Ф.М. Апраксин, А.И. Остерман (немец, начавший службу в России при Петре I) и др. Функции: 1)ведал всеми важными внутренними и внешними делами. 2)назначение высших чиновников, 3.финансовое управление, 4. отчетность ревизионной коллегии. Совету подчинялись три важнейшие коллегии - военная, адмиралтейская и иностранная. Центральный орган - Тайная канцелярия, созданная при Петре I, в 1726 году ликвидируется, и контрольно-розыскные и надзорные функции переходят к Верховному тайному совету. Сенат, провозгласивший Екатерину I самодержавной императрицей, ею же был подчинен Верховному тайному совету и потерял титул правительствующего, стал называться высоким. Последний посылал Сенату указы и требовал отчетов (доношения). Совету подчинялись Главная полицеймейстерская канцелярия и Преображенский приказ. Кондиции», составленные для следующей императрицы - Анны - ограничивали самодержавную власть царицы и ставили ее под контроль Верховного тайного совета. Без согласия Верховного тайного совета императрица не должна была решать вопросы войны и мира, проводить назначения выше полковника, расходовать денежные средства, давать вотчины, назначать себе преемника, выходить замуж.
2)Анна Иоановна. 4 марта 1730 года был упразднен Верховный тайный совет. Произошли изменения в высших органах власти. · Сенат продолжал действовать, но права его полностью не были восстановлены. · Был вновь создан 1731 году Кабинет министров. Вначале имел только управленческую функцию, но затем получил широкие полномочия и законодательные права. Три подписи кабинет министров заменяли подпись императрицы. Кабинет министров сковывал действия Сената. Фаворит Анны Бирон стал герцогом курляндским и всесильным человеком в Российском государстве. · Иностранцы у власти 3)1740- Елизовета Петровна. · Возвращение к Петровскому порядку · Ликвидация Кабинета · Сенат- высший гос. орган · Восстанавливалась петровская личная императорская канцелярия – Кабинет (должен был принимать документы на имя монарха, оформлять указы за его личной подписью, объявлять высочайшие повеления и руководить финансовой стороной дворцового хозяйства). · восстановила петровское «установление» - чрезвычайные совещания высших сановников для обсуждения наиболее сложных проблем, особенно в области внешней политики («Конференции»). · существовала Тайная канцелярия, которая в 40-60_е гг. вела расследование слухов, порочивших царицу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|